СНЫ И ИХ ТОЛКОВАНИЕ

Image

Пятница, 15 сентября 2006 г. = 22 Ша‘баан 1427 х.г.

аль-Хамду-Лилляахи Раббиль-'Ааламиин уас-Саляату уас-Саляаму 'аляа Ашрафиль-Анбийяа'и уаль-Мурсалиин, уа ба'д:

Ас-Саляам 'Алейкум уа Рахмат-Аллаахи уа Баракаатух

СНЫ И ИХ ТОЛКОВАНИЕ

Вся хвала Аллааху, Господу всех миров. Мир и благословения Аллааха Посланнику, его семье и сподвижникам.

Сёстры-мусульманки! Люди любят проникать в вопросы сокровенного, будьте из прошлого или будущего. Отрицать это явление равносильно отрицаниюдействительности. Серьёзность или обратное этого феномена зависят отблизости людей к свету пророчества и истинной религии, которая твёрдоуправляет этим вопросом, о котором Аллаах говорит (толкование смысла):

«Онодин – Ведающий Невидимое, и Он не открывает Своего Сокровенногоникому, кроме Посланника (из человечества), которого Он избрал». (аль-Джин 72:26-27)

В таком случае неудивительно, что в эту современную эпоху мы видим тех,кто вторгается в вопросы невидимого, и наблюдаем, что много неразумныхлюдей хотели бы знать его или посредством суеверных методик или путёмдогадок, хотя им всё время читаются аайат Аллааха. Аллаах говорит (толкование смысла):

«Скажи (о Мухаммад): «Никто на небесах и на земле не ведает Сокровенное, кроме Аллааха, не могут они и постичь, когда им предстоит быть воскрешёнными»». (ан-Намль 27:65)

Этим людям также читаются высказывания Пророка (Čалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам) о Невидимом. Среди этих изречений: «Существует пять вещей, которые не знает никто, кроме Аллааха:
«Поистине, у Аллаахазнание о Часе, Он ниспосылает дождь и знает то, что находится вутробах. Ни один человек не знает, что он приобретёт завтра, и ни одинчеловек не знает, в какой земле он умрёт. Аллаах – Всё Знающий, Всё Ведающий». (Лук'маан 31:34)
(ат-Тирмиз'ии)

Поэтому не следует вторгаться в дела Сокровенного, кроме как в светеК'ур"аана и Сунны. Всё, что помимо этого, – всего лишь догадки, если неиллюзии.

Ислаам в самой его сути – это религия, которая ликвидирует всерелигиозные предрассудки. Поэтому вера в Невидимое не должнарасцениваться как вера в фантазии.

Однако есть некоторые люди, которые, хотя, и находятся вбезопасности от этого суеверия, впадают в другое зло, посредствомкоторого они воспринимают свои сны как имеющие сильную связь со своимбудущим, и вы видите их счастливыми или печальными из-за обыкновенныхснов. Это явление свойственно не только простым людям, но сны повлиялии на многих великих мужей, и много наций были поглощены влиянием своихснов. Сон Пророка Йуусуфа и царь Египта не безызвестны нам. В обоихснах были благие новости и, в то же время, предупреждение.

Сёстры по вере! Сны обладали важностью в жизни людей до и послепоявления Ислаама, но по мнению учёных и образованных людей та важностьможет разниться в результате различий в авторитетных источниках.Философы отрицают сны и приписывают их физическим предрасположенностям,которые только отражают то, что находится в уме видящего сон. Унекоторых психологов тоже подобное представление, так как они считаютсны сочетанием настроений, которое оседает в памяти человека и котороепорождается сном.

В Ислааме мусульманские учёные следовали путём Пророчества всоответствии с тем, что упоминается в К'ур"аане и Сунне. Они полагают,что хорошие и правдивые сны – истинные от Аллааха. Некоторые из них несут благие новости, а некоторые несут предупреждения. Пророк (Čалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам) сказал: «Пророчествоушло, но вестники остаются». Сподвижники сказали: «Что такое вестники?»Он ответил: «Хорошие сны, которые видит человек, или которые видятсядля него».

Возвещающими тут могут быть вестники благих новостей или плохих новостей, ибо Аллаах говорит (толкование смысла):

«И дай им вести о тягостном мучении».

Сёстры в Ислааме! Многие люди были доведены до дистресса в результате духовного вакуума и удалённости от Аллаахаи отсутствия веры в Его предопределение – что быть только тому, что Онжелает, и что никогда не быть тому, что Он не желает. Многие зависелиот снов и видений в отношении, которое противоречит пути нашихправедных предшественников. Вопрос снов стал настолько широкораспространён среди людей, что они редко говорят о других вещах, и этотпредмет доминирует даже на спутниковых каналах и в исламских фатвах дотакой степени, что вопросов, имеющих отношение к снам, в два разабольше таковых из других областей религии. Всё это – результатбезудерно растущей неосведомлённости о правильной позиции, которуюмусульманин должен занимать в отношении снов, несмотря на то, чтоПророк (Čалл Аллааху ‘Алейхиуа Саллам) оставил нас на Прямом Пути. Дело дошло до такой степени,что, если кто-то из нас видит сон, он встревожен и не успокоится, покаон не найдёт того, кто истолкует сон для него. Если бы каждый из наспридерживался руководства Пророка (Čалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам), мы не вовлекли бы себя в это плачевное положение.

Не всё, что человек видит в своём сне, может растолковываться, так как сны бывают трёх видов, как объяснил Посланник Аллааха (Čалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам), когда он сказал: «Сны бывают трёх типов: (1) Устрашения от Шайтаана,которыми он вызывает у человека печаль. (2) То, чем человек озабочен всостоянии бодрствования и видит в его снах. (3) Сон, который являетсяодной из 46 частей (1/46) пророчества».
Аль-Багауии сказал: «Этот хадиисобъясняет, что не всё то, что человек видит в своём сне, может бытьверным, хотя это и может толковаться. Истинный сон – тот, которыйприходит от Аллааха, авсё, что помимо этого, – всего лишь сбивающие с толку сны, у которыхнет толкования. В числе таких запутывающих снов тот, который сообщилиот арабского бедуина, рассказавшего Пророку (Čалл Аллааху ‘Алейхиуа Саллам), что он видел во сне, что его голову отсекли, и онаоткатилась, и что это серьёзно взволновало его. Пророк (Čалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам) сказал ему: «Не говори слугам Шайтаана забавляться с тобой в твоём сне»».

Всё, что помимо этих снов, – что касается установления исламскогоуправления в отношении халяала, хараама, актов поклонения илиопределения Лайлатуль К'адр, как тот сон, показанный Посланнику Аллааха (Čалл Аллааху ‘Алейхиуа Саллам), и который его заставили забыть, или те, на которыхбазируются факторы, касающиеся прав людей, или те, которые вызываютпредубеждение, или те, которые подвергают сомнению непорочность людейили намерений – всё, что является приводящими в замешательство снами,следует полностью игнорировать, согласно мнению большинства учёных какаш-Шаатибии, ан-Науауии, Ибн Таймиийя, Ибн аль-К'аййим и др.

Аш-Шаатибии рассказал в своей книге «аль-И'тисаам», что, когда Кхалиифа аль-Махдии хотел убить Шариика бин ‘Абдиллаа аль-К'аадии, Шариик спросил его: «Овластитель верующих! Почему ты хочешь убить меня, тогда как тебезапрещено убивать невинную душу?" Аль-Махдии ответил: «Потому что явидел во сне, что обратился к тебе, но ты повернулся ко мне спиной.Поэтому я спросил толкователя снов, и он сказал: «Этот человек приходитв твой суд, но втайне не согласен с тобой». Тогда Шариик сказал: «Оповелитель верующих! Твой сон – не сон Пророка Йуусуфа, сына ПророкаЙак'ууба; и кровь мусульман не должна проливаться из-за простых снов."Тогда аль-Махдии опустил свою голову и дал сигнал, что я должен уйти».

Ибн 'Асаакир также сообщил в своей книге, что некто видел Имаама аш-Шаафи‘ии в своём сне, и что тот сказал ему: «Йуунусбин ‘Абдил А'ляа солгал обо мне в хадиисе, который не был частью моегохадииса, и я не сообщал его». Ибн Кас'иир, давая комментарий к этомусну, сказал: «Йуунус бин ‘Абдил А'ляа – один из самых заслуживающихдоверия людей. Не должно умалять его авторитет из-за простых снов»».

Аз'-З'ахабии сообщил от аль-Маррууджи, что тот сказал: «Япривёл Ибраахиима аль-Хусари к Ахмаду бин Ханбалю, и он был праведнымчеловеком. Ибраахиим сказал Ахмаду: «Я видел сон о тебе, которыйтакой-то и такой-то», и он упомянул Рай. Тогда Имаам Ахмад сказал ему:«Брат мой, люди имели обыкновение говорить такие вещи Сахлю бинСаляама, пока он не вышел и не пролил невинную кровь». Имаам Ахмадтакже сказал: «Хорошие сны радуют верующего, но не вводят его взаблуждение»».

Сёстры-мусульманки! Много сказав об излишествах людей в вопросах,касающихся снов, акт справедливости говорить о тех, кто растолковываетсны, поскольку они берут на себя огромную ответственность по отношениюк видящим сны. Толкователь снов должен быть сведущим в этой области идолжен знать пользу и вред этого. Он не должен становиться муфтиемснов, особенно на экранах телевидения и в местах для встреч.

Толкование снов и издание фатв – собратья. Ибн аль-К'айиим сказал: «Муфтий,толкователь снов и врач одинаковы в этом, они имеют доступ к тайнамлюдей, чего нет у других. Поэтому они должны утаивать то, что не должнобыть раскрыто».

Далее, толкователи никогда не должны спешить в выводах, когда объясняютсны. Они должны учитывать опасность этого, так же как и искушение ибахвальство этим, которые это может вызвать. Они должны также приниматьво внимание, что их ситуация является более критической, нежелиположение муфтиев и учёных.

Ибн ‘Абдил Барр передал, что Хишаам бин Хассаан сообщил: «Ибн Сиириина спрашивали о сотнях снов, и он ничего не объяснял, прежде чем сказав: «Бойтесь Аллаахав своём бодрствовании, ибо то, что вы видите в свойм сне, никогда ненавредит вам». А когда он растолковывал, он говорил: «Я растолковываютолько из предположений; а предположения могут быть верны или неверны»».Если это – высказывание лидера толкователей снов его эпохи и болеепоздних поколений, что же тогда говорить о тех, кто пришёл после него.

Толкователи должны понимать, что толкование снов на телеэкранах опасно в свете следующих факторов:

    1- Неумеренная откровенность в толковании снов – это своего родаискушение, в особенности когда он говорит о вопросах Невидимого,которые ведомы только Аллааху.

    2- Его способность знать действительное состояние увидевшого сон. Двоемужчин пришли к Ибн Сиириину, и каждый из них рассказал, что видел себяво сне совершающим аз'аан, и спросил его о значения этого сна. Дляправедного человека из двух Ибн Сиириин растолковал его, что тотсовершит Хаджж, а для другого человека, который не был праведен, чтотот украдёт.

    3- Отсутствие понимания у людей методики толкователя, что можетлегко привести к тому, что его обвинят в ворожбе, догадке илипредсказании будущего.

    4- Что предотвращению вреда нужно давать предпочтение перед получением выгоды.

Что касается аргумента некоторых людей, что Пророк (Čалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам) имел обыкновение спрашивать его сподвижников после Фаджра: «Кто из вас видел сон?», на это можно ответить в свете следующих моментов:

    1- Что это – Посланник Аллааха (Čалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам), и что его толкование является правдой и совершенно.

    2- Его толкования имели место в мечети в присутствии рядасподвижников-мусульман, которых было намного меньше миллионов,смотрящих это по телевизионным каналам в наши дни.

    3- Не установлено, чтобы кто-либо из сподвижников или их преемников делали это в мечети, как это обычно делал Пророк (Čалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам), даже Абуу Бакр аč-Čиддик', которого Пророк засвидетельствовал за его знание толкования снов, никогда так не делал.

Поэтому бойтесь Аллааха и будьте покорны Ему в глубине души и на людях, с тем чтобы вы преуспели.

По материалам кхутбы шейкха Са‘ууда аш-Шурейма, Макка

Подготовила сестра Марйам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика