Следует ли читать суру Аль-Фатиха в джамаат намазе, после того как суру прочел Имам?

Следует ли читать суру "Аль-Фатигьа" в джамаат намазе, после того как суру прочел Имам? Должен ли быть интервал у Имама между чтением суры Аль-Фатигьа и последующей суры в утреннем, вечернем и ночном намазах, где Аль-Фатигьа читается в слух для Джамаата

Ответ:

То, что писал вам Yasin Yasinov является одним из мнений в этом вопросе, также добавлю, что нет ни одной книги из мазхаба аш-Шафии, переведённой на русский язык, а то, что есть на Кавказе у суфистов, далеко не тот мазхаб аш-Шафии, который есть на самом деле.

Касаемо вашего вопроса, то в этом вопросе есть ихтиляф еще со времён первых имамов.

1. Первое мнение заключается в том, что нет необходимости читать аль-Фатиху за имамом, ибо его чтения достаточно, для стоящих сзади:

Вот, что на эту тему пишет Сайид Сабик в Фихк ус-Сунна:

Собственно, молитва, во время которой не читается сура «аль-Фатиха», является недействительной, так как ее следует читать во время каждого рак’ата, как в обязательной, так и в добровольной молитве, как уже говорилось в главе «Предписания молитвы», за исключением того, что маъмум (молящийся стоя за имамом) освобождается от чтения и должен внимать чтению в той молитве, в которой (Куръан) читается вслух, согласно словам Всевышнего Аллаха:

«Когда читается Куръан, то слушайте его и храните молчание, быть может, вас помилуют». Сура «аль-А’раф», 204.

А посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда имам произносит такбир, вы (также) произносите такбир, а когда он читает – слушайте и храните молчание».
Достоверность этого хадиса подтвердил Муслим 404.

Такого же содержания есть и другой хадис:

«Чтение имама, является чтением для того, кто молится за ним».

То есть, чтение имама во время молитв, где Куръан читается вслух, является чтением маъмума, а что касается молитв, которые читаются тихо, то на них маъмум тоже должен читать. Он также должен читать и в молитвах, где Куръан читается вслух, если он не в состоянии слышать чтение имама.

Один из них со слов ‘Имрана ибн Хусайна (в котором говорится):

Я так и понял, что кто-то из вас отвлекается (от моего чтения)».

И второй, в котором он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«А когда он читает - слушайте».

Вероятность того, что чтение вместе с имамом непозволительно. Так когда же следует читать? Если скажут, что следует читать, когда имам молчит, то мы скажем: имаму не надлежит молчать. А как можно приобщить к обязательному то, что им не является? Особенно, когда имеется такая возможность для чтения в тех молитвах, где Куръан читается вслух, посредством сердца, обдумывая и размышляя над аятами. Это - порядок Куръана, хадиса, оберегания поклонения, следование Сунне и это является действием, основанным на вероятности». Конец цитаты (Абу Бакра ибн аль -‘Араби).

Это - выбор аз-Зухри и Ибн аль-Мубарака, и это мнение Малика, Ахмада и Исхака. Ибн Таймиййа поддержал и подкрепил (это мнение).

Конец цитаты из книги.

Также у аль-Альбани в подтверждение этих слов были хадисы, указывающие на это. (Подробно можно посмотреть на стр. 47 в его книге)
Приведу лишь сборники, где они приводятся:

1. Малик, аль-Хумайди, аль-Бухари в книге «Джуз аль-Кира‘а», Абу Дауд, аль-Махамили (6/139/1). Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим; Абу Хатим ар-Рази, Ибн Хиббан и Ибн аль-Каййим назвали этот хадис достоверным.
2. Ибн Аби Шайба (1/97/1), Абу Дауд, Муслим, Абу Авана, ар-Руйани в своей книге «Муснад» (24/119/1). Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ир-ва‘» (332, 394).
3. Ибн Аби Шайба (1/97/1), ад-Даракутни, Ибн Маджа, ат-Тахави и Ахмад приводят этот хадис через многочисленные пути «муснад» с «мурсалем» (через хадисы с непрерывным иснадом, доходящим до Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). - Прим. перев.).

Это мнение также Абу Ханифы. Из современных учёных этого мнения были Сайид Сабик и аль-Альбани.

2. Второе мнение заключается в том, что необходимо читать аль-Фатиху вместе с имамом.

Это мнение имама аш-Шафии, а из современных учёных это были Ибн Бааз и аль-Усеймин.

В тех хадисах, на которые они опирались, есть конкретное указание на чтение аль-Фатихи в каждом ракаате, вот некоторые из них:

а). Передают со слов ‘Убады ибн ас-Самита, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Нет молитвы у того, кто не прочел "Фатихату-ль-Китаб”/«Открывающая Писание»/.
Этот хадис передали аль-Бухари 756, Муслим 34/394, Абу Дауд 822, ат-Тирмизи 247, ан-Насаи 2/135 и 136, Ибн Маджах 837, ад-Дара Кутни 1/318, Ибн Хиббан 1786 и Ибн Хузайма 2/351 в своих «Сахихах».

б) Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"Молитва, в которой не читалась "Фатихату-ль-Китаб”, не будет зачтена”».
Этот хадис с достоверной цепью передал Ибн Хузайма 472. Также его передали Ибн Хиббан 1789 и Абу Хатим.

в). У ад-Дара Кутни приводится хадис с достоверным иснадом:

«Молитва того, кто не читал "Фатихату-ль-Китаб” не будет зачтена».

г). Передают со слов Абу Са’ида, да будет доволен им Аллах:

«Нам было велено читать "Фатихату-ль-Китаб” и (еще) то, что было (для нас) легко (читать)».
Этот хадис передали Абу Дауд 818, Ибн Хиббан 1790, Ахмад 3/3, Абу Йа‘ля 1210, аль-Баззар. Аль-Хафиз и Ибн Саййид ан-Насс сказали: «Его иснад достоверный».
[Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 732.]

д). В некоторых версиях хадиса, рассказывающего о молитве того, «Кто пренебрежителен к молитве» сказано:

«И затем читай "Умму-ль-Куръан”, до его слов сказанных ему: «И делай это при каждом рак’aте».

Также:
Имам аш-Шафии считал, что молящиеся позади имама обязаны читать "аль-Фатиху”, независимо от того, вслух или про себя читает Коран имам, и независимо от того, слышат они его чтение или нет. Это мнение опирается на следующий хадис Убады ибн ас-Самита «Однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил рассветный намаз, в котором с трудом читал Коран. Когда он закончил молиться, то сказал
"Я вижу, вы читаете Коран позади вашего имама” Люди ответили "Посланник Аллаха! Клянемся Аллахом, мы делаем это!” Он сказал "Не читайте ничего, кроме Матери Писания, потому что не принимается намаз того, кто не прочел эту суру”».
Ибн Хиббан, Аль-Бухари в книге «Джуз аль-Кира‘а», Абу Дауд, Ахмад. Ат-Тирмизи и ад-Даракутни назвали этот хадис хорошим, с чем согласился аль-Альбани.
Из него недвусмысленно следует, что даже если имам читает Коран вслух, то молящиеся позади него должны прочесть "аль-Фатиху” про себя.

Из очевидного смысла хадисов следует, что читать ее разрешается во время чтения имама. Однако лучше, по мере возможности, делать это в промежутках между чтением имама – когда он делает паузу во время чтения "аль-Фатихи”, по завершении этого или во время чтения другой суры.

Также:

1. http://fatwaonline.net/?view=question&id=121546

Основные источники:

а) Фикх ус-Сунна, Сайида Сабика
б) "Как совершал молитву пророк (мир ему и благословение Аллаха).." Аль-Альбани.

Этот вопрос является дозволенных в ихтиляфе, и тот, кто определит для себя более достоверное мнение, то пусть ему следует, ибо оба мнения правомощны.

Аллаху ведомо лучше.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика