Об обязательности преграды перед молящимся

преграда[1]

«Он (да благословитего Аллах и приветствует) стоял так близко перед преградой (сутрой), что междуним и стеной было (расстояние) в три локтя»[2], и «между местом егоземного поклона и стеной оставалось расстояние, достаточное для того, чтобы таммогла пройти овца»[3].

Он (да благословитего Аллах и приветствует) также говорил: «Молитесь, только обратившись лицом кпреграде, и никому не позволяйте проходить перед вами, а если он продолжит(пытаться пройти перед вами), то сражайтесь с ним, ибо рядом с ним находитсяего спутник (т.е. дьявол)»[4].

Он (да благословитего Аллах и приветствует) также говорил: «Если кто-нибудь из вас совершает молитву,обратившись лицом к преграде, то пусть приблизится к ней, чтобы шайтан непрервал его молитву»[5].

Иногда «он совершалмолитву у столба, который находился в его мечети»[6].

«Когда он молился(на открытом месте, где нечем было воспользоваться в качестве преграды), товтыкал перед собой (в землю) короткое копье, после чего совершал молитву,обратившись в сторону этого копья, а люди молились позади него»[7]; иногда «он опускал наземлю перед собой свою верблюдицу и молился, обратившись к ней лицом»[8], однако это отличается отсовершения молитвы в стойле для верблюдов, который «он запрещал»[9], а иногда «он брал седло,устанавливал его и молился, обращаясь лицом к его задней части»[10].

Он (да благословитего Аллах и приветствует) говорил: «Если кто-либо из вас установит перед собойчто-нибудь, например, спинку своего седла, то пусть молится и не обращаетвнимание на того, кто пройдет за ней»[11].

Однажды «онсовершил молитву, обратившись лицом к дереву»[12], а иногда «он совершалмолитву, обратившись лицом к кровати, на которой (лежала) ’Аиша (да будетдоволен ею Аллах) [под своим одеялом]»[13].

Он (да благословитего Аллах и приветствует) не допускал, чтобы между ним и его преградой прошелкто-нибудь. Так, однажды, «когда он молился, подбежала овца и хотела пройтиперед ним, а он опередил её, прижавшись животом к стене, [и овца прошла позадинего]»[14].

Также однажды «вовремя совершения обязательной молитвы он сжал кулак, а когда закончил молиться,люди спросили его: «О Посланник Аллаха!Во время молитвы что-то произошло?» Он ответил: «Нет, только вот шайтан хотелпройти передо мной, а я душил его, пока не почувствовал холод его языка насвоей руке. Клянусь Аллахом, если бы меня не опередил в том[15]мой брат Сулейман, то я (обязательно) привязал бы его (шайтана) к одному изстолбов этой мечети, чтобы дети (жителей) Медины могли обойти его (со всехсторон). Поэтому любой, кто сможет не допустить никого между собой и Киблой,пусть так и сделает!»[16]

Он (да благословитего Аллах и приветствует) также говорил: «Если кто-либо из вас станет молиться(обратившись лицом) к тому, что является преградой, а кто-то захочет пройтиперед ним (в это время), пусть (совершающий молитву) оттолкнет его [в другойверсии этого хадиса сообщается, что молящийся должен дважды попытатьсяостановить его], и если тот откажется (подчиниться), пусть он сразится (т.е.оттолкнет сильнее. — Прим. перев.) с ним, ибо это — шайтан!»[17]

Он также говорил: «Еслибы тот, кто проходит перед молящимся, знал, какой (грех) он берет на себя, то(понял) бы, что простоять на месте сорок <...> было бы лучше для него,чем пройти перед ним!» Передатчик этого хадиса Абу ан-Надр сказал: «И я не помню точно, сказал ли он сорокдней, месяцев или лет»[18].



[1]  «Сутра» - букв.«преграда, занавес, ширма». При молитве термин «сутра» относится к любомупредмету, который устанавливается прямо перед тем местом, где молящийсясовершает земные поклоны. Такая преграда служит указанием, что между ней имолящимся во время молитвы никому нельзя проходить, как о том более подробносообщается в настоящей главе.

[2] Аль-Бухари и Ахмад.

[3] Аль-Бухари и Муслим.

[4] Ибн Хузайма в «ас-Сахих» (1/93/1) с достоверным иснадом.

[5] Абу Дауд, аль-Баззар (стр. 54, «Зава’ид») и аль-Хаким, которыйназвал этот хадис достоверным, и с ним согласились аз-Захаби и ан-Навави.

[6] Аль-Бухари. Преграда необходима как имаму, так и человеку,совершающему молитву в одиночестве, даже в большой мечети. Ибн Хани в своейкниге «аль-Маса’иль аль-Имам Ахмад» (1/66) пишет: «Однажды Абу Абдуллах (имам Ахмад ибн Ханбал) увидел, как я молился, неотгородившись перед собой преградой. А я в это время находился вместе с ним всоборной мечети. Он сказал мне: «Отгородись чем-нибудь!’, и я отгородилсячеловеком». Здесь содержится указание на то, что имам Ахмад в вопросепреграды не делал различия между большими и малыми мечетями. И это, разумеется,верно, но подобное указание не соблюдают большинство молящихся и даже имамымечетей во всех тех странах, которые мне удалось посетить, в том числе и вСаудовской Аравии, которую я смог объездить в месяце раджаб этого года (1410 г.х.). Поэтому исламские ученые (улемы) должны говорить об этом людям, призыватьих соблюдать это, разъясняя им правила, действующие в отношении преграды. Этоже указание необходимо соблюдать и в двух Священных мечетях.

[7] Аль-Бухари, Муслим и Ибн Маджа.

[8] Аль-Бухари и Ахмад.

[9] Там же.

[10] Муслим, Ибн Хузайма (92/2) и Ахмад.

[11] Муслим и Абу Дауд.

[12] Ан-Наса’и и Ахмад приводят этот хадис через достовернуюцепочку передатчиков.

[13] Аль-Бухари, Муслим, Абу Йа’ла (3/1107).

[14] Ибн Хузайма в своей книге «ас-Сахих» (1/95/1), ат-Табарани(3/140/3) и аль-Хаким, который установил достоверность этого хадиса, и с нимсогласился аз-Захаби.

[15] Это относится к мольбе Сулеймана (мир ему), на которую ответилАллах, как о том повествуется в следующих аятах Корана: «Господь мой! Прости меня и даруй мне такую власть, которая после меняне будет приличествовать никому: поистине, Ты — Дарующий!» И сделали Мыподвластным ему ветер, который беспрепятственно веет, по его велению, куда бы онни пожелал, - и шайтанов, всяких строителей, ныряльщиков и других, закованных вцепи».(Сура «Сад», аяты 35-38).

[16] Ахмад, ад-Даракутни, ат-Табарани приводят этот хадис черездостоверную цепочку передатчиков.

[17] Аль-Бухари, Муслим. То, что заключено в квадратные скобки,дополнительно передает Ибн Хузайма (1/94/1).

[18] Аль-Бухари, Муслим. То, что заключено в квадратные скобки,дополнительно передает Ибн Хузайма (1/94/1).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика