Определение понятия «фикх»

Определение понятия "фикх"

Арабское слово "фикх" означает "понимание, проницательность, знание" и в большинстве случаев используется, когда речь идёт о знании шариата. Прилагательное "факих" (мн. ч. - "фукаха'") переводится как "знающий, понятливый", а в более узком смысле это слово означает "знаток основ и установлений шариата".

Глагол "факиха" означает "хорошо понять что-либо", а "факуха" - "стать факихом".

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха , сказал: «Люди являются рудниками, подобными золотым и серебряным рудникам. Те из них, что были лучшими во времена джахилийи, (остались) лучшими и в Исламе, если усвоили (установления) религии. (Что же касается) душ[1], то они (подобны) воинам, призванным (в войско)[2]: те из них, которые узнают друг друга, объединяются, а те, которые друг друга не узнают, расходятся[3]» (Аль-Бухари; Муслим. Здесь приводится версия Муслима).

Ибн Хаджар аль-'Аскаляни, да помилует его Аллах, сказал: «"Факуха" говорят в том случае, когда понимание является врождённым свойством человека; "факаха" - когда человек понимает что-либо раньше других, а "факиха" - когда он понял что-либо[4]».

Мусульмане используют слово "фикх" в качестве специального термина в двух значениях:

1. "Фикх" есть знание об установлениях шариата, касающихся практической деятельности, и указаниях на эти установления. В этом смысле "фикх" является таким качеством, которое указывает на знание человека, а тот, кто обладает этим качеством, считается факихом.

Под установлениями ("ахкам" - ед. ч. "хукм") подразумеваются любые веления и запреты, которым Аллах придал силу закона для людей с целью регулирования их частной и общественной жизни. Примером могут служить установления относительно молитвы, обязательного налога (закят), взаимоотношений между людьми, в том числе семейных взаимоотношений и т. д.

Прилагательное "шариатский" указывает на отношение к тому, что было узаконено Аллахом.

2. Кроме того, "фикхом" именуются установления шариата как таковые. В своей книге "Введение в фикх" шейх[5] Мустафа аз-Зарка пишет: «Сначала "фикхом" именовалось знание об установлениях шариата, а потом так стали называть сами эти установления. Именно это имелось в виду, когда человек говорил: «Я изучал фикх». Таким образом, фикх определяется как совокупность практических установлений шариата».

Шейх 'Алляль аль-Фаси, да помилует его Аллах, сказал: «Религия представляет собой совокупность установлений, имеющих силу закона, а шариат есть Коран и Сунна. Что же касается фикха, то он является наукой обо всём этом. Очевидно, с самого начала шариат понимался как путь, а фикх - как рассуждение с целью понимания, разъяснения и истолкования шариата. Следовательно, можно сделать вывод о том, что фикх не может являться чем-то отделённым от шариата или находиться вне его, ибо он существует только в силу существования шариата»[6].

Таким образом, фикх и шариат представляют собой две стороны одного и того же явления, что подтверждается многочисленными указаниями Корана, и Сунны. Эти указания разъясняют достоинство фикха и показывают, что фикх является наукой, позволяющей постичь установления шариата, связанные с выполнением определённых обязанностей, которые были возложены на нас Аллахом через Коран и Сунну Пророка .

Аллах Всевышний сказал: «И не следует всем верующим выступать (в поход). Лучше, если бы выступала часть (людей) из каждой их группы, (а оставшиеся) стремились к постижению религии и увещевали людей, когда те вернутся к ним, чтобы они остерегались (дурного)».[7] Под постижением религии подразумевается понимание смысла религиозных установлений, связанных с возложением на людей определённых обязанностей, что и является исламским шариатом.

Сообщается, что Му'авийа бин[8] Абу Суфйан, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Пророк сказал: «Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага. Поистине, я только распределяю, а дарует Аллах. (Помните, что), пока не придёт веление Аллаха[9], тот, кто будет противостоять (членам) этой общины, никогда не причинит им вреда, если станут они исполнять веления Аллаха» (Аль-Бухари; Муслим).

Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «Этот хадис служит указанием на то, что человек, не стремящийся к пониманию религии, иначе говоря, не изучающий основы Ислама и связанные с ними практические вопросы, лишён блага. Абу Иа'ля приводит слабую, но верную по смыслу версию хадиса, передаваемого со слов Му'авийи, в которой сообщается, что Пророк также сказал: «...и Аллах не позаботится о том, кто не стремится к постижению религии». Смысл этих слов верен потому, что о человеке, который не знает своей религии, не обладает пониманием и не стремится к нему, можно сказать, что ему не желали блага. Всё это ясно указывает на превосходство улемов над прочими людьми и на превосходство знания о религии над прочими видами знания»[10].

Сообщается, что Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Да порадует[11] Аллах человека, который услышит от нас какие-нибудь слова и запомнит их, чтобы передать (другим), однако может случиться так, что (человек) передаст знание тому, кто обладает большим пониманием, чем он, и может быть так, что носитель знания не обладает пониманием» (Абу Дауд).

Сообщается, что Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Да порадует Аллах человека, который услышит от нас что-либо и передаст это (другому именно) так, как он это услышал[12], ведь может статься, что тот, кому передадут (что-либо), усвоит (это) лучше слышавшего (сказанное непосредственно)». (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис»).

Сообщается, что во время прощального паломничества Пророк сказал: «Присутствующий да известит об этом отсутствующего, но может получиться так, что тот, кому передадут (мои слова), усвоит их лучше того, кто слышал их (собственными ушами)» (Аль-Бухари).

Передают со слов Абу Мусы аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «Поистине, руководство и знание, с которыми Аллах послал меня (к людям), подобны выпавшему на землю дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. (Другая часть) её была плотной, она задержала (на себе) воду, и Аллах обратил её на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать её для орошения. (Дождь) выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло. (Эти части земли) подобны тем людям, которые постигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его (другим), а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллаха, с которым я был (направлен) к людям» (Аль-Бухари; Муслим).

Аль-Куртуби, да помилует его Аллах, сказал: «Пророк сравнил религию, которую он принёс, с дождём, пролившимся на всех тогда, когда люди нуждались в нём. Таково было положение людей до начала его пророческой миссии, но религиозные науки оживляют мёртвое сердце подобно тому, как дождь оживляет мёртвую землю. Далее он сравнил тех, кто его слушает, с разными видами земли, на которую падает дождь. Кто-то из них знает, действует и передаёт знание другим. Такой человек подобен доброй земле, которая не только впитала воду и получила пользу сама, но и дала жизнь растениям, что принесло пользу другим. Другой собирает знание, не используя его или не стремясь понять то, что он собрал, но передаёт знание другим. Этот человек подобен земле, на которой собирается вода, используемая людьми, и о таких Пророк сказал: «Да порадует Аллах человека, который услышал мои слова и передал это (другому именно) так, как услышал». Третьи же слушают то, чему их учат, но не запоминают и не применяют это и не передают знание другим».[13]

[1] В тексте "арвах" - мн. ч. от "рух" /дух/.

[2] Подразумевается, что они отличаются друг от друга.

[3] Имеется в виду, что души, в которых изначально заложены дурные или благие свойства, тянутся к подобным себе, и поэтому праведные люди поддерживают общение с праведными, а нечестивые - с нечестивыми. Как отмечается в одном из комментариев, в данном хадисе содержится указание на то, что, если человек испытывает антипатию к праведным людям, это значит, что ему присущи определённые отрицательные качества, от которых ему следует постараться избавиться.

[4] "Фатхаль-Бари", 1/165.

[5] Шейх - ученый (старец, духовный вождь).

[6] "Муфаккира аль-фикх аль-исламий", 15.

[7] "Покаяние", 122.

[8] Бин (ибн) - сын.

[9] Имеется в виду День Воскресения.

[10] "Фатхаль-Бари", 1/165.

[11] Буквально: да придаст ему цветущий вид.

[12] То есть ни в чём не исказив смысла сказанного.

[13] Фатх аль-Бари", 1/177.

'Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз
Ханафитский фикх в новом обличье

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика