Поясной поклон (руку‘)

 

Завершив чтение (Корана), он (да благословитего Аллах и приветствует) делал небольшую паузу[1], затем поднимал свои руки[2] таким же образом, как былоранее разъяснено в разделе «Такбир, открывающий молитву (такбират аль-ихрам)»,произносил такбир[3]и совершал поясной поклон[4].

Он велел так же поступать «человеку, которыйплохо помолился», сказав ему: «Поистине, молитва любого из вас не будетполной до тех пор, пока он не совершит наилучшим образом омовение так, каквелел ему Аллах...; затем он возвеличивает Аллаха, восхваляет и прославляетЕго; затем прочитывает из Корана столько, сколько ему не составит труда изтого, чему обучил его Аллах и позволил ему (запомнить); затем произносит такбири совершает поясной поклон [возложив руки на колени,] пока (он не почувствует,что) его суставы не напряжены и расслаблены»[5].

 

Особенности поясного поклона

«Он (да благословит его Аллах иприветствует) возлагал ладони своих рук на колени»[6] и «велел другим делать тоже самое»[7], как, например, «человеку,который плохо помолился» в приведенном выше хадисе.

«Он плотно прижимал (ладони) своих рук кколеням [будто сжимая их]»[8] и «растопыривал своипальцы»[9], велев то же самое делать«человеку, который плохо помолился», сказав: «Когда ты совершаешь пояснойпоклон, возложи свои ладони на колени, затем растопырь пальцы, затем оставайся(в таком состоянии), пока каждый член твоего тела не примет свое (должное)положение»[10].

«Он принимал свободное положение (т.е. ненаходился в зажатом состоянии) и расставлял свои локти в стороны от боков (т.е.не прижимал их к бокам)»[11].

«Во время совершения поясного поклона онраспрямлял свою спину и держал её ровно»[12], «так, что если бы на неёлили воду, то она оставалась бы на месте (т.е. не стекала)»[13]. Он также сказал«человеку, который плохо помолился: «Когда ты совершаешь поясной поклон, положисвои ладони на колени, распрями (во всю длину) свою спину и стой твёрдо в такомположении» (дословно: в своём поясном поклоне. — Прим. перев.[14].

«Он не опускал голову слишком низко (т.е.его голова не свисала) и не поднимал её (слишком высоко) [т.е. выше уровняспины]»[15] — она занималапромежуточное положение (между ними)[16].

 

Об обязательности соблюдения спокойствия во время совершения поясногопоклона

Он был спокоен при совершении поясногопоклона и велел так же поступать «человеку, который плохо помолился», как обэтом упоминалось ранее.

Он говорил: «Совершайте до конца свои поясныеи земные поклоны, ибо, клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, поистине, я вижу васу себя за спиной[17],когда вы совершаете поясные и земные поклоны»[18].

Однажды «онувидел какого-то молящегося человека, который не совершал должным образомпоясные поклоны и клевал носом во время совершения земных поклонов, на что онсказал: «Если бы этот человек умер втаком состоянии, то он бы умер не в вере Мухаммада [тыкая носом во времямолитвы, словно ворона, клюющая кровь]. Тот, кто не совершает до конца своипоясные поклоны и клюёт носом во время совершения земных поклонов, подобенголодному человеку, который съедает один-два финика, но пользы ему от нихникакой»[19].

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах)сказал: «Мой любимейший друг (да благословитего Аллах и приветствует) запретил мне во время молитвы клевать носом, как петух,вертеть головой, как лисица, и садиться (на корточки), как обезьяна»[20].

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах иприветствует) также говорил: «Наихудшим из воров среди людей являетсятот, кто похищает (нечто) из своей молитвы». Его спросили: «О Посланник Аллаха! А каким образом онпохищает (нечто) из своей молитвы?» Он ответил: «Он не совершает до конца своипоясные и земные поклоны»[21].

Однажды «он молился и заметил краем глазачеловека, позвоночник которого не принимал устойчивое положение во времяпоясных и земных поклонов. Завершив (молиться), он сказал: «О собрание мусульман! Поистиненедействительна молитва того, кто не приводит свой позвоночник в устойчивоеположение при совершении поясных и земных поклонов»[22].

В другом хадисе он сказал: «Незасчитывается молитва человека (до тех пор), пока он не выпрямит свою спину вовремя совершения поясных и земных поклонов»[23].



[1] Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, ис ним согласился аз-Захаби.

[2] Аль-Бухари и Муслим. Об этом поднятии рук передается великоемножество (мутаватир) хадисов от самого Пророка (да благословит его Аллах иприветствует), как и о поднятии рук при выпрямлении из поясного поклона. Этанорма является мазхабом трех имамов — Малика, аш-Шафи‘и и Ахмада, — а такжебольшинства ученых-знатоков хадисов (мухаддисов) и специалистов-правоведов(факихов). Имам Малик (да будет милостив к нему Аллах) придерживался этой нормывплоть до самой смерти, как о том сообщает Ибн ‘Асакир (15/78/2). Некоторыепредставители ханафитского мазхаба также избрали эту норму, включая Исама ибнЙусуфа Абу ‘Асама аль-Бальхи (ум. в 210 г. х.), являвшегося учеником имама АбуЙусуфа (да будет милостив к нему Аллах), как уже было разъяснено в Предисловиик данной книге. Абдуллах ибн Ахмад в своей книге «аль-Маса’иль» (стр. 60)привёл следующее сообщение от своего отца (Ахмада ибн Ханбаля. — Прим. перев.):«Со слов ‘Укбы ибн ‘Амира передают, что он сказал о человеке, который поднимаетсвои руки во время молитвы: «За каждоетакое движение он получает награду (от Аллаха) как за совершение десяти добрыхдел». Это высказывание подтверждается следующим священным хадисом (хадис кудси— он передается нам через Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), асама цепочка этого хадиса возводится им к Всемогущему и Великому Господу. —Прим. перев.): «...тот, кто решитсовершить доброе дело и совершит его, Аллах запишет за ним у Себя (совершение)от десяти до семисот и многим более таких добрых дел» (Аль-Бухари иМуслим). См. «Сахих ат-Таргиб» (№ 16).

[3] Аль-Бухари и Муслим.

[4] Там же.

[5] Абу Дауд и ан-Наса’и. Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным,и с ним согласился аз-Захаби.

[6] Аль-Бухари и Абу Дауд.

[7] Аль-Бухари и Муслим.

[8] Аль-Бухари и Абу Дауд.

[9] Аль-Хаким. Он назвал этот хадис достоверным, и с ним согласилисьаз-Захаби и ат-Тайалиси. Этот хадис приводится в «Сахих Абу Дауд» (809).

[10] Ибн Хузайма и Ибн Хиббан в своих книгах «Ас-Сахих».

[11] Ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным, и ИбнХузайма.

[12] Аль-Бухари и Аль-Байхаки приводят этот хадис через достовернуюцепочку передатчиков.

[13] Ат-Табарани в «Му‘джам аль-Кябир» и «Му‘джам ас-Сагир»,Абдуллах ибн Ахмад в «Зава’ид аль-Муснад» и Ибн Маджа.

[14] Ахмад и Абу Дауд приводят этот хадис через достоверную цепочкупередатчиков.

[15] Абу Дауд и аль-Бухари в «Джуз аль-Кира’а» приводят этот хадисчерез достоверную цепочку передатчиков.

[16] Муслим и Абу Авана.

[17] Это было настоящее физическое видение, являвшееся одним изчудес Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которое ограничивалосьтолько временем молитвы: нет никаких свидетельств, чтобы это видение носилообщий характер.

[18] Аль-Бухари и Муслим.

[19] Абу Йа‘ла в «аль-Муснад» (340, 3491/1), аль-Аджури в«аль-Арба‘ин», аль-Байхаки, ат-Табарани (1/192/1), ад-Дийа’ в «аль-Мунтака миналь-Ахадис ас-Сахах ва-ль-Хисан» (276/1), Ибн ‘Асакир (2/226/2,414/1,8/14/1,76/2) передали этот хадис через хорошую цепочку передатчиков и ИбнХузайма, который назвал этот хадис достоверным (1/82/1). Ибн Батта приводитпервую часть другого подкрепляющего хадиса в форме «мурсаль», кроме дополнения,в «аль-Ибана» (5/43/1).

[20] Ат-Тайалиси, Ахмад и Ибн Аби Шайба. Это хороший хадис, как яразъяснил в примечаниях к книге «аль-Ахкам» (1348), написанной Абд аль-Хаккомаль-Ишбили.

[21] Ибн Аби Шайба (1/89/2), ат-Табарани и аль-Хаким, которыйназвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[22] Ибн Аби Шайба (1/89/1), Ибн Маджа и Ахмад приводят этот хадисчерез достоверную цепочку передатчиков. См. «Ас-Сахих» (2536).

[23] Абу Авана, Абу Дауд и ас-Сахми (61). Ад-Даракутни назвал этотхадис достоверным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика