Дополнительная ночная молитва (тахаджжуд)


Что касается дополнительной ночной молитвы,то иногда во время ее совершения он (да благословит его Аллах и приветствует)читал Коран вслух, а иногда про себя[1]. Он (да благословит егоАллах и приветствует) иногда читал короткие суры, а иногда длинные, порой читаястоль долго, что Абдуллах ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) однаждысказал: «(Как-то раз, когда) я совершалночную молитву вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), онстоял так долго, что мне даже захотелось сделать нечто дурное. Мы спросили:«Что же?» Я ответил: «Мне захотелось сесть, оставив Пророка (да благословит егоАллах и приветствует) стоять (в одиночестве)»[2].

Хузайфа ибн аль-Йаман сказал: «Однажды ночью я молился вместе с Пророком(да благословит его Аллах и приветствует). (Когда) он начал читать (суру)«Корова» (2:286), я подумал: «Он совершит поясной поклон после ста (аятов)»,однако он продолжал (читать). Тогда я подумал: «Он прочтет её полностью за дварак‘ата»; он же продолжал (читать), и я сказал себе: «Он совершит поясной поклон,закончив её». Однако потом он начал читать суру «Женщины» (4:176) и прочёл её(полностью), а потом приступил к (чтению суры) «Семейство ‘Имрана» (3:200)[3],которую (также) прочёл (полностью), чётко произнося каждую букву, и (каждыйраз), когда доходил до такого аята, в котором содержалось веление прославлять Аллаха,он произносил слова «Слава Аллаху!» (СубханаЛлахи!), (прочитав такой аят, в котором говорилось о необходимости)обращения (к Аллаху) с мольбами, обращался к Нему с такой мольбой, а (прочитав такойаят, в котором говорилось о необходимости) прибегать к защите (Аллаха),прибегал к (Его) защите. Затем он склонился в поясном поклоне...» и доконца хадиса[4].

Также «однажды ночью, когда он болел, имбыли прочитаны Семь Длинных сур»[5].

«(Иногда) он читал в каждом рак‘ате одну изэтих (Семи Длинных) сур»[6].

«(Никогда) не было такого случая, чтобы онпрочитывал полностью Коран за одну ночь»[7]. Более того, он нерекомендовал это делать Абдуллаху ибн ‘Амру (да будет доволен им Аллах), сказавему: «ПрочитывайКоран (полностью) за месяц!» Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал: «Я сказал: «Я могу (делать) больше этого».Он сказал: «Тогда прочитывай (Коран полностью) за двадцать ночей». Яответил: «Я могу (делать) больше этого».Он сказал: «Тогда прочитывай (Коран полностью) не менее чем за семь ночей и неуменьшай (этот срок)!»[8].

Затем «он разрешил ему прочитывать (Коранполностью) за пять ночей»[9].

Затем «он разрешил ему прочитывать (Коранполностью) за три ночи»[10].

Наконец, он запретил ему прочитывать (Коранполностью) за более короткий срок[11], объяснив это тем, что«тот, кто читает Коран менее чем за три дня, не понимает его»[12]. А в другой версии этогохадиса сообщается: «Не понимает Коран тот, кто читает его менее чем за три дня»[13]. Также он ему сказал: «Каждыйверующий человек испытывает (период) подъема (ширра[14]),а за всяким (периодом) подъема следует спад (фатра[15]),склоняющий (человека в это время) либо к сунне, либо к какому-нибудьрелигиозному новшеству (бид‘а).И тот, кого этот спад приводит к сунне, обрел истинное руководство, а тот, когоэтот спад приводит к чему-либо иному, обрел свою погибель»[16].

Именно поэтому «он (да благословит его Аллахи приветствует) не прочитывал Коран полностью менее чем за три дня»[17].

Он также говорил: «Тот, кто, молясь ночью,прочитывает двести аятов, будет записан как один из искренне поклоняющихся(рабов Аллаха)» [18]. Также «каждую ночь онобычно читал суры «Бану Исраиль»[19] (17:111) и «Толпы»(39:75)»[20].Кроме того, он говорил: «Тот, кто, молясь ночью, прочитывает стоаятов, не будет записан как один из пренебрегающих (своей молитвой)»[21].

Иногда «в каждом рак‘ате он читал околопятидесяти и более аятов»[22], или он «читал примерностолько же (аятов), сколько в суре «Закутавшийся (73:20)»[23].

«Он (да благословит его Аллах иприветствует) обычно не молился в течение всей ночи»[24], поступая так лишь вкрайне редких случаях. Так, однажды «Абдуллах ибн Хаббаб ибн аль-Арат —участник (битвы при) Бадре наряду с Посланником Аллаха (да благословит егоАллах и приветствует) бодрствовал всю ночь вместе с Посланником Аллаха (даблагословит его Аллах и приветствует) [в другой версии этого хадиса сообщается:«бодрствовал всю ночь, которую он полностью провёл, совершая молитву»], пока ненаступил рассвет. Поэтому, когда он завершил свою молитву, Хаббаб сказал ему:«О, Посланник Аллаха, да станут мои отец и мать выкупом за тебя! Ведь сегодняночью ты совершил молитву, подобно которой я не видел всю свою жизнь!» Онответил: «Да, это была молитва (преисполненная) надежды и страха. (Поистине) яобратился к своему Всемогущему и Великому Господу с мольбой (даровать мне) тривещи — две из них Он мне даровал, а в третьей отказал. Я попросил своегоГоспода не губить нас так же, как те общины, что жили до нас [в другой версииэтого хадиса сообщается: «...не губить мою общину голодом»], и Он даровал мнеэто; я попросил своего Всемогущего и Великого Господа не отдавать нас во властьврагу не из нас самих, и Он даровал мне это; и я попросил своего Господа неввергать нас во внутренние раздоры, но Он отказал мне в этом» [25].

Также однажды ночью (во время совершениямолитвы) он простоял до самого рассвета, повторяя один и тот же аят: «Если Ты накажешь их, то ведь они — рабыТвои, а если простишь их, то, поистине, Ты - Всемогущий, Мудрый!» (сура «Трапеза», аят118). [С этим аятом онсовершал поясные поклоны, с ним он совершал земные поклоны, и с ним онобращался к Аллаху с мольбами], [поэтому, когда наступило утро, Абу Зарр (дабудет доволен им Аллах) сказал ему: «О, Посланник Аллаха! Ты не переставал читатьэтот аят, пока не наступило утро; ты совершал с ним поясные поклоны, ты совершалс ним земные поклоны], [и ты обращался с ним к Аллаху с мольбами], [а ведь Аллахобучил тебя всему Корану] [если бы любой из нас поступал так же, (следовало либы) нам быть суровыми к нему?»] [Он сказал: «Поистине, я обратился к своемуВсемогущему и Великому Господу с мольбой о заступничестве для моей общины: Ондаровал мне это, и оно станет возможным, если пожелает Аллах, для любого, ктоне придает Аллаху сотоварищей»]»[26].

Один человек сказал ему: «О Посланник Аллаха!У меня есть сосед, который ночью во время стояния (при совершении молитвы) нечитает ничего, кроме (суры, начинающейся со слов): «Скажи: «Он, Аллах, Един...» (сура «Искренность (веры), 112:4) [повторяя её] [и ничего не добавляяк ней], рассказывая ему об этом так, будто он считал её слишком маленькой.(Выслушав его,) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, поистине, она (эта сура) равняетсятрети[27] Корана»[28].



[1] Ан-Наса’и приводит этот хадис через достоверную цепочкупередатчиков.

[2] Аль-Бухари и Муслим.

[3] Так указано в хадисе: сура «Женщины» (№ 4) предшествует суре«Семейство ‘Имрана» (№ 3). Это свидетельствует о том, что можно (строго) несоблюдать тот порядок сур во время чтения (Корана), в каком они расположены вэкземплярах Корана в редакции Усмана ибн Аффана. Наглядным примером являетсяэтот хадис.

[4] Муслим и ан-Наса’и.

[5] Абу Йа‘ла и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным,и с ним согласился аз-Захаби. Ибн аль-Асир указал: «Семь Длинных сур - это«Корова» (№ 2), «Семейство ‘Имрана» (№ 3), «Женщины» (№ 4), «Трапеза» (№ 5),«Скот» (№6), «Преграды» (№ 7) и «Покаяние» (№ 9)».

[6] Абу Дауд и ан-Наса’и приводят этот хадис через достовернуюцепочку передатчиков.

[7] Муслим и Абу Дауд.

[8] Аль-Бухари и Муслим.

[9] Ан-Наса’и и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным.

[10] Аль-Бухари и Ахмад.

[11] Ад-Дарими и Са‘ид ибн Мансур в своей книге «ас-Сунан» приводятэтот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

[12] Ахмад приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

[13] Ад-Дарими и ат-Тирмизи, причем последний назвал этот хадисдостоверным.

[14] Арабское слово «ширра» означает «воодушевление, энтузиазм,рвение, пыл, энергичность». Ширрой молодости являются её ранняя стадия исопутствующие ей рвение и энтузиазм. Имам ат-Тахави говорит: «Здесь (в этомхадисе) подразумевается рвение (энтузиазм) мусульман, совершающих такие деяния,которые приближают их к своему Господу. Однако (по прошествии некотороговремени) они перестают совершать эти деяния должным образом или совсем отказываютсяот них, поэтому наиболее любимыми из их деяний перед Посланником Аллаха (даблагословит его Аллах и приветствует) были те, которые совершались регулярно (ине прерывались). Вследствие этого он велел им выполнять такие добродеяния,которые они могли совершать постоянно, не отступая от них до тех пор, пока онине встретятся со своим Всемогущим и Великим Господом. Именно на это указываетследующий хадис, передаваемый от него (да благословит его Аллах иприветствует), в котором он сказал: «Больше всего Аллах любит такие дела,которые совершаются наиболее постоянно, даже если их будет совсем немного».            Я (шейх аль-Албани. — Прим. перев.)говорю: «Этот хадис, который предварен словами «передаваемый (от него)», являетсядостоверным, его сообщила ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах), и он согласованимамами аль-Бухари и Муслимом».

[15] Арабское слово «фатра» означает «промежуток, перерыв, пауза»;в данном случае под ним подразумевается период пониженного энтузиазма.

[16] Ахмад и Ибн Хиббан в своей книге «Ас-Сахих».

[17] Ибн Са‘ад (1/376) и Абу аш-Шайх в «Ахлак ан-Наби» (281).

[18] Ад-Дарими и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным,и с ним согласился аз-Захаби.

[19] Другое название этой суры - «Перенос ночью» (Прим. перев.).

[20] Ад-Дарими и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным,и с ним согласился аз-Захаби.

[21] Ахмад и Ибн Наср приводят этот хадис через достоверную цепочкупередатчиков.

[22] Аль-Бухари и Абу Дауд.

[23] Ахмад и Абу Дауд приводят этот хадис через достоверную цепочкупередатчиков.

[24] Муслим и Абу Дауд. На основании этого и других хадисовсчитается порицаемым (макрух) бодрствовать ночь напролёт (совершая молитву),будь то постоянно или достаточно часто, поскольку это противоречит примеруПророка (да благословит его Аллах и приветствует). Если бы бодрствование втечение всей ночи (совершая молитву) имело большее благо, то он (да благословитего Аллах и приветствует) так бы и поступал, ведь наилучшее Руководство - это РуководствоМухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Не надо вводить себя взаблуждение тем, что рассказывается об Абу Ханифе (да будет милостив к немуАллах), который якобы в течение сорока лет читал утреннюю молитву, сохранивомовение, совершенное накануне перёд вечерней молитвой (‘иша). Ведь этосообщение о нем не имеет под собой никакой основы. Ученый-богословаль-Файрузабади в книге «Ар-Радд ‘аля аль-Му’тарид» (44/1) пишет: «Этосообщение является столь лживым, что его невозможно приписать имаму, посколькуто (о чём в нём рассказывается) не имеет никакой добродетели, а ведь людям,подобным имаму, было присуще совершать гораздо лучшие деяния. Несомненно, чтоповторное совершение омовения перед каждой молитвой является более совершенными лучшим (деянием). Это истинно даже в том случае, если бы оказалось правдойто, что он бодрствовал (читая молитву) ночь напролёт в течение сорока летподряд! Эта история больше относится к разряду небылиц, выдуманных некоторымиглубоко невежественными фанатиками, которые измышляют подобное об Абу Ханифе идругих (великих людях), тогда как всё это является не более чем ложью».

[25] Ан-Наса‘и, Ахмад и ат-Табарани (1/187/2); Ат-Тирмизи назвалэтот хадис достоверным.

[26] Ан-Наса’и, Ибн Хузайма (1/70/1), Ахмад, Ибн Наср и аль-Хаким,который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[27] Как пишет шейх Абд ар-Рахман Ибн Насир ас-Са‘ди в своей книге«Радость сердец благочестивых»: «Улемы много говорили о том, что в этих словахподразумевается под равенством. Лучшим следует считать мнение о том, что даннаясура равна трети Корана в том отношении, что она содержит в себе великиепринципы, касающиеся единобожия и основ веры» (Прим. перев.).

[28] Ахмад и аль-Бухари.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика