Гость покидает дом, если он заметил в нем проявление греховного.

 

Гостю нельзя присутствовать в доме, если он заметил в нем признаки ослушания, – в этом случае необходимо осудить греховное и постараться пресечь его. И лишь после того, как последствия греховного поведения пресечены, гость может вернуться. Так утверждается в ряде хадисов.

 

Первый хадис ? со слов Али. Он рассказывал:

«Я приготовил трапезу и пригласил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Он пришел, но, увидев в доме изображения живых существ, повернул назад. [И далее: Я спросил: О Посланник Аллаха! Что тебя заставило повернуть обратно? Ведь ты мне и за отца, и за мать! Посланник Аллаха ответил: В этом доме занавеси, на которых изображены живые создания. Истинно, не войдут ангелы в дом, в котором есть такие изображения]»[1].

Второй хадис ? со слов Аиши. Как-то раз она купила нумруку[2], на которой было изображено некое существо. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, заметил нумруку и остановился в дверях, так и не войдя внутрь. По выражению лица Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, Аиша догадалась, что он сердится. Тогда она обратилась к нему: «О Посланник Аллаха! Каюсь пред Аллахом и пред Его Посланником. В чем я согрешила?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: «Что это за нумрука ?» Аиша ответила: «Я купила ее для тебя, чтобы ты сидел на ней, опирался на нее». На это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал так:

«Истинно, обладатели этих изображений (в другой передаче хадиса: Истинно, те, кто делают такие изображения), будут испытывать муки в день Воскрешения[3]. Им будет сказано: Оживите то, что вы сотворили! Воистину, не войдут ангелы в дом, в котором есть [вот такие] изображения».

[Аиша сказала: «И он не заходил до тех пор, пока я не унесла их прочь]»[4].


Третий хадис ? Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: «Тот, кто верует в Аллаха и Судный день, да не сядет за стол, за которым разливают вино»[5].

С этими установлениями сверяли свои поступки наши праведные предшественники, да будет доволен ими Аллах. Примеров тому чрезвычайное множество, но я позволю себе ограничиться лишь некоторыми из них.

А) Аслям, клиент Умара, рассказывал, что когда Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, прибыл в Сирию, один из местных христиан – а он был одним из вельмож Сирии ? приготовил для Умара[6] и обратился к нему с такими словами: Мне хотелось бы, чтобы ты пришел ко мне и я оказал почет тебе и твоим сподвижникам. Умар, да будет доволен им Аллах, ответил на это так: Истинно, мы не ступаем в церкви из-за имеющихся там изображений»[7].

Б) Абу Мас'уд Укба ибн Амр рассказывал, как однажды некий человек приготовил для него угощенье и пригласил к себе. Укба поинтересовался: А в этом доме есть изображения? Тот ответил: Да. Тогда Укба отказался войти, пока хозяин не уничтожит это изображение. И лишь потом Укба ступил в дом[8].

В) Имам аль-Ауза‘и говорил:

«Нас нет за трапезой, если при ней барабан или арфа»[9].


[1] Этот хадис приводят аль-Бухари (4 / 170?171), ат-Тирмизи (3 / 290), аль-Байхаки (4 / 276) – хадис приводится в его изложении, а также Ибн Асакир (13 / 371 / 2). Ат-Тирмизи говорил:

“Это достоверный хадис”.

Дополнение в квадратных скобках и вариант в концовке хадиса приводятся вслед за аль-Бухари и ат-Тирмизи.

[2] Этот хадис с надежным иснадом приводят Ибн Маджа (2 / 323) и Абу Йа‘ла ? в Муснаде (листы 31 / 1, 37 / 1 39 / 2). Дополнение приводится по тексту Абу Йа‘лы.

[3] Комментируя это предложение, аль-Хафиз утверждает следующее:«Далее в хадисе говорится, что ангелы не войдут в дом, в котором есть изображения живых созданий. А в данном предложении сообщается о последствиях, которые ожидают всех тех, кто воспрепятствовал ангелам войти в дом. Слова: «Истинно, обладатели этих изображений…», ? предшествуют описанию этих последствий и, следовательно, содержащееся здесь предостережение адресовано также тому, кто имеет у себя такие изображения. Таким образом, угроза, высказанная в адрес изготовителя изображений, также направлена в адрес того, кто эти изображения использует, ? ведь изображения изготавливаются в расчете на то, что кто-то будет ими пользоваться. Изготовитель изображений – виновник правонарушения, а потребитель этих изображений – его непосредственный исполнитель и, следовательно, заслуживает такой же угрозы в свой адрес».

[4] Этот хадис приводят аль-Бухари (9 / 204, 10 / 319?320), Муслим (61 / 160), ат-Тайалиси ? в Муснаде (1 / 358?359), Абу Бакр аш-Шафи‘и ? в аль-Фава’ид (61 / 2 и 67?68), аль-Байхаки (7 / 267), а также аль-Багви (3 / 23 / 2). По поводу этого хадиса аль-Багви говорит следующее:“В данном хадисе указано, что человеку, приглашенному к трапезе, не следует отвечать на приглашение, если во время застолья совершаются греховные поступки и предаются утехам. А если он все же оказался среди присутствующих на таком мероприятии, то должен покинуть его или использовать свое присутствие для того, чтобы не допустить его продолжение”.Примечание автора: Очевидно, что этот хадис противоречит другому сообщению Аиши, которое приводится ниже в Разделе 38, ? в нем говорится о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, использовал изделие из ткани, украшенной изображениями живых существ, после того как изготовленные из нее занавеси были разрезаны и из получившихся кусков были сшиты две подушки. Хадис, приведенный только что выше, напротив указывает на то, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, отреагировал на появление подобной подушки у него дома резко отрицательно. Аль-Хафиз в аль-Фатх (10 / 320) предпинимает попытку согласовать эти хадисы, апеллируя при этом к высказываниям ряда ученых. Среди прочих аль-Хафиз приводит такую точку зрения: когда Аиша резала занавеску, разрез прошел как раз по центру изображения, ? таким образом, Аиша разрушила первоначальную целостность изображения и в последствии смогла воспользоваться тканью вторично для изготовления подушек. При этом аль-Хафиз замечает:«С одной стороны, такое согласование не противоречит хадису из предыдущей главы, в котором говорится, что изображения следует уничтожить, а с другой ? оно соответствует тому, что сообщается далее в хадисе от Абу Хурайры». Аллах лучше знает.Примечание автора: Такое согласование является единственно возможным. Этот вывод следует из дополнения в конце рассматриваемого хадиса, – в нем недвусмысленно сообщается о том, что использовать подушку, украшенную изображениями живых созданий, запрещено ? даже в самых утилитарных целях. Единственный выход ? переделать такую подушку, разрушив целостность изображения на ткани или модифицировав саму вещь. Как правило, это объясняется желанием сэкономить средства.

[5] Этот хадис со слов Умара приводят Ахмад и ат-Тирмизи. Аль-Хаким признал, что хадис в такой передаче хороший. Этот же хадис в передаче от Джабира аль-Хаким посчитал достоверным. Аз-Захаби того же мнения. Ат-Табарани приводит этот хадис со слов Ибн Аббаса – я проследил его исход в аль-Ирва’ (1949).

[6] То есть: приготовил для него угощенье.

[7] Этот рассказ с надежным иснадом приводит аль-Байхаки (7 / 268).

Следует подчеркнуть, что высказывание Умара является ясным свидетельством того, что глубоко заблуждаются те шайхи, которые входят в церкви, полные изображений и изваяний, потакая тем самым желанию некоторых высокопоставленных лиц и сильных мира сего. Но если бы все дело ограничивалось только этим! К глубокому сожалению в церквях они внемлют речам ораторов, преисполненным неверия и заблуждений, ? среди выступающих там бывают и мусульмане, ? а в ответ молчат, не издавая ни звука! Они идут против закона и сами прекрасно это понимают! Один из них, к примеру, как-то сказал: Нет никакой разницы между мусульманином и христианином! Ислам – для Аллаха, а Родина – для всех! Некоторые из них полагают, что шахаду можно произносить над человеком, не исповедовавшим Ислам, хотя им хорошо известно, что даже мусульманин в праве произносить шахаду лишь в том случае, если он соблюдает необходимые правила, ? и они прекрасно их знают. Можно привести примеры целого ряда других нарушений. Все мы принадлежим Аллаху, и все мы к нему возвернемся.

[8] Помимо прочих авторов этот рассказ приводит аль-Байхаки – с надежным иснадом, как утверждает аль-Хафиз в аль-Фатх (9 / 204). Абу Бакр аль-Марвази прокомментировал этот рассказ в Китаб аль-вара‘ (20 / 1).

[9] Это высказывание с надежным иснадом приводит Абу-ль-Хасан аль-Харби в аль-Фава’ид аль-мунтакат (4 / 3 / 1).

 

Правила супружеской жизни.

шейх аль-Албани.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика