Скупость

 

Скупость

Здесь речь идет об отказе от расходования своих средств из страха перед бедностью. Скупой человек не полагается на то, что есть у Аллаха, и опасается, что если он станет тратить свои средства на милостыню или другие благие дела, то израсходует все и обеднеет. Аллах Всевышний предостерег нас от этого, о чем в Коране сказано так:

 

«Что касается того, кто отдавал[1], и был богобоязненным, * и признавал наилучшее[2], то Мы облегчим ему (путь) к легчайшему[3]. * А тому, кто скупился[4], и обходился,[5] * и считал ложью наилучшее, * Мы облегчим путь к тягчайшему[6]...»[7]

Скупость приводит скупого к проявлению несправедливости, неправомерному присвоению имущества людей, ущемлению их прав, кровопролитию и распространению нечестия. Указанием на это служат слова посланника Аллаха, , который сказал: «Бойтесь несправедливости, ибо, поистине, в День воскресения несправедливость (обернется густым) мраком, и бойтесь скупости, ибо, поистине, скупость погубила живших до вас, побудив их проливать кровь (друг друга) и позволять себе (делать то, что было) для них запретным».[8]

Одним из вопросов, который будет задан мусульманину в День воскресения, будет вопрос о том, как он приобрел свои средства. Посланник Аллаха, , сказал:

] ??? ??????? ??????? ?????? ?????? ???????????? ?????? ???????? : ???? ???????? ?????? ????????? ? ?????? ???????? ????? ?????? ? ?????? ??????? ???? ?????? ??????????? ??????? ?????????? ? ?????? ???????? ????? ?????????[

«В День воскресения раб (Аллаха) не сдвинется с места, пока не спросят его о жизни его: на что он ее потратил?; о знании его: как он его использовал?; о достоянии его: как он его приобрел и на что потратил?; о теле его: как он им пользовался?»[9]

Каждый день, который человек проводит, не поминая Аллаха и не расходуя свои средства на благие дела, является потерянным днем.

Истинно верующий человек расходует свои средства сам и побуждает к этому других, тогда как неверный скупится сам и побуждает к этому других. Аллах Всевышний сказал:

 

«Поистине, Аллах не любит надменных и гордецов, * которые скупятся, побуждают людей к скупости и скрывают то, что Аллах даровал им по милости Своей. Уготовали Мы для неверных унизительное наказание!»[10]

Остерегайся же, о брат-мусульманин, этого порицаемого качества, которое удаляет тебя от Аллаха и приближает к шайтану!



[1] Имеется в виду, что человек “отдавал должное” в широком смысле слова, иначе говоря, выполнял веления Аллаха как относительно материальных затрат (выплата закята, помощь неимущим и т.д.), так и относительно всех иных форм поклонения Ему.

[2] То есть верил в истинность свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха, и в то, что он получит воздаяние, обещанное Аллахом тем, кто верил в это и совершал благие дела.

[3] Речь идет об облегчении положения человека в целом, а также об облегчении для него возможности совершения всего благого и отказа от всего дурного, что приведет его в рай.

[4] То есть не расходовал во благо себе и другим того, чем наделил его Аллах, и не  поклонялся Аллаху должным образом.

[5] Иначе говоря, считал, что не нуждается в благодеяниях Аллаха и  вполне обойдется земными благами.

[6] Имеется в виду, что Аллах затруднит для него совершение всего благого и облегчит для него путь ко всему дурному, что в конце концов приведет такого человека в ад.

[7] “Ночь”, 5 ? 10.

[8] Этот хадис приводит Муслим.

[9] Этот хадис приводит ат-Тирмизи.

[10] “Женщины”, 36 ? 37.

 

???? ?????? ? ??????? ?????????  МУСУЛЬМАНСКАЯ ЭТИКА  И НРАВСТВЕННОСТЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика