Качества близких к Аллаху (авлия)

ИзображениеПередают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, чпосланник Аллаха,, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
– Поистине, Аллах сказал: "Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок1ко Мне! Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремленииприблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему вобязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делаябольше положенного /навафиль/2, пока Я не полюблюего; когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которогоон будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть,и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которойон будет ходить3, и если он попросит Меня (о чём-нибудь), Яобязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за защитой, яобязательно защищу его, и ничто из совершаемого Мною не заставляет Меняколебаться4 в такой мере, как (необходимость забирать) душу верующего, не желающего смерти, ибо Я не желаю причинения ему зла!” 5
 Этот великий хадис является лучшим из тех, в которых описываютсякачества близких к Аллаху, их достоинства и занимаемое ими положение.Аллах поведал, что проявление враждебности по отношению к близким кНему равносильно проявлению враждебности к Нему Самому и вступлению сНим в войну. Однако тот, кто враждует с Господом и начинает войну сВладыкой всего, останется без поддержки, а тот человек, за обеспечениезащиты которого поручился Аллах, победит, поскольку близкие к Аллахуделают всё, что он любит, и за это Он полюбил их самих, и обеспечил ихвсем необходимым, и избавил их от всего, что могло бы их озаботить.
 Затем Он упоминает обо всех качествах близких к Аллаху, указывая, чтоими являются те, кто в первую очередь старался приблизиться к Аллаху спомощью исполнения таких религиозных обязанностей, как совершениемолитв, соблюдение поста, выплата закята, совершение хаджжа, побуждениек одобряемому, удержание от порицаемого6 и соблюдение неотъемлемых прав как Самого Аллаха, так и прав Его рабов.
 После этого они стали пытаться приблизиться к Нему с помощью совершениядополнительного, поскольку шариатом узаконено добровольное совершениедел поклонения, соответствующих каждому виду религиозных обязанностей,что приносит огромную пользу, ибо дополняет собой обязательное иприводит к увеличению награды за это.
  Таким образом, близкие кАллаху не только выполняли свои религиозные обязанности, но добровольноделали и нечто сверх этого, за что Аллах взял на Себя заботы о них,полюбил их, облегчил для них преодоление всех путей, ведущих кснисканию Его благоволения, оказал им содействие и стал направлять ихво всех их действиях, в результате чего, если они слушают что-нибудь,то слушают это с помощью Аллаха, если взирают на что-либо, то делаютэто ради Аллаха, а если наносят удары или направляются куда-либо, тосовершают это, не выходя из повиновения Аллаху.
  И Аллах не толькооказывает поддержку таким людям, но и принимает их мольбы, и если онипросят Его о чём-либо, Он дарует таким людям то, что приносит им пользуи в религиозных, и в мирских делах, а если обращаются к Нему за защитойот любого зла, Он предоставляет им такую защиту.
  Вместе с темАллах проявляет к ним доброту в любых обстоятельствах, и если бы Он непредустановил, что никто из Его рабов не уйдёт от смерти, то близкие кНему обязательно избежали бы её, так как смерть ненавистна им ввидувеликих трудностей, которые ей сопутствуют. Аллах не желает причинятьим ничего неприятного, однако, поскольку Его предустановлениераспространяется на всех, то и они не смогут избежать этого.
  И вэтом хадисе говорится о качествах близких к Аллаху, об их разнообразныхдостоинствах, о том, что они снискали любовь Аллаха, которая являетсявеличайшим из того, ради чего люди могут соперничать между собой, атакже о том, что Он находится вместе с ними, помогает им, поддерживаетих, направляет их и отвечает на их мольбы.

  Данный хадис служитуказанием на то, что Аллах действительно испытывает любовь к тем, ктоблизок к Нему, и что степени Его любви к ним отличаются друг от друга исоответствуют тому положению, которое они занимают.
Слова Пророка,мир ему и благословения Аллаха, о том, что близкие к Аллаху, выполняютпредписанное и многое совершают добровольно, соответствуют томуописанию их, которое дал Аллах Всевышний, сказавший, что они отличаютсяверой и богобоязненностью: «Ведь нечего страшиться близким к Аллаху, и не станут они печалиться, – те, которые уверовали и были богобоязнен¬ны»."Йунус", 62-63.
 Близким к Аллаху является каждый верующий и богобоязненный человек, ибовера представляет собой не что иное, как убеждённость в определённыхвещах7 в сочетании с делами сердца8 и внешними действиями9, а богобоязненность подразумевает отказ от совершения всего запретного.
 Этот хадис указывает на одну из великих основ ислама, суть которойсостоит в том, что обязательное имеет приоритет перед добровольным ичто Аллах больше любит обязательное и даёт за это большую награду, таккак в этом хадисе Пророк, мир ему и благословения Аллаха, сообщает, чтоАллах Всевышний сказал: «Извсех средств, которые раб Мой использует в стремлении приблизиться коМне, самым любимым для меня является то, что Я обязал его делать».
 Из этого следует, что если человек окажется перед необходимостьювыбора, то обязательному всегда следует отдавать предпочтение переддополнительным.    

____________________

  1Это слово применяется в отношении такого человека в связи с тем, что онпостоянно занимается поклонением Аллаху и не выходит из повиновенияЕму, никогда не допуская ослушания. Или же такое слово использовано потой причине, что Аллах Всевышний постоянно хранит такого человека ипроявляет заботу о нём за то, что он не преступает установленных Имграниц и подчиняется Его велениям и запретам. В "Сахихах” сказано:"Слово "вали” (друг) является антонимом слова "‘адувв” (враг), что жекасается слова "вилайа” (дружеское расположение), то оно являетсяантонимом слова "‘адава” (враждебность). В основе дружескогорасположения лежат любовь и стремление приблизиться, а в основевраждебности – ненависть и удалённость”. В "Фатх аль-Бари” Ибн Хаджарпишет: "Под близким к Аллаху подразумевается тот, кто обладает знаниемоб Аллахе, не выходит из повиновения Ему и проявляет искренность впоклонении Аллаху. Аллах Всевышний сказал: «Поистине,близким к Аллаху нечего бояться и не станут они печалиться. Тем,которые уверовали и были богобоязненны, - им (предназначена) благаявесть в этой жизни и в жизни вечной. Неизменны слова Аллаха – это иесть великий успех»."Йунус”, 62 - 64.
  2 Имеются в виду дополнительные молитвы, посты и прочие благие дела, совершаемые благочестивым человеком добровольно.
  3Смысл этих слов в том, что Аллах оказывает такому рабу содействие вделах, осуществляемых им посредством вышеупомянутых частей тела,направляет человека к таким делам, которые Он любит, и удерживает егоот того, что Ему ненавистно, например – от выслушивания пустых речей,взглядов на запретное и т.д.
  4 Ибн ас-Салах сказал:"Под колебаниями здесь подразумеваются не колебания в общеизвестномсмысле слова, а то, что напоминает действия колеблющегося, которыйделает что-либо против собственной воли. В данном случае это означает,что в силу Своей любви к нему Аллах не желает причинять ему зло,отнимая его жизнь, так как это является величайшим страданием в миредольнем для всех, за исключением немногих, хотя Он и неизбежно долженсделать это в силу Своего предустановления и предопределённости смерти,ведь каждому человеку суждено вкусить смерть. И в этом хадисе говоритсяо том, что Аллах делает это не из желания унизить человека, но,наоборот, возвысить его, так как это является путём перехода к обителипочёта и блаженства”.
  5 Этот хадис в более кратком виде приводит аль-Бухари.
  6 Имеется в виду одобряемое или порицаемое шариатом.
  7 Здесь имеются в виду догматы веры (‘акаид),то есть вера в Писания Аллаха, Его ангелов и посланников, впредопределение, в атрибуты Аллаха и в неизбежность Дня воскресения. 
  8Имеется в виду, что исполнение всех религиозных предписаний должноносить не формальный характер, а сопровождаться искренними внутреннимипереживаниями.   
  9 То есть действиями, которыесовершаются телом во время молитв, ¬ обрядов хаджжа и исполнения всехпрочих религиозных обязанностей.


Шайх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди, "Радость сердец благочестивых".

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика