Между кухней и офисом. Женская доля

Впоследнее время часто звучит вопрос: может ли мусульманка работать илиее наилучший удел – дом и семья? Стоит сказать, что каких-то пару сотенлет назад такого вопроса вообще не существовало, считалось вполнеестественным даже в Европе, что женщина создана для дома и семьи. Иликак говорят немцы: «для женщины три вещи: дети, кухня, церковь, а всеостальное ее не касается».
Но это Европа, в которой подобноеположение женщин в итоге сформировало феминизм, – как движение за праваженщин. Феминистки сейчас слишком укрепили позиции, и женщины не хотятвыходить замуж и рожать детей только потому, что они в таком случаелишатся карьерного роста. Так что на Западе вопрос стоит ребром: илиработа или дом – третьего не дано.

Однако на Востоке делаобстоят иначе. Более 14 веков тому назад женщине не просто было даноразрешение работать, но и зарабатывать, и использовать заработанныесредства на свое личное усмотрение, а не на содержание семьи.

ВИсламе четко проговорено, что ответственность по содержанию семьи несетна себе мужчина, даже в том случае, если его супруга большезарабатывает. Ну а женщина несет ответственность за детей и довольстводомочадцев.

При этом такой вариант, как работа по дому, вКоране и хадисах четко не закреплен за каким-то одним членом семьи, чтои дало начало для множества толкований и вынесения большого количествафетв (богословско-правовых положений), которые зачастую дают совершеннопротивоположные варианты.

Можно, конечно, следовать за любойиз них – это право каждого мусульманина. Но если вдруг супругпридерживается обратного мнения? Долго ли сможет просуществовать такаяпротиворечивая семья?

Начнем сначала – а именно, почему женщинаработает по желанию и имеет право тратить свои деньги, куда угодно, асемью должен содержать муж?

Казалось бы, очень несправедливопо отношению к мужчинам. Тем более, что женщина вполне в состояниизаработать больше. Но это относительно. Мужчина по своей изначальнойсути, по психологическим характеристикам создан как добытчик, аравноправное положение женщины в этой области сводит на нет его праванад ней. Надо отметить, что мужчина, кроме всего еще и собственник, –это его жена, его дети… Неужели он не в состоянии содержать свою семью?

Поэтому зарабатывающая женщина, которая содержит мужа и детей,по большому счету не воспринимается мужчиной как его, в таких семьяхмуж часто теряет свое достоинство и становится чем-то вроде«переходящего приза» в руках женщин, которые борются за право егосодержать.

Внутреннее противоречие таких мужчин: чаще всегоони становятся либо домашними тиранами (мужчина, не вынесяпротиворечивой борьбы становится домашним деспотом, зачастую сприменением физической силы – дабы доказать, что он главный), либо кподкаблучником, которому в принципе безразлично все, лишь бы кормили иублажали (по сути, это уже не мужчина, а некое полусловесное домашнееживотное), а решение всех проблем ложится на женщину.

Всего этого позволяет избежать Ислам, в котором именно на мужчине лежит содержание семьи.

Кслову сказать, ведь и для женщины, постоянно содержащей свою семью,ноша может оказаться непосильной. Часть времени она ждет ребенка, потомкормит его и ухаживает за ним. Если мужчина не в состоянии помочь ей вэтом, хотя бы и материально, то, в первую очередь, пострадает ребенок.Ни непосильная работа во время беременности, ни ранний перевод наискусственное питание (из-за того, что женщина должна опять идти наработу) не добавят ребенку здоровья.

Да и потом, многие детидостаточно часто болеют – опять чаще всего с работы на это время уходитмама, она просто психически не может трудиться в полную силу, когдазнает, что дома у нее больной малыш, пусть даже при нем всеродственники и половина городской поликлиники. Ребенка женщина всегдаощущает как часть самой себя, и его болезнь гораздо с большей силойбьет именно по матери.

Но теперь оборотная сторона медали, т.е. мнение тех, кто абсолютно запрещает женщине работать вне дома,считая ее уделом только семью и хозяйство.

Сказать, что этонепреложная истина не получится. Четко прописано только одно, чтобыженщина заботилась о муже, детях, ну и конечно «в Рай суждено войтитолько тем женщинам, муж которых был доволен ими». Вот как раз это«довольство мужа» трактуется достаточно широко.

Муж по-сутиможет быть недоволен всем, начиная с пережаренной курицы, заканчиваянедоглаженными шнурками ботинок. И если первое – справедливо, то второе- скорее всего, желание занять жену чем-то еще.

Все же – муж вжизни любой женщины стоит на втором месте после Аллаха. И его желаниядолжны исполняться, а за их разумность отвечать будет он сам.

Многиеженщины в своем желании работать не только дома заходят слишком далеко,не обращая внимания на то, что муж недоволен, что дети не воспитаны,что дома разруха… Именно в этом случае муж обладает исключительнымправом «засадить» жену дома и никуда не отпускать ее до того, как онане приведет в порядок то, за что будет ответственна перед Аллахом. Этоне только право мужчины, но и его прямая обязанность.

Однакоиногда получается и так, что женщина справляется со всем: муж доволен,дети замечательно воспитаны, дома все блестит, но… муж на работу непускает! Тут надо искать причины: возможно, он боится, что дома выпотом справляться не будете, что будете много времени общаться смужчинами по роду своей деятельности, что будете зарабатывать большенего…

А, возможно, он просто хочет еще одного ребенка, абеременность и работа в большинстве случаев несовместимы. В любомслучае – подобная ситуация должна решаться на своего рода семейномсовете, а не в ходе очередных домашних скандалов. Причины всегда есть –просто надо постараться их отыскать.

Если муж категорическипротив работы вне дома, но не против работы как таковой – то можнопоискать вариант работы в Интернете. Нельзя сказать, что все подойдут,но что-то найдется. Кроме того, через Интернет можно распространятьзнания об Исламе, учить иностранные языки, у части ВУЗов (правда пока вбольшинстве случает заграничных) есть возможность дистанционногообучения. Вариантов дополнительной занятости даже находясь дома оченьмного. Даже если нет Интернета, то можно приобрести пару книг наинтересующие темы и проштудировать их. Даже если это будет простопособие по кулинарии. Кто знает, может через несколько лет это приведетк открытию вашего личного кафе-халяль?

Конечно, важна испециальность женщины, которую она получила до замужества. Если онаинженер, или секретарь, то особого смысла работать по этойспециальности нет. Если она экономист, бухгалтер, юрист, то можетвполне работать и дома, занимаясь дистанционным консультированием илитоже дома, но уже в качестве полноправного сотрудника совместной смужем фирмы. Если она имеет отношение к литературе или искусству, тодля надомной работы вообще никаких ограничений (кроме желаний мужа) нетникаких.

Однако есть такие специальности, которые никак немогут быть ограничены стенами дома в силу своей социальнойнеобходимости. Это должны понимать не только женщины, но и мужчины.Например, врачи, педагоги, социальные работники.

Для мусульманРоссии сейчас большая роскошь прийти на прием к врачу-мусульманину,отдать ребенка в мусульманскую школу, нанять для ухода за больнымиродителями сиделку-мусульманку! Здесь вместо того, чтобы запрещатьработать, лучше объединиться с единомышленниками-мусульманами и открытьбольницу, детский сад и школу, социальное агентство работающие позаконам Ислама.

Конечно, мужчина может поступать всоответствии со своими интересами и согласно им решать: может ли еголичная жена работать, но разумный человек будет действовать еще и винтересах уммы, столь еще непрочной в условиях России.

Наминуту можно отвлечься и представить себе мир, в котором все женщиныработают только дома. В таком мире – девочки останутся без образования(раз нет женщин-учителей), женщины не смогут воспользоватьсямедицинской помощью (раз нет женщин-врачей), в искусстве и литературе,современной журналистике женские темы не будут освещены (посколькутолько женщина сможет по существу оценить подобную тематику)…Мрачновато получается – не правда ли.

К слову сказать –женщины во времена Пророка (мир ему) и праведного халифата работали,конечно с соблюдением законов Ислама и никто ничего особенного в этомне видел. Это было нормально.

С другой стороны есть и совсемнеординарные семьи, в которых муж не против, а только «за» то, чтобыжена работала или занималась общественной жизнью, а жена этого нежелает и упорно пытается оставаться только дома у очага. Жизнь вообщесложная штука…

Наверно правы те, которые считают устройствосемьи делом родителей. Ведь в таком случае обговаривается не толькосвадьба, но и пожелания сторон о том, сможет ли девушка продолжать своеобразование, работать, вести общественную жизнь после замужества, еслиона этого хочет. Уже до свадьбы становится известно, в какие условияона попадет (соответственно и будущий супруг знает, кого он берет вжены: «социальную активистку» или «домашнюю курочку»), и если их мненияо семейной жизни не совпадают, то есть еще шансы избежать явнонесчастливого брака.

В условиях современности знакомства чащевсего случайные, брак зачастую поспешный и иногда еще – тайный, что недает никаких шансов на холодные и разумные рассуждения о том: аподойдем ли мы друг другу в качестве супругов на всю оставшуюся жизнь?Хорошо, если так получится и характеры, и точки зрения совпадут. А еслинет – несчастный муж, жена, дети (если они успеют появиться до чащевсего неизбежного развода). Таковой ли должна быть мусульманская семья,по хадисам - самая гармоничная в мире.

Наверно именно поэтомуни в Коране, ни в Сунне нет четко оговоренных правил о возможности илинежелательности работы женщин. Ведь это решение необходимо приниматьконкретное для каждой отдельной ячейки общества, с учетом интересоввсех ее членов.

Фатима Манзур
islam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика