Слабость хадиса, в котором осуждается чтение Корана за имамом

из книги Описание Молитвы Пророка салаллаху алайхи ва ссалам Шейх Ал-Албани р.а

Приложение № 3

Слабостьхадиса, в котором осуждается чтение Корана за имамом

Из книги «Сильсиляталь-Ахадис ад-Да‘ифа валь-Мавду‘а» (568—570) шейха аль-Албани.

 

1. «У того, кто читает Коран заимамом, рот наполняется огнем».

Мавду‘ (подложный, выдуманныйхадис). Ибн Тахир привел его в «Тазкират аль-Мавду‘ат» (стр. 93), указав:«Цепочка передатчиков этого хадиса содержит Ма’муна ибн Ахмада аль-Харави,отъявленного лжеца, который рассказывал подложные хадисы».

Подробнее об этом рассказчикеповествуется в нижеследующем хадисе под № 2. Ибн Хиббан упомянул этот хадис какпередаваемый от имени этого человека в книге «Ад-Ду‘афа» («О слабыхпередатчиках хадисов»), а аз-Захаби относился к этому хадису как к одному избедствий, появившихся из-за этого рассказчика.

Некоторые представителиханафитского мазхаба были введены в заблуждение этим хадисом, делая на егоосновании вывод, что любое чтение (Корана) за имамом является запретным (харам).Абуль Хасанат аль-Лукнави сказал в «Ат-Та‘лик аль-Мумаджжид ‘аля Муватта’Мухаммад» (стр. 99): «Этот хадис упоминается автором «Ан-Нихайи» и остальными вформе «марфу‘» со следующими словами: «...во рту у него находитсягорящий уголь», — тогда как этот хадис абсолютно безоснователен».

До этого он указал, что «ни водном достоверном хадисе, переданном в форме «марфу‘», не содержитсязапрет читать суру «аль-Фатиха» за имамом; всё, что они приводят в форме «марфу‘»,является либо безосновательным, либо недостоверным», приведя затем в качествепримера вышеупомянутый хадис в двух изложенных версиях.

Знатоки религии как прошлых, таки нынешнего поколений разошлись во мнении относительно чтения Корана за имамом,придерживаясь одного из следующих взглядов:

а) чтение Корана молящимсяобязательно как в тех рак‘атах молитв, когда имам читает Коран вслух, так и втех рак‘атах молитв, когда имам не читает Коран вслух;

б) молчание молящегося причтении Корана обязательно как в тех рак‘атах молитв, когда имам читает Коранвслух, так и в тех рак‘атах молитв, когда имам не читает Коран вслух;

в) молящемуся следует читатьКоран в тех рак‘атах молитв, когда имам не читает Коран вслух, и воздерживатьсяот чтения Корана в тех рак‘атах молитв, когда имам читает Коран вслух.

Последний взгляд являетсянаиболее уравновешенным и близким к истине, поскольку он примиряет между собойпервые два свидетельства и не отвергает полностью ни одно из них. Этого взглядапридерживались имамы Малик и Ахмад, а после проведения соответствующихисследований ему также отдавали предпочтение некоторые представителиханафитского мазхаба, в том числе Абуль Хасанат аль-Лукнави, который о томсвидетельствует в своей книге.

2. Другой пример лжи,измышленной Ма’муном аль-Харави:

«Тот, кто поднимает свои руки вовремя молитвы, не совершил ее».

Мавду‘ (подложный, выдуманныйхадис). Ибн Тахир привел его в «Тазкират аль-Мавду‘ат» . (стр. 87), указав:«Цепочка передатчиков этого хадиса содержит Ма’муна ибн Ахмада аль-Харави,отъявленного лжеца, который выдумывал хадисы». Аз-Захаби так сказал об этомчеловеке: «Он принёс с собой бедствия и постыдные сообщения. Он выдумывалхадисы, включая и этот, и рассказывал их, прикрываясь именами достойныхпередатчиков хадисов».

Как следует из хадисов,выдуманных Ма’муном аль-Харави, он являлся фанатичным приверженцем ханафитскогомазхаба, поскольку все хадисы, измышленные им, вращаются вокруг одной и той жетемы: поддержки имама Абу Ханифы (да будет милостив к нему Аллах) и нападок наимама аш-Шафи‘и. Среди этих хадисов и тот, что приведен выше: ожесточенное нападениена мнение аш-Шафи‘и, который одобрял поднятие рук перед совершением поясногопоклона и при выпрямлении из него, тем самым со всей очевидностью поддерживаямнение ханафитов, считающих подобное поднятие рук порицаемым (макрух).Он не только не удовлетворился положением своего мазхаба, порицающего поднятиерук, но и дошел до того, что выдумал этот хадис, дабы распространять средилюдей мнение о недействительности молитвы в случае поднятия рук!

Вероятно, он также намеревалсяподдержать сообщение, передаваемое Макхулем от Абу Ханифы, который якобысказал: «Тот, кто поднимает руки во время молитвы, погубил свою молитву». Этосообщение ввело в заблуждение Верховного писаря аль-Иткани, который составил наего основе сочинение, чтобы поддержать мнение о недействительности молитвы вслучае поднятия рук. Таким же образом был введен в заблуждение и тот, ктопоследовал по его стопам и вынес решение, согласно которому ханафитам неразрешается молиться за шафи‘итами, поскольку последние поднимают руки! Междутем это сообщение, передаваемое от Абу Ханифы, насквозь пропитано ложью, какдоказал ученый-правовед Абуль Хасанат аль-Лукнави в своей книге «аль-Фава’идаль-Бахийа фи Тараджум аль-Ханафийа» (стр. 116, 216-217).

Шейх Али аль-Кари включил этотхадис в «аль-Мавду‘ат», а затем указал (стр. 81): «Этот хадис был выдуманМухаммадом бин ‘Укашой аль-Кирмани, да опозорит его Аллах!» Затем (на стр. 129)он привел высказывание Ибн аль-Каййима относительно этого хадиса: «Он выдуман».

Это противоречит установленномуранее факту, что выдумщиком является аль-Харави, но если занятьсядоказательством и этого, то может выясниться, что один из них, возможно, простоукрал это сообщение у другого!

Из всего изложенного мы видим, кчему могут привести недостаточное внимание к Сунне и отказ от проверкисообщений, передаваемых от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) иимамов!

Примечание: Относительно поднятиярук перед совершением поясного поклона и при выпрямлении из него передаетсяочень много хадисов от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): вглазах мусульманских ученых они относятся к категории «мутаватир»[1]. По сутиподнятие рук при произнесении каждого такбира достоверно установлено от самогоПророка (да благословит его Аллах и приветствует) во многих хадисах, тогда какобратное (неподнятие рук) достоверно не передается от него, кроме единственногосообщения от Абдуллаха ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах), которое,однако, неприемлемо для следования, поскольку оно относится к (правовойкатегории) «наф» («отрицающее»). Правоведами ханафитского и другихмазхабов твердо установлен следующий принцип: утверждающему («мусбит»)отдается предпочтение перед отрицающим («наф»); этот принцип действуетдаже тогда, когда утверждающее передается только через одно сообщение, неговоря уже о том случае, когда оно подтверждается большим количествомсообщений, как в рассматриваемом здесь вопросе! В соответствии с этим принципоми при отсутствии чего-либо противоречащего ему для них становится обязательнымпринять поднятие рук, а не слепо придерживаться своего мазхаба после того, какбыло установлено и приведено доказательство. Очень жаль, что лишь немногие изпервых и поздних поколений приняли этот принцип, а дело даже дошло до того, чтонеподнятие рук стало их отличительным знаком!

Ниже приводится еще однафальсификация, на этот раз касающаяся личной нападки на имама аш-Шафи‘и[2](Мухаммада бин Идриса).

3. «Среди моей уммы появитсячеловек, который будет известен как Мухаммад бин Идрис, и он нанесет большевреда моей умме, чем Иблис, а также среди моей уммы появится человек, которыйбудет известен как Абу Ханифа, и он станет светочем моей уммы».

Мавду‘ (подложный, вымышленныйхадис). Ибн аль-Джаузи привел этот хадис в «аль-Мавду‘ат» (1/457) через:Ма’муна ибн Ахмада ас-Сальми, который сказал: Ахмад ибн Абдуллах аль-Джувайбарисообщил нам: Абдуллах ибн Ми‘дан аль-Азади передал нам от Анаса в форме «марфу‘»;а затем Ибн аль-Джаузи сказал: «Подложный (хадис); вымышленный Ма’муном илиаль-Джувайбари. Аль-Хаким упоминает в «Мазкале», что Ма’муна спросили: «Ты несмотришь на аш-Шафи‘и и его последователей?», на что он ответил: «Ахмад ибнАбдуллах аль-Джувайбари сообщил нам...» и т.д.; итак, отсюда становитсяочевидным, что он является фальсификатором всего этого».

В книге «Лисан» можно найтиследующее дополнение (к этому разговору): «...Аль-Хаким затем сказал: «Любой,кому Аллах дал хоть немного ума, засвидетельствует, что хадис, подобный этому,является фальсифицированным и ложно приписывается Посланнику Аллаха (даблагословит его Аллах и приветствует)».

У этого хадисасуществуют другие пути передачи, однако все они сходятся либо на лживых, либона неизвестных рассказчиках. Поэтому в высшей степени странно, что ученый ‘Айнисклонялся в пользу того, чтобы подкрепить это сообщение другими путямипередачи, а шейх Кавсари его поддерживал (в этом). Однако от последнего тогоможно было ожидать, поскольку он зарекомендовал себя как неистовый фанатикимама Абу Ханифы (да будет милостив к нему Аллах), даже если это влекло засобой оскорбления и нападки на других имамов; но странно, что так поступил‘Айни, который обычно не доходил до таких крайностей. Мнение этих двоих былозамечательным образом опровергнуто ученым Йамани в книге «Ат-Танкиль би ма фиТа’ниб аль-Кавсари мин аль-Абатиль» (1/20, 446-9), где он проанализировалостальные пути передачи этого сообщения, на которые они ссылались.



[1] «Мутаватир» является отглагольным именем от слова «таватур» —«следование один за другим». Терминологическое значение слова «таватур»:передача сообщения таким большим количеством передатчиков, что обычно этоисключает возможность вступления ими в сговор с целью его фальсификации. Смыслэтого определения: имеется в виду такой хадис или же такое сообщение, котороепередается многими передатчиками каждого из разрядов его иснада, что позволяетразуму сделать вывод о невозможности допущения того, что все эти передатчикисговорились между собой относительно подделки этого сообщения (С. 15-16. -Прим. перев.).

[2] Его полное имя Абу Абдуллах Мухаммад бин Идрис аш-Шафи‘и (дабудет милостив к нему Аллах). — Прим. Перев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика