Быстрое перемещение погребальных носилок

 

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Несите) погребальные носилки (спокойным) побыстрее, ибо если он был праведным, то вы приближаете его кблагу, в противном же случае вы (сможете побыстрее) убрать зло с шейсвоих». Аль-Бухари и Муслим.
Слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего: «(Несите) погребальныеносилки (с покойным) побыстрее…», означают, что необходимо быстрообмыть тело, быстро завернуть его в саван, быстро отнести его накладбище, быстро зарыть его и столь же быстро сделать всё то, чтосвязано с подготовкой вышеупомянутых действий, которые относятся кчислу обязательного по возможности (фард аль-кифайа). Не следуетторопиться лишь в тех случаях, когда задержка принесёт больше пользы.

Так, например, обязательно нужно повременить в случае внезапной смерти,чтобы убедиться, что человек действительно умер, а не лишился сознанияв результате какого-нибудь приступа. Точно так же необходимоповременить для того, чтобы на похороны собралось побольше людей иличтобы на них могли успеть родственники и другие люди из числа тех, ктообязательно должен присутствовать.
Если говорить о веленииПророка, да благословит его Аллах и приветствует, спешить спогребальными носилками, то он объяснил, что это следует делать либо винтересах покойного, чтобы поскорее доставить его к тому блаженству,которое для него лучше пребывания на носилках, либо в интересах живых,которые благодаря этому смогут поскорее избавиться от зла.
Однакоесли велено спешить с подготовкой покойного к погребению, то ещёбольшую поспешность следует проявлять в деле освобождения его отбремени долгов и выполнения за него того, что он обязан был сделать1, так как покойный нуждается в этом в большей степени.
Эти слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, побуждаюттебя проявлять заботу о твоём брате в исламе как при его жизни, так ипосле смерти, и спешить делать то, что во всех отношениях пойдёт ему напользу. Кроме того, они побуждают к удалению от всего связанного созлом, а также к удалению от людей, преступающих запреты Аллаха, в томчисле и в тех случаях, когда человеку приходится непосредственносоприкасаться с ними.

И этот хадис служит подтвержденинем того, что в период после смерти и до Дня воскресения2людей ждут либо мучения, либо блаженство. На это указывают и многиедругие слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, изкоторых становится ясно, что данный период для каждого начинается стого момента, когда покойного укладывают в могилу. Именно поэтому, всоответствии с шариатом, в подобных обстоятельствах положено постоять умогилы, обращаясь к Аллаху с мольбами за покойного, прося для негопрощения и моля Аллаха о том, чтобы Он укрепил его3.
И, наконец, этот хадис обращает внимание людей на то, что приводит кблаженству или к мучениям в “барзахе”. К блаженству приводитправедность, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,сказал: «…ибо если он был праведным…» Праведность является многозначнымпонятием, подразумевающим, помимо всего прочего, веру и покорностьАллаху и Его посланнику, что должно выражаться в доверии их словам,исполнении их велений и отказе от того, что было ими запрещено. Если жеговорить о мучениях, то они станут следствием всего того, что справедностью несовместимо и к чему приводит либо сомнение в истинностиэтой религии, либо совершение запретного, либо отказ от исполнения техили иных религиозных обязанностей, поскольку в основе всего лежитименно это, о чём подробно говорится в хадисах и иных сообщениях. Вотпочему Аллах Всевышний сказал: «Будет гореть в нём только самый злосчастный, который посчитал ложью и отвернулся.»“Ночь”, 15 – 16.
Это значит: посчитал ложью слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и отвернулся от этого.


____________________

1 Речь идёт, например, о возвращении хозяевам доверенного покойному имущества.
2 Этот период носит название “барзах”.
3То есть моля Аллаха о том, чтобы Он помог покойному твёрдо и уверенноотвечать на вопросы двух ангелов, которые будут касаться его религии.

Шайх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди, "Радость сердец благочестивых".

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика