Вопрос 158. Что представляет собой неверие, проявляющееся в делах, но не ставящее человека вне рамок религии?
Ответ: Проявлениемподобного неверия является всякое прегрешение, которое именуется неверием вКоране и сунне, хотя совершающий его и продолжает именоваться верующим. Впример можно привести слова пророка, (с.г.с.), который сказал:
«He становитесь после меня неверными, которые рубятдруг другу головы».
Аль-Бухари, Муслим
Сообщается также,что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Поношение мусульманина (свидетельствует о)нечестии, а сражение с ним -(о) неверии».
Аль-Бухари, Муслим
Таким образом,посланник Аллаха, (с.г.с.), назвал сражение мусульман друг с другом неверием, атех, кто занимается этим, — неверными.
Кроме того, АллахВсевышний сказал:
«А если две группы верующих станут сражаться (междусобой), примирите их. Если же одна из них чинит по отношению к другой произвол,то сражайтесь с той (из них), что притесняет (другую), пока она не вернётся квелению Аллаха[1].А когда она вернётся, примирите их между собой по справедливости и будьтебеспристрастными. Поистине, Аллах любит беспристрастных! Верующие - не кто иныекак братья, а поэтому примиряйте между собой двух (враждующих) братьев ваших ибойтесь Аллаха, чтобы вас помиловали».
Комнаты, 9-10.
Таким образом,Аллах Всевышний подтверждает, что они обладают верой и являются братьями повере, ни в коей мере не отрицая этого.
А в аяте овоздаянии равным (кысас) Аллах Всевышний говорит:
«Что же касается того, кому будет прощено его братом(по вере), то (простивший должен) следовать одобряемому (шариатом[2], а виновномунеобходимо) выплатить должное как полагается[3]».
Корова, 178
Итак, и здесь АллахВсевышний подтверждает принадлежность убийцы к братству в исламе, не отрицаяэтого.
Кроме того,сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«В то время, когда прелюбодей совершаетпрелюбодеяние, он верующим не является, и в то время, когда вор совершаеткражу, он верующим не является, и в то время, когда человек пьёт вино, онверующим не является, а после (совершения подобного следует) принестипокаяние».
Аль-Бухари, Муслим.
В другой версииэтого хадиса сообщается, что пророк, (с.г.с.), также сказал:
«...иубийца, когда убивает, верующим не является».
Аль-Бухари, Муслим.
В третьей версииэтого хадиса сообщается, что пророк, также сказал:
«...и когда грабитель силой отнимаетчто-нибудь на глазах у людей, он верующим не является».
Аль-Бухари, Муслим.
Всё вышеупомянутоеуказывает на то, что пророк, (с.г.с.), не считал, что прелюбодей, вор, пьющийвино и убийца полностью утрачивают веру при условии исповедания имиединобожия. А если бы он захотел сказать нечто подобное, то не стал бы сообщатьо том, что тот умерший, который не отступится от принесённого им свидетельстваединобожия до самой смерти, войдёт в рай, даже если он и совершалвышеупомянутые грехи, ведь в рай войдут только верующие. Таким образом, говоряоб этом, пророк, (с.г.с.), только хотел указать на уменьшение веры такогочеловека и её несовершенство. Если же говорить о неверии, то раб Аллаха впадаетв него в том случае, когда совершает вышеупомянутые грехи, считая, что емудозволено делать это, поскольку это означает, что он считает неправильными теместа Корана и сунны, где указывается на запретность подобных вещей.Становится он неверным и в том случае, если только считает это дозволенным,даже и не совершая ничего подобного, а Аллах Всевышний знает об этом лучше.
[1] То есть: не согласитсяпрекратить сражение и решить спорные вопросы в соответствии с шариатом.
[2] Имеется в виду, что есличеловек, имеющий право на воздаяние равным убийце, прощает его, то он не должентребовать от него невозможного, например, немедленной уплаты выкупа за кровь,если он беден.
[3] Иначе говоря, незатягивать с выплатой выкупа и не прибегать ни к каким уловкам, чтобы вообщеизбежать уплаты.