Особенности земного поклона

«Он опирался на свои ладони [и держал ихраскрытыми]»[1],«прижимал пальцы друг к другу»[2] и «направлял их в сторонуКиблы»[3].

Также «он ставил их (т.е. ладони) на уровнеплеч»[4], а иногда «на уровне ушей»[5]. «Он плотно прижимал нос илоб к земле»[6].

Он сказал «человеку, который плохопомолился»: «Когда ты совершаешь земной поклон, то держи себя в нём устойчиво»[7]; в другой версии хадисасообщается: «Когда ты совершаешь земной поклон, то плотно прижми лицо и руки (кземле), пока все твои кости не встанут на свои места»[8].

Кроме того, он говорил: «Недействителена молитва тогочеловека, нос которого не чувствует земли в той же степени, что и лоб»[9].

«Он твёрдо упирался коленями и пальцами ног(в землю)»[10],«обращал кончики пальцев ног в сторону Киблы»[11], «прижимал пятки друг кдругу»[12], «держал ноги прямо»[13] и «велел (людям)поступать так же»[14].

Таким образом, он совершал земные поклоны,опираясь на семь частей тела: ладони, колени, ноги, лоб и нос, считая последниедва органа как одну часть тела, поскольку он (да благословит его Аллах иприветствует) сказал: «Мне было велено (в другой версиихадиса сообщается: «Нам было велено) совершать земные поклоны, опираясь на семь костей: налоб — и при этом он указал рукой[15]на область вокруг носа, - кисти рук (в другой версии хадиса передается:«ладони»), колени и пальцы ног, а также не заправлять[16]одежду и волосы»[17].

Он также говорил: «Когда раб (Аллаха) совершаетземной поклон, вместе с ним совершают поклон и семь частей его тела: лицо,ладони, колени и ноги»[18].

Он сказал о человеке, который молился позадинего с заплетёнными[19] волосами: «Онпоистине подобен тому, кто молится со связанными (позади) руками»[20]. Он также сказал: «Это— пристанище шайтана»[21], т.е. место, где сидитшайтан, имея в виду места сплетения волос.

«Он не опирался предплечьями[22] о землю»[23], а «приподнимал их отземли и расставлял от боков настолько, что можно было увидеть белизну егоподмышек»[24],а также «если бы маленький ягненок или козлёнок захотели пройти под его руками,то им бы это удалось»[25].

При этом он проявлял такое усердие, что одиниз его сподвижников сказал: «Нам становилось жалко Посланника Аллаха (даблагословит его Аллах и приветствует) из-за того, как он расставлял свои рукиот боков»[26].

Он велел остальным (людям) поступать так же,сказав: «Когда вы совершаете земной поклон, то положите ладони (на землю) иподнимите локти»[27]. Кроме того, он сказал: «Будьтеуравновешенны во время земного поклона, и пусть никто из вас не распластываетпредплечья (по земле) подобно собаке (в другой версии хадиса передаётся:«...как распластывает их собака»)»[28]. В другом хадисесообщается: «Никому из вас не следует опираться руками о землю так, как собакаопирается (лапами)»[29].

Он также говорил: «Не простирай свои руки [какпростирает (лапы) дикий зверь], опирайся на свои ладони и раздвинь предплечья,ибо когда ты сделаешь всё это, каждый член твоего тела будет совершать земнойпоклон вместе с тобой»[30].



[1] Абу Дауд и аль-Хаким, последний назвал этот хадис достоверным,и с ним согласился аз-Захаби.

[2] Ибн Хузайма, аль-Байхаки и аль-Хаким, последний назвал этотхадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[3] Аль-Байхаки приводит этот хадис через достоверную цепочкупередатчиков. Ибн Аби Шайба (1/82/2) и ас-Сирадж передали хадис о направлениипальцев в сторону Киблы через другую цепочку передатчиков.

[4] Абу Дауд и ат-Тирмизи, последний назвал этот хадисдостоверным, так же как и Ибн аль-Мулаккин (27/2). Ибн Аби Шайба (1/82/2) иас-Сирадж передали о направлении пальцев ног в сторону Киблы через другуюцепочку передатчиков. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены вкниге «аль-Ирва’» (309).

[5] Абу Дауд и ан-Наса’и приводят этот хадис через достовернуюцепочку передатчиков.

[6] Абу Дауд и ат-Тирмизи, последний назвал этот хадис достоверным,также как и Ибн аль-Мулаккин (27/2). Источники и иснады этого хадиса приведеныв книге «аль-Ирва’» (309).

[7] Абу Дауд и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочкупередатчиков.

[8] Ибн Хузайма (1/10/1) приводит этот хадис через хорошую цепочкупередатчиков.

[9] Ад-Даракутни, ат-Табарани (3/140/1) и Абу Ну‘айм в «АхбарИсбахан».

[10] Аль-Байхаки приводит этот хадис через достоверную цепочкупередатчиков. Ибн Аби Шайба (1/82/2) и ас-Сирадж передали о направлении пальцевног в сторону Киблы через другую цепочку передатчиков.

[11] Аль-Бухари и Абу Дауд. Ибн Са‘д (4/157) передал от Ибн Умара,что во время молитвы он любил обращать все части тела, которые только мог, всторону Киблы, даже большие пальцы рук.

[12] Ат-Тахави, Ибн Хузайма (№ 654) и аль-Хаким, который назвалэтот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[13] Аль-Байхаки приводит этот хадис через достоверную цепочкупередатчиков.

[14] Ат-Тирмизи и ас-Сирадж; аль-Хаким назвал этот хадисдостоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[15] Об этом движении рук был сделан вывод на основеграмматического построения арабского текста («Фатх аль-Бари»). (Этот жестозначал, что при совершении земного поклона земли следует касаться и носом, илбом. — Прим. перев.).

[16] Здесь имеется в виду запрет заправлять одежду и волосы и недавать им распускаться, что означает собирать их вместе руками во времясовершения поясных и земных поклонов («Нихайа»). Подобный запретраспространяется не только на время молитвы: большинство ученых-богослововтакже включают в этот запрет заплетение волос и заправление одежды передсовершением молитвы. Этот запрет еще более усиливается тем, что он (да благословитего Аллах и приветствует) не разрешал мужчинам молиться с заплетеннымиволосами, о чём будет сказано далее.

[17] Аль-Бухари и Муслим. Источники и цепочки передатчиков этогохадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (310).

[18] Муслим, Абу Авана и Ибн Хиббан.

[19] С завязанными либо заплетёнными волосами.

[20] Муслим, Абу Авана и Ибн Хиббан. Ибн аль-Асир сказал: «Смысл этого хадиса состоит в том, что еслибы у него волосы были распущены, то они падали бы на землю во время совершенияземного поклона, и этот человек в результате получал бы награду от Аллаха за поклонсвоих волос. Однако если его волосы были заплетены, то тогда фактическиполучается, что они не совершали земной поклон, так как он (да благословит егоАллах и приветствует) сравнил этого человека с тем, руки которого скованы,поскольку в таком положении руки не будут касаться земли при совершении земногопоклона». По всей вероятности, это указание относится только к мужчинам ине касается женщин, как сообщил аш-Шавкани от Ибн аль-‘Араби.

[21] Абу Дауд и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис хорошим. ИбнХузайма и Ибн Хиббан назвали этот хадис достоверным. См. «Сахих Абу Дауд»(653).

[22] Здесь и далее под предплечьем человека подразумевается частьверхней конечности от локтевого сустава до кисти, а у позвоночных животных —часть передней конечности от плечевого сустава до лапы (Прим. перев.).

[23] Аль- Бухари и Абу Дауд.

[24] Аль-Бухари и Муслим. Источники и цепочки передатчиков этогохадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (359).

[25] Муслим, Абу Авана и Ибн Хиббан.

[26] Абу Дауд и Ибн Маджа приводят этот хадис через хорошую цепочкупередатчиков.

[27] Муслим и Абу Авана.

[28] Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд и Ахмад.

[29] Ахмад и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным.

[30] Ибн Хузайма (1/80/2), аль-Макдиси в «аль-Мухтара» и аль-Хаким,который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика