Устремление взора к месту совершения земных поклонов и проявление должного смирения во время молитвы

«Он (да благословит его Аллах иприветствует) склонял свою голову во время молитвы и устремлял свой взор кземле»[1], (а) «когда он находился вКаабе, то не отводил взора от места совершения своих земных поклонов, пока непокидал её»[2];и он сказал: «Не подобает, чтобы в Доме (Аллаха) было нечто, что отвлекало бымолящегося»[3].

«Он запрещал устремлять свои взоры к небу»[4] и настаивал на этомзапрете до такой степени, что сказал: «Люди, которые устремляют свои взоры к небуво время молитвы, должны прекратить это делать, а иначе их зрение никогда невернется к ним (в другой версии этого хадиса говорится: «а тоони лишатся зрения»[5]. В другом хадисесообщается: «...а когда вы совершаете молитву, не смотрите по сторонам, посколькуАллах обращает Свой Лик к лицу Своего молящегося раба до тех пор, пока он непосмотрит в сторону»[6], и он также сказалотносительно взглядов (бросаемых молящимся человеком) по сторонам: «Это(не что иное, как кража) шайтана, похищающего нечто из молитвы раба (Аллаха)»[7].

Он (да благословит его Аллах и приветствует)также сказал: «Аллах не перестает смотреть на Своего раба во время молитвы до техпор, пока он не посмотрит в сторону, а когда он отворачивает свое лицо, Аллахотворачивается от него»[8], (и) он «запретил тривещи: клевать носом как петух, сидеть как собака[9] и вертеть головой каклисица»[10]; он также говорил: «Совершайтетак свою прощальную (т.е. словно последнюю в жизни. - Прим. перев.) молитву, как будто вы видите Его (перед собой), адаже если вы и не видите Его (перед собой), то Он поистине видит вас»[11]; и «Для любого мусульманина, которыйс наступлением времени обязательной молитвы должным образом совершит омовение,(а во время молитвы) будет проявлять должное смирение и правильно совершит всепоклоны, (эта) молитва непременно послужит искуплением совершенных до негогрехов, если не было (среди них ни одного) тяжкого, и так будет всегда»[12].

Однажды он (да благословит его Аллах иприветствует) совершал молитву в хамиса (шерстяной одежде с узорами. - Прим.перев.), и взгляд его упал на эти узоры. Закончив молиться, он сказал: «Отнеситеэту мою одежду Абу Джахму и принесите мне его анбиджанийу (одежду изгрубой ткани без узоров - Прим. автора), ибоона (т.е. хамиса) отвлекла меня от моей молитвы! (в другой версии этого хадисасообщается: «...ибо я посмотрел на её узоры, и она чуть было не ввела меня вискушение»)»[13].

Также «у ‘Аиши была тонкая шерстянаязанавеска с узорами, которой она отгораживала часть своего дома, и (однажды)Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Убери» отсюда эту твоюзанавеску, ибо поистине её изображения всё время стоят у меня перед глазами(т.е. отвлекают меня) во время молитвы!»[14].

Он также говорил: «Не следует совершать молитву,если еда уже подана, или если молящийся испытывает необходимость удовлетворитьбольшую или малую нужду»[15].



[1] Аль-Байхаки и аль-Хаким, который установил достоверность этогохадиса. Этот хадис подкрепляется также другим схожим хадисом, сообщаемым сослов десяти его сподвижников, как передал Ибн ‘Асакир (17/202/2). См.«аль-Ирва’» (354).

[2] Там же.       Важноезамечание! Эти два хадиса свидетельствуют о том, что устремление своего взора кместу совершения земных поклонов на земле является сунной, поэтому когда некоторыемолящиеся закрывают свои глаза во время молитвы, это всего лишь показнаянабожность, ибо наилучшее Руководство - это Руководство Мухаммада (даблагословит его Аллах и приветствует).

[3] Абу Дауд и Ахмад передают этот хадис через достоверную цепочкупередатчиков («аль-Ирва’», 1771); как ясно из контекста этого хадиса, слово«Дом» здесь означает Каабу.

[4] Аль-Бухари и Абу Дауд.

[5] Аль-Бухари, Муслим и ас-Сирадж.

[6] Ат-Тирмизи и аль-Хаким, которые считали этот хадисдостоверным. Ср.: «Сахих ат-Таргиб» (№ 353).

[7] Аль-Бухари и Абу Дауд.

[8] Этот хадис передали Абу Дауд и другие. Его достоверностьобосновали Ибн Хузайма и Ибн Хиббан. См. «Сахих ат-Таргиб» (№ 555).

[9] Прим. перев.: здесь имеется в виду, что «мусульмане не должнысадиться на ягодицы, приподнимая колени и упираясь в землю руками, потому что втакой позе сидит сатана. Эта поза также называется ‘позой собаки’» - «Итхафаль-Кирам» Сафий ар-Рахман аль-Мубаракфури.

[10] Ахмад и Абу Йа‘ла. См. «Сахих ат-Таргиб» (№ 556).

[11] Аль-Мухлис в «Ахадис Мунтака», ат-Табарани, ар-Руайани,ад-Дийа’ в «аль-Мухтара», Ибн Маджа, Ахмад и Ибн ‘Асакир. Достоверность этогохадиса обосновал аль-Хайтами в «Асна аль-Маталиб».

[12] Муслим.

[13] Аль-Бухари, Муслим и Малик. Источники и цепочки передатчиковэтого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (376).

[14] Аль-Бухари, Муслим и Абу Авана. Посланник (да благословит егоАллах и приветствует) не приказал стереть изображение на занавеске либоразорвать её. Он велел лишь убрать занавеску, поскольку - а Аллаху это ведомолучше - на ней не были изображены живые (имеющие душу) существа. Этоподтверждается тем фактом, что он (да благословит его Аллах и приветствует)приказывал уничтожать иные изображения, как о том говорится во многих хадисах,содержащихся в сборниках аль-Бухари и Муслима. Желающему побольше узнать обэтом следует обратиться к книгам «Фатх аль-Бари» (10/321) и «Гаят аль-Марам фиТахридж Ахадис аль-Халяль ва аль-Харам» (№ 131-145).

[15] Аль-Бухари и Муслим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика