Непогрешимость Пророка

 

Все мусульмане сходятся во мнении о том, что все пророки были свободны от совершения больших грехов, потому что это противоречит самой идее о божественном избрании, а также потому что Всевышний Аллах поручил им донести до людей Его послание, вследствие чего они обязательно должны были являть собой образец для подражания для своих народов. Кроме того, он возложил на них обязанность предостерегать людей от неверия и совершения грехов, распутства и ослушания Всевышнего Аллаха. А если бы сами они совершали какие-нибудь прегрешения, то их враги непременно воспользовались бы этим, чтобы опорочить их и дискредитировать те законы, которые они принесли с собой людям. Однако подобное противоречило замыслу Всевышнего Аллаха, и Он по милости своей уберёг их от совершения разного рода проступков. Он возложил на них обязанность запрещения людям подобных проступков и разъяснения им дурных последствий, к которым это может их привести. Он сделал их образцом и примером в аскетизме и отрешении от мирских страстей, отвлекающих человека от мира вечного.

Что же касается мелких прегрешений, то они могли допускать их в процессе принятия самостоятельных решений и совершения самостоятельных действий. Однако при этом они не повторяли своих ошибок, и эти ошибки не сбивали их с пути справедливости и не являлись несовместимыми с их пророчеством. Допускавшиеся ими мелкие прегрешения являлись указанием на то, что они были людьми, и никто из них не обладал знанием о сокровенном и не был наделён никакими божественными качествами.

Толкователи Корана и обладавшие знаниями указывали на некоторые примеры подобных ошибок, отметив, что Всевышний Аллах сказал:

Не отгоняй тех, которые взывают к Господу их утром и вечером, стремясь к лику Его!

Сура “Скот”, аят 52 

— а также сказал:

Они были близки к тому, чтобы отклонить тебя от того, что Мы внушили тебе, чтобы ты измыслил против Нас иное. А уж тогда ты стал бы их другом.

И если бы Мы тебя не поддержали, ты готов был уже хотя бы немного склониться к ним.

Сура “Перенос ночью”, аят 73-74

Можно привести примеры и других подобных незначительных прегрешений или же ошибок, которые Пророк допустил в процессе принятия самостоятельных решений, надеясь на то, что его действия принесут пользу, однако Всевышний Аллах — слава Ему! — указал на неоправданность подобных действий. Что же касается ослушания Аллаха и грехов, то Всевышний Аллах оградил его от совершения подобного или признания этого допустимым, поскольку это заведомо противоречит не только качествам Посланника Аллаха и Божьего избранника, но и тому, что он сам предостерегал людей от неверия, беспутства и ослушания Аллаха. Если же говорить о порученном ему доведении до сведения людей закона Аллаха, то все учёные, занимавшиеся исследованием этого вопроса, упоминали о том, что, по общему мнению, не только он, но и все остальные пророки не допускали никаких ошибок, передавая людям то, что они узнали из посылаемых им откровений и законов Аллаха. Более того, ещё до того, как он стал Пророком, Аллах — да увеличится слава Его! — уберёг его от многобожия, распутства и тому подобных вещей.

Сообщается, что Посланник Аллаха сказал: “Я испытывал желание заниматься тем, что делали люди во времена невежества, всего лишь два раза, и всякий раз Аллах воспрепятствовал этому. После этого я никогда не испытывал желания совершить что-нибудь дурное, и так продолжалось до тех пор, пока Аллах не почтил меня своим посланием”. Этот хадис приводится в “Книге исцеления” кадия Ийяда,[1] а также и в других источниках. В своей книге “Жизнеописание” Ибн Исхак пишет следующее:

“И когда Посланник Аллаха достиг юношеского возраста, Аллах хранил его и оберегал от грязи и пороков времён невежества, ибо Он хотел почтить его и вручить ему своё послание ещё в то время, когда он придерживался религии своего народа. И в результате этого он стал наиболее великодушным из людей своего народа, обладал самой приятной внешностью, был наиболее благородным в общении, являлся наилучшим соседом, отличался самым прекрасным нравом, был самым честным и наиболее далеким от непристойностей и всего того, что оскверняет людей. И поэтому люди его народа называли его не иначе как “верным” (аль-амин), а побуждали их к этому те качества, которыми Аллах наделил его в детстве и во времена невежества”.[2]



[1] См. “Китаб аш-Шафа” (“Книга исцеления”), 1/100. Учёные разошлись во мнении относительно достоверности этого хадиса: аль-Хаким и аз-Захаби признали его достоверным, а Ибн Касир в книге “аль-Бидайа ва ан-Нихайа” (“Начало и завершение”), 2/287, назвал его слабым. — Ред.

[2] Ибн Исхак 2/219.

 

Абдуллах ибн Абд ар-Рахман ибн Джибрин

ДВА СВИДЕТЕЛЬСТВА ИХ СМЫСЛ И ТО, ЧЕГО ТРЕБУЕТ КАЖДОЕ ИЗ НИХ

Перевод З. И. Абу Абдуллаха

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика