Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха.


?????? ????? ?????????? ???????????

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

196. Завершайте хадж и малоепаломничество во имя Аллаха. Если вы будете задержаны, то принесите вжертву то, что сможете. Не брейте ваши головы, пока жертвенные животныене достигнут места заклания. А если кто из вас болен или из-за головысвоей испытывает страдания, то он должен в качестве искупленияпоститься, или раздать милостыню, или принести жертву. Если же вынаходитесь в безопасности, то всякий, кто совершает малое паломничествои прерываемый хадж, должен принести в жертву то, что сможет. Если же онне сможет сделать этого, то он должен поститься три дня во время хаджаи семь дней после его окончания – всего десять дней. Этораспространяется на тех, чья семья не живет в Заповедной мечети.Бойтесь же Аллаха и знайте, что Аллах суров в наказании.

???????????????????? ????????????? ?????? ?????? ???????????? ????? ??????????????? ????????? ????? ??????????? ??????????? ?????? ???????? ?????????????????? ????? ????? ?????? ????????? ???? ???? ????? ???? ??????????????????? ???? ??????? ???? ???????? ???? ?????? ??????? ?????????????? ????????? ????????????? ????? ???????? ????? ??????????? ????????????? ????? ????? ?????? ????????? ???????? ???????? ??? ?????????????????? ????? ?????????? ?????? ???????? ????????? ?????? ?????????? ?????? ???????? ???????? ??????????? ?????????? ????????????????? ???????????? ????? ?????? ??????? ??????????

После упоминания предписаний, связанныхс постом и джихадом, Всевышний Аллах начал перечислять предписания,связанные с паломничеством. Из повеления завершать хадж и малоепаломничество во имя Аллаха вытекает целый ряд предписаний.

Во-первых, хадж и малое паломничествоотносятся к обязательным религиозным предписаниям. Во-вторых, хадж ималое паломничество должны выполняться со всеми основными иобязательными предписаниями, которые вытекают из поступков ПророкаМухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и его следующеговысказывания: «Учитесь у меня обрядам вашего паломничества». В-третьих,это откровение является доводом в пользу того, что малое паломничествоявляется обязательным. В-четвертых, если паломник начал совершать хаджили малое паломничество, то он обязан довести их до конца, даже еслиони являются добровольными. В-пятых, паломнику следует доводить хадж ималое паломничество до совершенства, выполняя не только обязательные,но и дополнительные

предписания. В-шестых, совершать паломничество надлежит искренне во имяАллаха. В-седьмых, паломник не имеет никаких оснований преждевременноосвобождаться от ихрама, если только обстоятельства не вынудят егозадержаться. Об этом исключении Всевышний Аллах упомянул далее.

Если паломник задержан и не можетдобраться до Каабы, чтобы завершить хадж или малое паломничество, еслион заболел или сбился с пути, столкнулся с врагом или встретился сдругим препятствием, которое задержало его в пути, то он долженпринести в жертву то, что сможет. Каждый задержанный паломниксамостоятельно может принести в жертву одного барана, а семь паломниковмогут вместе принести в жертву одну верблюдицу или одну корову. Затемон должен побрить голову и освободиться от ихрама, поскольку такимобразом поступили Пророк Мухаммад и его сподвижники, когда язычники непозволили им войти в Мекку в год подписания Худейбийского мира. Если жезадержанный паломник не имеет возможности совершить жертвоприношение,то он должен поститься в течение десяти дней и только после этогоосвободиться от ихрама. Похожим образом поступают паломники во времяпрерываемого хаджа.

Затем Всевышний Аллах запретилпаломникам брить голову до тех пор, пока жертвенные животные недостигнут места заклания. Бритье головы является одним из действий,которые запрещаются в ихраме. Также запрещается удалять волосы с головыи остальных частей тела любым другим способом, поскольку смысл этогозапрета заключается в том, чтобы паломник испытывал определенныенеудобства и даже ходил с растрепанными волосами. Опираясь на суждениепо аналогии, многие богословы запрещали паломникам в ихраме подстригатьногти, потому что человек подстригает ногти также для удобства. Этизапреты остаются в силе до тех пор, пока жертвенные животные недостигнут места заклания, т.е. до наступления дня жертвоприношения. Аобсуждаемое нами откровение свидетельствует о том, что в деньжертвоприношения брить голову предпочтительнее после принесения жертвы.

Из этого откровения также следует, чтоесли паломник вознамерился совершить прерываемый хадж и привел с собойжертвенных животных, то после окончания малого паломничества он недолжен освобождаться от ихрама вплоть до наступления дняжертвоприношения. После обхода вокруг Каабы и пробежки между холмами,которые относятся к обрядам малого паломничества, он должен вступить всостояние ихрама для совершения хаджа, поскольку пригнанный скотудерживает его от освобождения от ихрама. Всеблагой и Всевышний Аллахпредписал паломникам поступать так для того, чтобы они унижались исмирялись перед Аллахом,

ведь смирение перед Господом приносит рабу одну только пользу и ничем не вредит ему.

Если же паломник в состоянии ихрамазаболел или испытывает страдания, избавиться от которых можно толькопосредством бритья головы, если его кожа покрылась язвами или онстрадает педикулезом, то ему разрешается побрить голову, однако онобязан совершить искупительные действия. Он может самостоятельновыбрать между соблюдением трехдневного поста, кормлением десятибедняков и принесением в жертву животных, которых разрешается приноситьв жертву во время паломничества. Самым предпочтительным видомискупления является жертвоприношение, затем – кормление бедняков, азатем – соблюдение поста. Паломник должен совершить аналогичныеискупительные действия за подстригание ногтей, покрытие головы, ношениесшитой одежды и умащение благовониями. Эти поступки разрешаетсясовершать при крайней необходимости, однако они обязывают паломника ксовершению искупительных действий, поскольку отказ от каждого из нихозначает отказ от удобств и роскоши.

Затем Всевышний Аллах сказал, что еслипаломники находятся в безопасности и могут не опасаться нападения врагадаже ночью, то всякий, кто после завершения малого паломничестваосвобождается от ихрама и пользуется дозволенными благами донаступления хаджа, а затем совершает прерываемый хадж, обязан по мересвоих возможностей принести в жертву животных, которых разрешаетсяприносить в жертву во время паломничества. Таким образом он выражаетсвою благодарность Аллаху за то, что он совершил сразу двапаломничества за одну поездку и наслаждался дозволенными благами послеокончания малого паломничества вплоть до начала хаджа. Жертвоприношениетакже обязательно во время совмещенного хаджа, поскольку такой паломниктакже совмещает большое и малое паломничества.

Из этого аята можно сделать вывод отом, что жертвоприношение необязательно во время самостоятельногохаджа. Этот аят также свидетельствует о законности и даже превосходствепрерываемого хаджа, который разрешается начинать в месяцы хаджа.

Если паломник не имеет жертвенногоживотного и средств на его приобретение, то он обязан поститься втечение трех дней во время паломничества и еще семи дней по возвращениииз хаджа. Поститься во время паломничества разрешается с моментавступления в ихрам для совершения малого паломничества вплоть дотретьего дня после праздника жертвоприношения. В течение этих трех днейпаломники бросают камешки и ночуют в долине Мина. Однако самымипредпочтительными днями для со

блюдения поста во время паломничестваявляются седьмое, восьмое и девятое числа месяца зуль-хиджжа. Что жекасается семидневного поста после окончания паломничества, то его можнособлюдать либо в Мекке, либо по дороге домой, либо по возвращении домой.

Предписание совершать жертвоприношениев обязательном порядке во время прерываемого хаджа распространяется натех, чья семья не живет в Заповедной мечети. Это означает, что есличеловек проживает за пределами долины Арафат, то он обязан совершатьжертвоприношение, потому что он совершает сразу два паломничества заодну поездку. Если же семья человек проживает в Мекке, то он не обязансовершать жертвоприношение, поскольку причина этого предписанияотсутствует.

Затем Аллах повелел исповедоватьбогобоязненность при любых начинаниях, выполняя Божьи повеления и ненарушая Божьих запретов. Одним из проявлений богобоязненности являетсявыполнение предписаний и избежание запретов, упомянутых в обсуждаемомнами аяте. Мусульмане также должны помнить, что Аллах сурово наказываетослушников, и страх перед этим наказанием является одним из факторов,способствующих богобоязненности и благочестию. Если человек боитсяАллаха, то он непременно воздерживается от поступков, которые влекут засобой наказание, и если он надеется на вознаграждение Аллаха, то оннепременно совершает благодеяния, которые приносят ему желанноевознаграждение. Если же человек не боится наказания и не надеется навознаграждение, то он пренебрегает любыми запретами и дерзко противитсявыполнению обязательных предписаний.


197. Хадж совершается в известныемесяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не долженвступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры вовремя хаджа. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Беритес собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесьже Меня, о обладающие разумом!

???????????????? ????????????? ????? ?????? ???????? ???????? ????? ??????????? ??????? ????? ??????? ??? ???????? ????? ??????????? ???? ???????????????? ?????? ?????????????? ??????? ?????? ???????? ????????????????????? ??? ??????? ???????????


Всевышний сообщил о том, что хадж совершается в месяцы, которые былихорошо известны народу, которому было ниспослано это откровение, иразъяснять эти месяцы не было необходимости. Повеление соблю

дать пост нуждалось в разъяснении того, какой именно месяц отведен дляэтого обряда поклонения. Повеление совершать пять обязательных намазовнуждалось в разъяснении времени, отведенного для этих намазов. Но хаджбыл известен арабам со времен пророка Ибрахима, и будучи его потомками,они регулярно совершали это паломничество. Большинство мусульманскихбогословов считало, что месяцами хаджа являются шавваль, зуль-каада ипервая декада месяца зуль-хиджжа. Именно в эти месяцы паломники обычновступают в ихрам с намерением совершить хадж.

Если паломник вознамерился совершитьхадж, т.е. вступил в ихрам, то он обязан довести паломничество доконца, поскольку вступление в ихрам делает совершение паломничестваобязательным, даже если оно является добровольным. Опираясь на этокораническое высказывание, имам аш-Шафии и его последователи считали,что нельзя вступать в ихрам с намерением совершить хадж до наступлениямесяцев хаджа. Однако я считаю, что мнение большинства богословов,согласно которому вступать в ихрам с намерением совершить хадж донаступления месяцев хаджа разрешается, является наиболее достоверным,поскольку слова "кто намеревается совершить хадж в эти месяцы"означают, что некоторые паломники намереваются совершить хадж в этимесяцы, а некоторые – еще раньше, причем ничто не конкретизирует общийсмысл этого откровения.

Затем Всевышний Аллах приказалпаломникам почтительно относиться к ихраму, особенно, если человексовершает паломничество в отведенные для хаджа месяцы. Паломник обязанизбегать всего, что может нарушить ихрам или уменьшить еговознаграждение. Он должен избегать половой близости и всех слов ипоступков, которые вызывают половое возбуждение, особенно, вприсутствии своей жены. Он также должен избегать всех грехов ипоступков, которые запрещены во время ихрама. Он не должен вступать вспоры и препирательства, поскольку они порождают зло и приводят квзаимной вражде.

Смысл паломничества заключается в том,чтобы мусульманин унизился и смирился перед Аллахом, приблизился ксвоему Господу посредством любых праведных поступков и очистился отгрехов. Такое паломничество является благочестивым, и вознаграждениемза благочестивое паломничество является только рай. И хотя грехизапрещается совершать в любое время и в любом месте, во времяпаломничества все ниспосланные запреты становятся еще более строгими.

Следует помнить, что для того, чтобыприблизиться к Аллаху, человек обязан не только избегать грехов, но ивыполнять повеления своего Господа. Именно поэтому далее ВсевышнийАллах сказал, что Ему известно обо всех праведных поступках и обрядахпоклонения, которые рабы со

вершают для того, чтобы приблизиться к Нему. Арабский предлог "мин"свидетельствует о том, что это распространяется на абсолютно всеблагодеяния. Это откровение призывает людей творить добро, особенно,если они оказались на заповедной мекканской земле. В этих славныхместах мусульманин должен воспользоваться представившейся емувозможностью и часто совершать намаз, соблюдать пост, раздаватьмилостыню, совершать обход вокруг Каабы и делать добро окружающимсловом и делом.

Затем Всевышний Аллах повелелмусульманам готовиться к такому благословенному путешествию, какимявляется паломничество. Запасаясь необходимыми припасами, паломникизбавляется от необходимости обращаться за помощью к людям и сохраняетсвое достоинство. Если же он берет с собой дополнительный провиант, томожет помочь другим путешественникам и еще больше приблизиться кГосподу миров. Такие припасы позволяют человеку обеспечить себяпродуктами питания и всем необходимым.

Однако самым настоящим припасом,который помогает человеку как при жизни на земле, так и после смерти,является богобоязненность. Этот припас позволяет человеку спокойноотправиться в путешествие в мир иной и добраться до самого настоящегоблаженства вечно наслаждаться самыми удивительными благами. Если жечеловек не запасается богобоязненностью, то он не сможет достичьконечной цели своего путешествия, не попадет в обитель богобоязненныхправедников и окажется обречен на злосчастье.

После восхваления богобоязненностиАллах повелел благоразумным людям бояться Господа, поскольку первым, кчему призывает здравый разум, является страх перед Аллахом. И есличеловек не исповедует богобоязненность, то это свидетельствует о егоневежестве и безрассудстве.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика