Вопрос 150. Что подразумевает собой осуществление поклонения должным образом (аль-ихсану фи-ль-'ибадати)?
Ответ.Этому понятию дал истолкование сам пророк, (с.г.с.), о чем сообщается в том хадисе,где рассказывается о вопросах, которые задавал пророку Джибрил. В этом хадисесообщается, что Джибрил спросил: "Что такое чистосердечие (ихсан)?"
(Пророк) сказал:
«(Бытьчистосердечным значит) поклоняться Аллаху так, будто ты видишь Его, а если тыЕго не видишь, то -(помня о том, что) Он, поистине, видит тебя»
Аль-Бухари, Муслим.
Таким образом,пророк, (с.г.с.), разъяснил, что есть два вида чистосердечия:
1) Высшим из нихявляется такое поклонение Аллаху, будто ты видишь Его, иначе говоря, положениетого, кто как бы видит Аллаха воочию. Здесь имеется в виду. что раб Аллахадействует так, будто он видит Аллаха Всевышнего сердцем своим, когда сердце егоозаряется светом веры, а разум достигает глубин познания, в результате чегосокрытое для него уподобляется очевидному. Это и есть истинная сутьчистосердечия.
2) Другим видом илиже проявлением чистосердечия является положение человека, занятого наблюдением(муракаба),когда раб Аллаха ясно представляет себе, что Аллах видит его, знаето нём и находится поблизости от него. Если раб представляет себе всё это,занимаясь своими делами и действуя сообразно этому, он будет проявлятьискренность по отношению к Аллаху Всевышнему, так как это не позволит ему ниобращаться, ни стремиться к кому-либо иному помимо Аллаха.
Что же касаетсяотличий между людьми, достигшими двух описанных нами выше ступеней, то ониопределяются степенью их проницательности.