Вопрос 172. Что можно сказать о вере в дурные предзнаменования и том, что её удаляет?
- дурные предзнаменования - тыра [1]
Ответ.Аллах Всевышний сказал:
«Поистине, злосчастие их - (во власти) Аллаха, но вбольшинстве своём они не знают.»
Преграды, 131
Что же касаетсяпророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:
«Не(передаётся) зараза (иначе как по воле Аллаха), и не (является дурнымпредзнаменованием) ли (полёт) птиц, ни сова, и не (сулит ничего дурного месяц)сафар[2]...».
Аль-Бухари, Муслим.
Сообщается также,что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Верав дурные предзнаменования есть многобожие, вера в дурные предзнаменования естьмногобожие!»
Ахмад, аль-Хаким, ат-Тирмизи.
Что же касается ИбнМас'уда, да будет доволен им Аллах, то сообщается, что он сказал:
"Нет среди нас такого (, кому подобное не было быприсуще хоть в какой-то мере), однако Аллах удаляет это посредствомупования".
Передают со словАбдуллаха Ибн Амра, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, (с.г.с.), сказал:
«Человек, которого дурное предзнаменованиеудержало от (совершения) того, что ему необходимо, впал в многобожие». Люди спросили: "Что же может послужить искуплением этого?" Пророк,(с.г.с.), сказал:
«Искупление состоит в том, чтобы произнестислова: "О Аллах, нет блага, кроме Твоего блага, нет птиц, кроме Твоихптиц[3], и нет бога, кромеТебя!»
/Аллахумма, ля хайра илля хайру-кя, ва лятайра илля тайру-кя ва ля иляха гайру-кя!»
Ахмад
Сообщается также,что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Лучше всего хорошее предзнаменование, а (дурное)пусть не останавливает мусульманина. Если же кто-нибудь из вас увидит что-нибудьтакое, что ему не понравится, пусть скажет. "О Аллах, никто не даруетблагого, кроме Тебя, и никто не отвращает дурного, кроме Тебя, и никто не даётмощи и силы, кроме Тебя.»
/Аллахумма,ля йa ,mu би-ль-хасанати илля Анта, ва ля йадфа 'у-с-са,ийати илля Анта ва ля хауля ва ля куввата илля бu-кя/
Абу Дауд
[1] «Тыра». Это словообразовано от слова "тайр" - птицы, что связано собычаем арабов в прежние времена гадать по полёту птиц, усматривая доброе илидурное предзнаменование в том, направо или налево они летели, что моглозаставить их отказаться от своих намерений. Пророк, (с.г.с.), указал нанесостоятельность представлений о том, что вещи такого рода способны оказыватьхоть какое-нибудь полезное или вредное воздействие. В наше время примеромэтого могут служить попытки простых людей определять хорошие и дурные предзнаменованияпо карканию ворон и тому подобным вещам. В том случае, когда в сердце человекавозникает желание или, наоборот, нежелание сделать что-то, это не будет иметьотношения к вере в предзнаменования, если он станет продолжать делать то, чтоему нужно, уповая на своего Господа, в связи с чем Ибн Аббас, да будет доволенАллах ими обоими, сказал: "Еслипродолжишь, значит, ты уповаешь, а если отступишься, значит, ты веришь впредзнаменования ".
[2] Смысл этих слов в том,что сама по себе ни одна из вышеупомянутых вещей никакого воздействия неоказывает, а всё хорошее и дурное зависит только от воли Аллаха. Так, например,заболеть заразной болезнью можно только по воле Аллаха. Что же касаетсяупомянутых пророком, (с.г.с.), совы (хама)и месяца сафар, то упоминание о них связано с тем, что арабы считали, что еслисова сядет на дом какого-нибудь человека, то это станет указанием на егоблизкую кончину, и связывали месяц сафар с определёнными дурнымипредзнаменованиями.
[3] Здесь речь идёт опредопределении.