Слабость хадисов, в которых упоминается о проведении по лицу руками после обращения к Аллаху с мольбой (ду‘а)


из книги Описание Молитвы Пророка салаллаху алайхи ва ссалам Шейх Ал-Албани р.а

Приложение № 6 

Слабость хадисов, вкоторых упоминается о проведении по лицу руками после обращения к Аллаху смольбой (ду‘а)

Из книги «Ирва’аль-Галиль» (2/178-182) шейха аль-Албани

1. «Пророк (да благословит его Аллахи приветствует), поднимая свои руки при обращении к Аллаху с мольбой (ду‘а),не опускал их, пока не обтирал ими своё лицо».

Да‘иф (слабый хадис). Егоприводят ат-Тирмизи (2/244) и Ибн ‘Асакир (7/12/2) через: Хаммада ибн ‘Исуаль-Джухани, от Ханзалаха ибн Аби Суфйана аль-Джамхи, от Салима ибн Абдуллаха,от его отца, от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, который сказал...

Ат-Тирмизи после приведенияэтого хадиса дал следующий комментарий: «Это достоверный (сахих)одинокий (гариб[1])хадис. Мы лишь знаем об этом хадисе как о переданном со слов Хаммада ибн ‘Исы,поскольку он единственный, от кого сообщается данный хадис; он сообщал малохадисов, но люди передавали их от него».

Однако этот передатчик хадисаявляется слабым, как на то указал Ибн Хаджар, который в своём труде «Тахзиб»сообщил о нём следующее:

«Ибн Ма‘ин сказал: «Хорошийшейх»[2]; АбуХатим сказал: «Слаб в хадисах»; Абу Дауд сказал: «Слабый, передает хадисы «мункар»[3];аль-Хаким и Наккаш сказали: «Он передает вымышленные хадисы от Ибн Джурайджа иДжа‘фара ас-Садика». Его назвал слабым (передатчиком) ад-Даракутни. Ибн Хиббансказал: «Он сообщает вещи, имеющие совершенно противоположное значение от ИбнДжурайджа и ‘Абдул ‘Азиза ибн ‘Умара ибн ‘Абдул ‘Азиза, так что те, ктоявляется специалистом в данной области (т.е. в науке о хадисах), считают, чтоон это делал намеренно; нельзя на него ссылаться в качестве доказательства(чего-либо)». Ибн Макула сказал: «Они (т.е. учёные-мухаддисы) называют хадисы,передаваемые от него, слабыми».

Таким образом, этот передатчикхадиса является очень слабым, поэтому хадисы от него не могут быть возведены доуровня хороших (хадисов), не говоря уже об уровне достоверных (хадисов)!

Сходным (с предыдущим) являетсяследующий хадис:

«Когда Пророк (да благословитего Аллах и приветствует) обращался к Аллаху с мольбой (ду‘а) и поднималсвои руки, то он обычно проводил руками по лицу».

Да‘иф (слабый хадис). Онприводится Абу Даудом (1492) от Ибн Лахи‘а, от Хафса ибн Хишама ибн ‘Утбы ибнАби Ваккаса, от Са’иба ибн Йазида, от его отца. Цепочка этого хадиса слабаиз-за Хафса ибн Хишама, поскольку он неизвестен, а также из-за слабости ИбнЛахи‘а (ср. «Такриб ат-Тахзиб»).

Этот хадис не может бытьподкреплен двумя путями его передачи из-за серьезной слабости в первом путипередачи.

2. «Когда вы взываете к Аллаху,то взывайте ладонями своих рук и не взывайте их тыльной стороной, а когда вызаканчиваете (мольбу), проводите ими по лицу».

Да‘иф (слабый хадис). Егоприводят Ибн Маджа (1181, 3866), Ибн Наср в «Кийам аль-Ляйль» (стр. 137),ат-Табарани в «аль-Му‘джам аль-Кя-бир» (3/98/1) и аль-Хаким (1/536) от Салихаибн Хассана, от Мухаммада ибн Ка‘ба, от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах)в форме «марфу‘»[4].

Цепочка этого хадиса слаба из-заИбн Хассана, который при передаче хадисов является «мункар», как указалаль-Бухари; ан-Наса’и сказал: «Он несостоятелен в хадисах»; Ибн Хиббан сказал:«Он держал певиц, слушал музыку и передавал вымышленные хадисы от именинадёжных передатчиков»; Ибн Аби Хатим сказал в «Китаб аль-‘Иляль» (2/351): «Яспросил своего отца (т.е. Абу Хатима ар-Рази) об этом хадисе, на что онответил: «Мункар».

Ибн Хассана подкрепляет ‘Иса ибнМаймун, который также передал этот хадис от Мухаммада ибн Ка‘ба, как сообщилИбн Наср. Однако это ничего не меняет, поскольку Ибн Маймун также являетсяслабым (передатчиком): Ибн Хиббан сказал о нём: «Он передает хадисы, каждый изкоторых является вымышленным», ан-Наса’и сказал: «Ненадежен».

Этот хадис от Ибн ‘Аббаса такжеприводят Абу Дауд (1485), а от него — аль-Байхаки (2/212) через: ‘Абдул Маликаибн Мухаммада ибн Аймана, от Абдуллаха ибн Йа‘куба ибн Исхака, от некоегочеловека, который сообщил ему от Мухаммада ибн Ка‘ба этот хадис в следующейверсии:

«Не покрывайте стены! Тот, ктозаглядывает в письмо своего брата без его разрешения, поистине, заглядывает вОгонь! Взывайте к Аллаху ладонями своих рук и не взывайте к Нему тыльнойстороной (ладоней), а когда вы заканчиваете (мольбу), проводите ими по лицу!»

Цепочка этого хадиса слаба: АбуДауд назвал ‘Абдул Малика слабым (передатчиком); цепочка этого хадиса такжесодержит (некоего) шейха Абдуллаха ибн Йа‘куба, имя которого не приводится, аследовательно он неизвестен — возможно, что этим шейхом был Ибн Хассан или ИбнМаймун, речь о которых шла выше.

Этот хадис также приводиталь-Хаким (4/270) через: Мухаммада ибн Му‘авийу, который сказал, что Масадифибн Зийад аль-Мадини передал ему, что он слышал этот хадис от Мухаммада ибнКа‘ба аль-Курази. Аз-Захаби проследил за всей цепочкой этого хадиса, указав,что ад-Даракутни назвал Ибн Му‘авийу лжецом, поэтому данный хадис являетсявымышленным.

Абу Дауд сказал об этом хадисе:«Этот хадис передаётся более чем через одну цепочку от Мухаммада ибн Ка‘ба,каждая из которых является слабой».

Установлено, что ПосланникАллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поднимал руки во время ду‘ааль-кунут, обращаясь к Аллаху с мольбой покарать язычников, убивших 70чтецов (Корана) — Имам Ахмад (3/137) и ат-Табарани в «аль-Му‘джам ас-Сагир»(стр. 111) приводят этот хадис от Анаса через достоверную цепочку передатчиков.О поднятии рук при произнесении ду‘а аль-кунут во время совершениямолитвы «аль-витр» достоверно передаётся от ‘Умара и других(сподвижников). Однако, поскольку об обтирании лица после ду‘а аль-кунутничего не передаётся ни от самого Пророка (да благословит его Аллах иприветствует), ни от кого-либо из его сподвижников (да будет доволен имиАллах), это действие (проведение руками по лицу), несомненно, являетсярелигиозным нововведением (бид‘а).

Что касается проведения рукамипо лицу не во время совершения молитвы, то на этот счёт существуют лишь двавышеупомянутых хадиса: неправомерно говорить, что они подкрепляют друг друга,возводясь тем самым до ранга «хороших» хадисов, как это сделал Манави, ввидусерьезной слабости, которая была выявлена в путях передачи этих хадисов. Вотпочему имам ан-Навави сказал в «Маджму‘»: «Так делать не рекомендуется»,одобрив Ибн ‘Абд ас-Саляма, который сказал: «Так делает только невежественныйчеловек».

Тот взгляд, что(Шариатом) не предписано обтирание лица после обращения к Аллаху с мольбой (ду‘а),подкрепляется тем фактом, что существуют многочисленные достоверные хадисы оподнятии рук во время взывания к Аллаху с мольбой (ду‘а), но ни в одномиз них не упоминается об обтирании лица; это указывает, с дозволения Аллаха, нато, что так поступать неприемлемо и не предписано.



[1] Слово «гариб» является прилагательным и переводится как«одинокий» или «далёкий от своих родных». Как термин слово «гариб» служит дляобозначения хадиса, передаваемого со слов одного-единственного передатчика (С.23. - Прим. перев.).

[2] Если Ибн Ма‘ин положительно высказывается о передатчике(хадиса), тогда как остальные ученые объявляют его слабым, то утверждение ИбнМа‘ина не принимается вследствие того, что он был известен своей строгостью исуровостью в критике: слабые передатчики (хадисов) предпринимали все мерыпредосторожности, дабы не раскрыть свою слабость перед ним; поэтому он ивыносил соответствующие суждения. Этим объясняется то, почему он являетсяединственным, кто назвал этого передатчика надёжным.

[3] См. примечание 618 (Прим. перев.).

[4] См. примечание 673 (Прим. перев.).

 

Список использованной литературы (книга Шейха Ал-Албани -Описание молитвы Пророка с .а .в ) И Глоссарий [ Скачать с сервера (155.5Kb) ]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика