Слова поминания Аллаха при совершении поясного поклона

 

Он произносил слова поминания Аллаха иобращался к Нему с различными мольбами, которые приведены ниже:

1. Субхана Рабби-ль-‘Азым (3 раза)

«Слава моему Великому Господу!»[1] (3 раза). Однако иногда онпроизносил эти слова больше трех раз[2]. Однажды во времясовершения дополнительной ночной молитвы он повторял эти слова так много раз,что его поясной поклон был примерно таким же по продолжительности, как (ивремя) его стояния (кийам), в котором он прочитал три длинные суры:«Корова», «Женщины» и «Семейство ‘Имрана». Во время совершения этой молитвы онмного раз обращался к Аллаху с мольбами и просил Его о прощении. Этот хадис былприведен ранее в разделе «Дополнительная ночная молитва (тахаджжуд)» (отХузайфы ибн аль-Йамана. - Прим. перев.).

2. Субхана Рабби-ль-‘Азым ваби-хамди-хи (3раза).

«Слава моему Великому Господу и хвала Ему!»[3] (3 раза).

3. Суббухун, Куддусун,Раббу-ль-маляикяти ва-р-рух.

«Преславный, Пресвятой[4], Господь ангелов и Духа[5][6]

4. Субхана-кя, Аллахумма, ваби-хамди-кя! Аллахумма, гфир ли!

«Слава[7] Тебе, о Аллах, и хвалаТебе! О Аллах, прости меня!» Он часто произносил эти слова во время совершенияпоясных и земных поклонов, выполняя то, что было велено ему делать в Коране[8].

5. Аллахумма, ля-кя ракя‘ту, ваби-кя аманту, ва ля-кя ас-лямту, [Анта рабби,] хаша‘а ля-кя сам‘и, ва басари,ва муххи, ва ‘азми [или ‘ызами], ва ‘асаби [ва ма-стакалля би-хи кадами лиЛляхи рабби-ль-‘алямин]

«О Аллах, Тебе я поклонился, в Тебя яуверовал. Тебе я покорился, [Ты - мой Господь,] Тебе покорились мой слух и моёзрение, и мой мозг, и моя кость (в одном из сообщений передается: «мои кости»),и мои сухожилия [и то, что носят[9] ноги мои - всё принадлежитАллаху, Господу миров!]»[10]

6. Аллахумма, ля-кя ракя‘ту, ваби-кя аманту, ва ля-кя аслямту ва ‘аляй-кя таваккялту, Анта рабби, хаша‘а сам‘ива басари, ва дамми, ва ляхми, ва ‘азами, ва ‘асаби ли Лляхи рабби-ль-‘алямин.

«О Аллах, Тебе я поклонился, в Тебя яуверовал, Тебе я покорился, на Тебя я уповаю! Ты - мой Господь! Мой слух, и моёзрение, и моя кровь, и моя плоть, и мои кости, и мои сухожилия принадлежатАллаху, Господу миров!»[11]

7. Субхана зи-ль-джабарути,ва-ль-малякути, ва-ль кибри-йаи, ва-ль-‘азамати.

«Слава Обладателю могущества, владычества,величавости и величества!». «Он произносил эти слова, совершая дополнительнуюночную молитву»[12].

 

О совершении продолжительного поясного поклона

«Его (да благословит его Аллах иприветствует) поясной поклон, стояние после поясного поклона, земной поклон исидение между двумя земными поклонами были примерно равны (попродолжительности)»[13].



[1] Ахмад, Абу Дауд, Ибн Маджа, ад-Даракутни, ат-Тахави,аль-Баззар, Ибн Хузайма (604) и ат-Табарани приводят этот хадис в книге«Му‘джам аль-Кябир» со слов семерых сподвижников. Таким образом, этот хадисопровергает мнение тех (например, Ибн аль-Каййима и других), которые неразделяли точку зрения, разрешающую ограничиться лишь троекратным произнесениемпрославления.

[2] Такой вывод был сделан на основании хадисов, где сообщается,что его (да благословит его Аллах и приветствует) стояние (кийам), поясной иземной поклоны были одинаковыми по продолжительности, как о том сказано вследующем разделе.

[3] Достоверный хадис, приводимый Абу Даудом, ад-Даракутни,Ахмадом, ат-Табарани и аль-Байхаки.

[4] Абу Исхак сказал, что «суббух значит «лишенный каких-либонедостатков», тогда как куддус значит «Пресвятой или Пречистый». Ибн Сайдасказал: «Преславный и Пресвятой являютсяатрибутами Всемогущего и Всевышнего Аллаха, ибо Его прославляют и превозносят остальные(создания)» («Лисан аль-‘Араб»).

[5] Очевидно, здесь имеется в виду ангел Джибраил (мир ему) (Прим.перев.).

[6] Муслим и Абу Авана.

[7] То есть «свидетельствую, что Слава Твоя превыше всегонеподобающего, что приписывают Тебе» (Прим. перев.).

[8] Аль-Бухари и Муслим. «Выполняя то, что было велено ему делатьв Коране» относится к следующему высказыванию Всевышнего Аллаха: «Такпрославляй Господа твоего хвалою и проси у Него прощения, ведь Он, поистине,всегда приемлет покаяние» (Сура «Помощь», 110:3).

[9] Это пример использования общей фразы, следующей послеупоминания каждого отдельного предмета (иначе говоря, всё тело целиком. - Прим.перев.).

[10] Муслим, Абу Авана, ат-Тахави и ад-Даракутни.

[11] Ан-Наса’и приводит этот хадис через достоверную цепочкупередатчиков.

[12] Абу Дауд и ан-Наса’и приводят этот хадис через достовернуюцепочку передатчиков.           Примечание: Существует ли какое-нибудь свидетельство, допускающеепроизнесение двух или более из вышеприведенных поминаний (Аллаха) за одинпоясной поклон или нет? Богословы разошлись во мнениях по этому вопросу. Ибналь-Каййим в своей книге «Заад аль-Ма‘ад» ничего конкретного на этот счет невысказал. Имам ан-Навави склонялся в пользу первого варианта в своей книге«аль-Азкар», написав: «Лучше всегообъединить все эти слова поминания, если есть такая возможность, поступая также и при совершении остальных действий (во время молитвы), в которых произносятсяслова поминания». Абу ат-Таййиб Сиддик Хасан Хан с ним не согласился, написавв «Нузуль аль-Абрар» (стр. 84): «Однислова поминания передаются здесь, другие - там, но я не вижу свидетельств,позволяющих их объединить. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах иприветствует) не объединял их сразу, иногда произнося одну мольбу, а иногда -другую; лучше следовать (его примеру), чем выдумывать что-то новое».Последняя точка зрения наиболее близка к истине, с позволения Аллаха, однакоСунной установлено длительное пребывание в этом положении, так же как и вдругих, которое по продолжительности примерно равно времени стояния (кийам).Таким образом, если молящийся желает следовать Сунне Пророка (да благословитего Аллах и приветствует) в том, что касается этого вопроса, единственно возможнымдля него остается либо сочетание этих поминаний, как на то указал ан-Навави ипередал Ибн Наср в книге «Кийам аль-Ляйль» (стр. 76) от Ибн Джурайджа,сообщившего, что так поступал ‘Ата, либо произносить слова какого-нибудь изпоминаний, которые повторяются неоднократно, что будет ближе к Сунне. Аллахуэто ведомо лучше!

[13] Аль-Бухари и Муслим. Источники и цепочки передатчиков этогохадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (331).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика