Возражения и их опровержение о хадсе про то, как Умар прибег к посредничеству аль-Аббаса для ниспослания дождя


Автор книги"Мисбах аз-Зуджаджа фи Фаваид Када аль-Хаджа" так объясняет поступокУмара: «До Умара не дошел хадис о слепом человеке, и если бы он дошел до него,то он непременно воспользовался бы таким посредничеством».[12]

Это объяснениеявляется неприемлемым по нескольким причинам.

Во-первых, хадис ослепом человеке, как и история с Умаром, свидетельствуют о том, что искатьблизости к Аллаху разрешается посредством мольбы человека, а не посредством егосамого. Об этом мы уже говорили и еще поговорим впоследствии.

Во-вторых, Умарвоспользовался посредничеством аль-Аббаса не втайне от людей, а перед многочисленнымисвидетелями, среди которых были и старейшие сподвижники – мухаджиры[13]и ансары[14].И если мы можем допустить, что вышеупомянутый хадис не был известен Умару, тоникак нельзя предположить, что он не был известен всем присутствовавшим рядом сУмаром сподвижникам!

В-третьих, как мыуже отметили, Умар неоднократно прибегал к посредничеству аль-Аббаса, когдажители Медины попадали в трудную ситуацию или когда его просили помолиться о ниспосланиидождя. Об этом свидетельствует контекст хадиса Анаса, в котором говорится, что«Умар б. аль-Хаттаб, когда начиналась засуха, просил аль-Аббаса б. Абдаль-Мутталиба помолиться о ниспослании дождя». Об этом же свидетельствует хадисИбн Аббаса, переданный Ибн Абд аль-Барром в книге "аль-Истиаб"(3/98). И если в первый раз он мог не знать об этом, как можно объяснить то,что впоследствии он снова и снова обращался за посредничеством к аль-Аббасу? Ипочему находящиеся рядом с ним мухаджиры и ансары не рассказывали ему хадис ослепом человеке, который был известен им?! Поистине, из объяснения этих людейполучается, что все сподвижники ничего не знали об истории со слепым человекомили же, по меньшей мере, о том, что из этой истории следует, что можно проситьАллаха о чем-то ради кого-либо. Первый вывод, несомненно, является ошибочным, авторой – правильным, поскольку сподвижники никогда не воспользовались бымольбой аль-Аббаса, отказавшись от посредничества Пророка, мир ему и благословениеАллаха, если бы в истории со слепым человеком говорилось о таком способеприближения к Аллаху.

В-четвертых, Умарне был единственным, кто не стал просить Аллаха ради самого Пророка, мир ему иблагословение Аллаха, и искал близости к Аллаху посредством мольбы другогочеловека. Таким же образом поступил Муавия б. Абу Суфьян, когда попросил Йазидаб. аль-Асвада помолиться о ниспослании дождя. Он не стал просить Аллаха радиПророка, мир ему и благословение Аллаха, хотя вокруг него находились многиесподвижники и их славные последователи. Неужели мы скажем, что они тоже ничегоне знали об истории со слепым человеком? И таким же образом будем объяснятьдействия ад-Даххака б. Кейса, который тоже прибег к посредничеству Йазида?

В книге"Мисбах аз-Зуджаджа" встречается еще одно объяснение поступку Умара,которое считают приемлемым только те из наших ревностных оппонентов, которыелишены Божьего руководства. Автор книги пишет: «Умар прибег к посредничествуаль-Аббаса, беря пример с Пророка, мир ему и благословение Аллаха, которыйоказывал тому всяческое почтение. Об этом однозначно заявил сам Умар. Аз-Зубейрб. Баккар в книге "аль-Ансаб" передал слова Давуда б. Ата от Зейда б.Аслама от Ибн Умара: «В "пепельный" год Умар б. аль-Хаттаб попросил ониспослании дождя посредством аль-Аббаса б. Абд аль-Мутталиба. Умар прочелпроповедь и сказал: "Поистине, посланник Аллаха, мир ему и благословениеАллаха, относился к аль-Аббасу как к своему отцу. Берите же пример с посланникаАллаха, мир ему и благословение Аллаха, люди, и ищите близости к Аллаху посредствомнего…"». Этот же хадис передал аль-Балазури со слов Хишама б. Саада отЗейда б. Аслама от его отца».

Опровергнуть такоеобъяснение тоже можно несколькими способами.

Во-первых,вышеупомянутое предание не является достоверным, потому что Давуд б. Атааль-Мадани был слабым рассказчиком, о чем говорится в книге "ат-Такриб".Рассказанную им версию со слов аз-Зубейра б. Баккара передал и аль-Хаким(3/334), однако он умолчал о степени ее достоверности, а имам аз-Захабиотметил, что хадисы Давуда были неприемлемыми (???? ??????). Яже добавлю, что с его слов этот хадис рассказывал Саида б. Убейдуллахаль-Музани, биографии которого я не нашел. Кроме того, цепочка рассказчиковхадиса является запутанной. Как видно, в одном случае говорится, что Хишам б.Саад рассказывал его от имени Зейда б. Аслама от его отца, а в другом – от имениЗейда б. Аслама от Ибн Умара. Безусловно, Хишам больше заслуживает доверия, чемДавуд, но мы не знаем, что именно он рассказывал, и не можем сравнить его словас тем, что рассказывал от его имени Давуд. Мы также не можем опираться на слова"этот же хадис передал аль-Балазури", упомянутые автором"аль-Мисбаха", потому что он цитировал аль-Балазури по книге"Фатх аль-Бари" (2/399), а там ничего не говорится о том, что текстыэтих хадисов совпадают.

Во-вторых, если быэто предание было достоверным, из него можно было бы заключить лишь то, почемуУмар воспользовался посредничеством аль-Аббаса, а не другого сподвижника, присутствовавшегорядом с ним в тот момент. Что же касается отказа от посредничества Пророка, мирему и благословение Аллаха, если бы оно допускалось в шариате, и обращение кпосредничеству аль-Аббаса вместо него, то об этом ничего не говорится в этомсообщении. Совершенно ничего! Мы совершенно точно знаем – по крайней мере, такговорят некоторые, – что во время сильной засухи люди никогда не откажутся отпосредничества того, чья мольба будет быстрее услышана Пречистым и ВсевышнимАллахом и поможет им скорее обрести Его милость. Поистине, если человек попадетв большую беду и захочет попросить кого-нибудь помолиться за него, и рядом сним будет пророк и какой-нибудь другой человек, то он непременно попросит обэтом пророка. Если же он попросит об этом другого и отвернется от пророка, тоего сочтут грешником и невежественным человеком. Разве можно после этогополагать, что Умар и находившиеся рядом с ним сподвижники стали бы проситьАллаха не ради Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а ради аль-Аббаса, еслибы просить о помощи ради кого-либо было дозволенным?! Тем более что нашиоппоненты считают, что просить Аллаха ради Пророка, мир ему и благословениеАллаха, лучше, чем надеяться на мольбу аль-Аббаса или любого другогоправедника. А ведь сподвижники неоднократно поступали именно так, как мы ужеотмечали, и они ни разу не просили Всевышнего помочь им ради самого Пророка,мир ему и благословение Аллаха. Таким же образом поступали их последователи, идо нас не дошло ни одно сообщение о том, что кто-либо из них воспользовалсяиным способом приближения к Аллаху, нежели Умар. Напротив, Муавия и егосоратники сделали то же самое, когда попросили славного последователясподвижников по имени Йазид б. аль-Асвад помолиться за них. Разве можно послеэтого говорить, что Умар всего лишь хотел оказать почтение аль-Аббасу, следуяпримеру Пророка, мир ему и благословение Аллаха?!

Одним словом,истина заключается в том, что при жизни Посланника, мир ему и благословениеАллаха, сподвижники всегда прибегали к его посредничеству, чтобы приблизиться кАллаху, когда с ними приключалась беда. После его кончины они никогда непросили Аллаха помочь им ради него, мир ему и благословение Аллаха, и все этоотносится к ярчайшим доказательствам того, что искать близости к Аллахупосредством самого Пророка, мир ему и благословение Аллаха, запрещено. Впротивном случае до нас дошли бы многочисленные свидетельства того, что сподвижникипоступали так. Наши оппоненты, разрешающие просить Аллаха ради кого-либо изтворений, выискивают доказательства, имеющие хотя бы малейшее отношение к этомувопросу. Но если бы это было разрешено, то до нас обязательно дошли бысоответствующие свидетельства от сподвижников, ведь они любили и почиталиПророка, мир ему и благословение Аллаха, сильнее, чем те, кто ищет его посредничества.Однако у нас нет свидетельств того, что они хотя бы один раз молили Аллаха опомощи ради Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Более того, достоверноизвестно, что они избегали этого, прося других праведников помолиться за них!

____________________________________

[1] Этотхадис передали аль-Бухари и др.

[2] Этотхадис передал Абу Давуд (1173), сказав: «Этот хадис малоизвестный, а цепочкаего рассказчиков хорошая». Это мнение справедливо; более того, целый рядбогословов назвали хадис достоверным. См. "Сахих Абу Давуд" (1064).

[3] См.аль-Муминун, 100.

[4] Этотхадис передали аль-Бухари и Муслим. См. "Мухтасар Сахих аль-Бухари"(376), "Шарх ан-Навави" (4/145-149).

[5] Имеетсяв виду потеря сознания (??????) после того, как ангел Исрафил затрубит в Рог, котораяупоминается в Священном Коране: «Но подуют в Рог, и тогда потеряют сознание(или умрут) те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллахпожелает оставить» (аз-Зумар, 68). – К.Э.

[6] Этотхадис передали Абу Давуд (1047), ан-Насаи и др. со слов Ауса б. Ауса, и цепочкаего рассказчиков достоверная. См. "Мишкат аль-Масабих" (1361).

[7] Этотхадис передали Абу Йала, аль-Баззар и др. со слов Анаса б. Малика, и цепочкаего рассказчиков достоверная. См. "Силсилат аль-Ахадис ас-Сахиха"(62).

[8] Речьидет о том, как Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, был перенесенночью из Мекки в Иерусалим. Это произошло не во сне, а наяву, после чегопосланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, душой и телом вознесся нанебеса, где Всеблагой и Всевышний Господь побеседовал с ним через покрывало ивелел ему и всем его последователям совершать ежедневно пять намазов, которые будутзасчитываться им за пятьдесят. – К.Э.

[9] Этотхадис передали Имам Ахмад, Муслим и ан-Насаи со слов Анаса б. Малика.

[10] Этотхадис передали ан-Насаи, ад-Дарими, Ибн Хиббан и аль-Хаким (2/21) со слов ИбнМасуда, причем двое последних назвали его достоверным, и с этим согласилсяаз-Захаби. Их мнение я считают правильным. См. "Тахридж аль-Мишкат"(924), "Фадл ас-Салат аля ан-Наби" (21).

[11] Этотхадис передал Абу Давуд со слов Абу Хурейры, и цепочка его рассказчиковхорошая. См. "Силсилат аль-Ахадис ас-Сахиха" (2266), "Силсилаталь-Ахадис ад-Даифа" (3/5), "Сахих Абу Давуд" (1779).

[12] "Мисбахаз-Зуджаджа", с. 25.

[13] Мухаджиры– сподвижники, переселившиеся в Медину для того, чтобы помочь Пророку, мир емуи благословение Аллаха, и поддержать религию Аллаха.

[14] Ансары– сподвижники из числа жителей Ясриба (Медины), приютившие у себя Пророка, мирему и благословение Аллаха, и переселившихся вместе с ним мусульман и вставшиена защиту ислама.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика