Формы ташаххуда

 Он (да благословит егоАллах и приветствует) обучил своих сподвижников различным формам ташаххуда.

 1. Ташаххуд, передаваемыйот Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах).

 Ибн Мас‘уд сказал:«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) научил меня словамташаххуда точно так же, как он обучал меня сурам Корана, держа (при этом) моюладонь в своих руках:

 Ат-тахиййату ли-Лляхива-с-салавату ва-т-таййибату. Ас-саляму ‘аляй-кя аййу-ха-н-набиййу, ва рахматуЛлахи ва баракату-ху. Ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Ллахи-с-салихин[(Сказав здесь): «И, поистине, если вы произнесёте (эти слова), они коснутсякаждого праведного раба Аллаха на небесах и на земле».] Ашхаду алля иляхаилля-Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху

 «Приветствия[1] имолитвы[2], и (все)благие слова[3]- Аллаху! Мир[4]тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения[5]! Мир нами всем праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, исвидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его Посланник». (Далее Ибн Мас‘удсказал:) [«Так говорили, когда он был среди нас, а когда он скончался, мыговорили:

 Ас-саляму ‘аля-н-набийи- «Мир Пророку» ][6].

 2. Ташаххуд, передаваемыйот Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах).

 Ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллахи приветствует) учил нас ташаххуду точно так же, как он обучал нас [сурам]Корана. Он говорил:

 Ат-тахиййату-ль-мубаракату-с-салавату-т-таййибату ли-Лляхи[7].[Ас-] саляму ‘аляй-кя аййу-ха-н-набиййу, ва рахмату Ллахи ва баракату-ху.[Ас-]саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Ллахи-с-салихин. Ашхаду алля иляхаилля-Ллаху ва [ашхаду] анна Мухаммадан расулю-Ллах [в другой версии: ‘абду-ху ва расулю-ху]

 «Приветствия,благословенные слова, молитвы, (все) благие слова - Аллаху. Мир тебе, о Пророк,милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха!Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и [свидетельствую, что] Мухаммад -Посланник Аллаха!» [в другой версии: «Его раб и Его Посланник»][8].

 3. Ташаххуд, передаваемыйот Ибн Умара (да будет доволен им Аллах).

 Ибн Умар передал, чтоПосланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во время ташаххудапроизносил следующие слова:

 Ат-тахиййату ли-Лляхи[ва-]с-салавату [ва-] т-таййибату. Ас-саляму ‘аляй-кя аййу-ха-н-набиййу, варахмату Ллахи [Ибн Умар сказал: «В этом месте я добавляю[9]: вабаракату-ху] Ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Ллахи-с-салихин. Ашхадуалля иляха илля-Ллаху [Ибн Умар сказал: «В этом месте я добавляю[10]: вахда-хуля шарикя-ля-ху] ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху.

 «Приветствия, [и] молитвы,[и] (все) благие слова - Аллаху! Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха [и Его благословения]!Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нет бога, кромеАллаха [у Которого нет сотоварища], и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб иЕго Посланник»[11].

 4. Ташаххуд, передаваемыйот Абу Мусы аль-Аш‘ари (да будет доволен им Аллах).

 Он передал, что ПосланникАллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «...когда выусаживаетесь (для чтения ташаххуда), то первое, что каждому из вас следуетпроизнести, это (слова):

 Ат-тахиййату,ат-таййибату, ас-салавату-ли-Лляхи. Ас-саляму ‘аляй-кя аййу-ха-н-набиййу, варахмату Ллахи ва баракатуху. Ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Ллахи-с-салихин.Ашхаду алля иляха илля-Ллаху [вахда-ху ля шарикя-ля-ху] ва ашхаду аннаМухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху

 «Приветствия, (все) благиеслова, молитвы - Аллаху! Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Егоблагословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нетбога, кроме Аллаха [у Которого нет сотоварища], и свидетельствую, что Мухаммад- Его раб и Его Посланник». (Далее Пророк (да благословит его Аллах иприветствует) сказал:) «Семь фраз, являющихся приветствиями во время молитвы»[12].

 5. Ташаххуд, передаваемыйот ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах). 

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будетдоволен им Аллах) обучал людей произносить слова ташаххуда, стоя на минбаре. Онговорил: «Скажите:

 Ат-тахиййату ли-Лляхи,аз-закийату ли-Лляхи, ат-таййиба-ту [ли-Лляхи], ас-салавату ли-Лляхи. Ас-саляму‘аляй-кя аййу-ха-н-набиййу, ва рахмату Ллахи ва баракату-ху. Ас-саляму ‘аляй-нава ‘аля ‘ибади-Ллахи-с-салихин. Ашхаду алля иляха илля-Ллаху, ва ашхаду аннаМухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху

 «Приветствия - Аллаху,(все) Пречистые (Имена) - Аллаху, (все) благие слова [- Аллаху], молитвы -Аллаху. Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всемправедным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, исвидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его Посланник»[13].

 6. Ташаххуд, передаваемыйот ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах).

 Аль-Касим ибн Мухаммадсообщил: «‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) учила нас произносить ташаххуд. Онауказывала рукой и говорила:

 Ат-тахиййату,ат-таййибату, ас-салавату, аз-закийату ли-Лляхи. Ас-саляму ‘аля-н-набийи варахмату Ллахи ва баракату-ху. Ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Ллахи-с-салихин.Ашхаду алля иляха илля-Ллах, ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулюху

 «Приветствия, (все) благиеслова, молитвы, (все) Пречистые (Имена) - Аллаху. Мир Пророку, милость Аллаха иЕго благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, чтонет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и ЕгоПосланник»[14].

 Утверждение Ибн Мас‘уда: «Мы говорили: ««Ас-саляму ‘аля набийи» -«Мир Пророку» проясняет тот факт, что сподвижники (да будет доволен ими Аллах)говорили во время ташаххуда: «Ас-саляму ‘аляй-кя аййу-ха-н-набийу» — «Мир тебе,о Пророк» «при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), однакопосле его смерти перестали так делать, вместо этого говоря: ««Ас-саляму‘аля-н-набийи» — «Мир Пророку». Несомненно, что они стали так поступать,предварительно получив (на этот счёт) одобрение Пророка (да благословит егоАллах и приветствует); это подтверждается тем фактом, что ‘Аиша (да будетдоволен ею Аллах) также обучала людей ташаххуду, в котором содержались слова:«Ас-саляму ‘аля-н-набийи» — «Мир Пророку», как передали ас-Сирадж в своём«Муснаде» (9/1/2) и аль-Мухлис в «аль-Фава’ид» (11/54/1) через два достоверныхиснада, восходящих к ней.

 Ибн Хаджар сказал: «Это дополнение (Ибн Мас‘уда) ясно указываетна то, что они (сподвижники) говорили: ««Ас-саляму ‘аляй-кя аййу-ха-н-набийу» -«Мир тебе, о Пророк», — непосредственно обращаясь к нему при его жизни, однакокогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) скончался, они пересталиобращаться к нему (с этими словами) и взамен стали упоминать его в третьемлице, говоря: ««Ас-саляму ‘аля набийи» — «Мир Пророку». В другом месте ИбнХаджар также сказал: «Ас-Субки высказался следующим образом в «Шархаль-Минхадж», приведя это сообщение только от Абу ‘Аваны: «Если это достовернопередаётся от сподвижников, то значит, что после окончания периода (его жизни)не является обязательным прямо обращаться к Пророку (да благословит его Аллах иприветствует) в приветствиях о мире, и тогда человек говорит: «Ас-саляму ‘алянабийи» - «Мир Пророку». (Далее Ибн Хаджар продолжает:) «Не вызывает никакихсомнений, что это сообщение достоверно (вследствие того, что оно установлено в«Сахих аль-Бухари»), и я также нашёл другие сильные сообщения, поддерживающиеего: ‘Абд ар-Раззак сказал: Ибн Джурайдж сообщил мне: ‘Ата’ сообщил мне, чтосподвижники говорили: «Ас-саляму ‘аляй-кя аййу-ха-н-набийу» — «Мир тебе, оПророк», - когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был жив, нопосле того, как он скончался, они говорили: ««Ас-саляму ‘аля набийи» — «МирПророку», — а цепочка рассказчиков этого сообщения достоверна. Что же касаетсясообщения Са‘ида ибн Мансура от Абу ‘Убайды ибн Абдуллаха ибн Мас‘уда, которыйот своего отца передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)обучил их ташаххуду, а затем он произнёс его (ташаххуд) - (здесь) Ибн Аббассказал: «Мы говорили: «Ас-саляму ‘аляй-кя аййу-ха-н-набийу» — «Мир тебе, оПророк» — только когда он был жив», на что Ибн Мас’уд ответил: «Нас так учили(раньше), и мы так же обучаем (сейчас)» — (так вот,) похоже, что Ибн Аббаспривёл эту фразу в качестве аргумента во время дискуссии, а Ибн Мас‘уд этотаргумент не принял. Тем не менее сообщение Абу Ма‘мара (хадис, которыйприводится у аль-Бухари) является более достоверным, поскольку Абу ‘Убайда неслышал (хадисы) от своего отца и более того, цепочка рассказчиков вплоть до Абу‘Убайды слаба» (Конец цитаты Ибн Хаджара).

 Эти слова Ибн Хаджараприводили некоторые богословы при проведении собственных исследований, срединих - аль-Касталлани, аз-Зуркани, Лукнави и др. Все они предпочитали приводитьего слова, не вдаваясь в их дальнейшие комментарии. Более подробно затронутыйздесь вопрос рассматривается в оригинале данной книги («аль-Асль»).

Важное замечание: ни в одной форметашаххуда нет дополнительных слов «ва магфиратуху» («...и Его прощение»),поэтому молящемуся не следует привыкать к ним. Некоторые праведные предки изпервых поколений мусульман порицали это, как о том передаётся в следующихсообщениях:

 Ат-Табарани (3/56/1)передал через достоверную цепочку передатчиков от Тальхи ибн Мусаррифа, которыйсообщил: «Раби‘ ибн Хайсам сделалследующее дополнение при произнесении ташаххуда: «...и Его благословения, и Егопрощение!» Услышав это, ‘Алкама сказал: «Мы останавливаемся там, где насобучили: «Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения!»; посути, ‘Алкама следовал примеру своего учителя Абдуллаха ибн Мас‘уда (да будетдоволен им Аллах), от которого достоверно передаётся, что однажды он обучалодного человека словам ташаххуда, и «когда он дошёл до слов: «Свидетельствую,что нет бога, кроме Аллаха...», - этот человек продолжил: «У Которого нетсотоварища», на что Абдуллах (ибн Мас‘уд) сказал: «Это действительно так, но мы останавливаемся там, где нас обучили».(Передал ат-Табарани в «Му‘джам аль-Аусат» (№ 2848) через достоверную цепочкупередатчиков).



[1] По-арабски «ат-тахиййат»; здесь подразумевается, что «лишьАллах достоин всех слов, заключающих в себе мир, абсолютную власть и вечность»(«Нихайа»).

[2] По-арабски «салават»; здесь подразумеваются «все мольбы,произносимые для прославления величия Аллаха, ибо лишь Он имеет на них полноеправо, и никто иной, кроме Него, их не достоин» («Нихайа»).

[3] По-арабски «таййибат»; здесь подразумеваются «все благие ипречистые слова, которые подходят для восхваления Аллаха, а не слова, которыенесовместимы с Его атрибутами, и использовались для приветствия царей» («Фатхаль-Бари»).

[4] Это слово означает обращение за защитой к Аллаху иниспосылаемую от Него силу, ибо само слово «салям» является Именем Аллаха.Таким образом, это приветствие на самом деле подразумевает следующее: «ПустьАллах наблюдает за тобой и бережёт тебя!» Точно так же говорят: «Да пребудет стобой Аллах!», т.е. пусть Он хранит тебя, окажет тебе помощь и ниспошлёт тебеблагополучие.

[5] Это слово означает всё благое, что постоянно исходитот Аллаха.

[6] Аль-Бухари, Муслим, Ибн Аби Шайба (1/90/2), ас-Сирадж, АбуЙа‘ла в своей книге «Муснад» (258/2). Источники и цепочки передатчиков этогохадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (321).

[7]Ан-Навави сказал: «Правильнаяформа — с использованием союза «и» (по-арабски «ва»): «ва-ль-мубаракату,ва-с-салавату, ва-т-таййибату...» — так, как сообщается в хадисе Ибн Мас‘уда идругих (сподвижников). Однако здесь союз «и» (по-арабски «ва») пропущен в целяхкраткости. Это допустимо и является нормой в арабском языке. Значение хадисатаково: молитва и всё, что за ней следует, относятся лишь к Всевышнему Аллаху иникому иному».

[8] Муслим, Абу Авана, аш-Шафи‘и и ан-Наса’и.

[9] См. следующее примечание

[10]. Установлено, что эти два дополнения были частью ташаххудасамого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Ибн Умар не добавилих от себя лично; он обучился им от других сподвижников, которые передали этидополнения от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а затемприбавил их к тому ташаххуду, который он непосредственно слышал от Пророка (даблагословит его Аллах и приветствует).

[11] Абу Дауд и ад-Даракутни, который назвал этот хадис достоверным.

[12] Муслим, Абу Авана, Абу Дауд и Ибн Маджа.

[13] Малик и аль-Байхаки передали этот хадис через достоверныецепочки рассказчиков. Несмотря на то что этот хадис передаётся в форме«маукуф», на самом деле он имеет форму «марфу‘», поскольку известно, что такогорода вещи не говорятся от себя лично, ибо если бы дело обстояло именно так, тоэти слова были бы не лучше, чем какие-нибудь другие слова поминания (зикр), —на всё это указал Ибн ‘Абд аль-Барр.

[14] Этот хадис приводят Ибн Аби Шайба, ас-Сирадж в своём «Муснаде»(9/1/2), аль-Мухлис в «аль-Фава’ид» (11/54/1) и аль-Байхаки (2/144).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика