Бог в иудаизме

 

 

Бог в иудаизме[1]

 

Иудаизм, религия сынов Исраила, содержит одинаково много и языческих представлений, и проявлений еврейского национализма. Исраилом звали Йа‘куба бин Исхака бин Ибрахима. К его сынам приходили посланники, первым из которых считается сам Исраил. Они приносили чистое единобожие, которому их обучил их предок Ибрахим , мир ему,. Потом к ним явился величайший из их пророков — Муса , мир ему,. Он призвал их к поклонению одному Аллаху и принес ясный шариат, основанный на единобожии, но со временем они сбились с этого пути, а их религиозные представления опустились до уровня языческих верований. В священных писаниях иудеев и современном тексте Торы мы встречаем мифы и такие представления об Аллахе, которые нисколько не превосходят языческие представления древних греков и других народов, не получивших небесного послания и не имевших писания от Аллаха.

Вероучение о Едином Боге, которое было ниспослано Аллахом пророку Ибрахиму , мир ему,, — это чистые и ясные, всеобъемлющие и дополняющие друг друга убеждения, которые он решительно противопоставил язычеству, о чем сказано в Священном Коране. Ибрахим, а вслед за ним и Йа‘куб, перед смертью завещали своим сыновьям придерживаться этих убеждений:

«Прочти им историю Ибрахима. Вот он сказал своему отцу и своему народу: “Чему вы поклоняетесь?” Они сказали: “Мы поклоняемся идолам и постоянно предаемся им”. Он сказал: “Слышат ли они, когда вы взываете к ним? Помогают ли они вам? И причиняют ли они вред?” Они сказали: “Но мы видели, что наши отцы поступали таким образом”. Он сказал: “Видели ли вы, чему поклоняетесь вы со своими древними отцами? Все они — враги мои, кроме Господа миров, Который сотворил меня и ведет прямым путем, Который кормит меня и поит, Который исцеляет меня, когда я заболею, Который умертвит меня, а потом воскресит, Который, я надеюсь, простит мой грех в день воздаяния. Господи! Даруй мне власть (т.е. пророчество или знание) и воссоедини меня с праведниками! Оставь обо мне правдивую молву в последующих поколениях!”» (Аш-Шу‘ара, 69-84);

«Кто же отвернется от религии Ибрахима, кроме того, кто пренебрег собою? Мы избрали его в мирской жизни, а в Последней жизни он будет в числе праведников. Вот сказал Господь Ибрахиму: “Покорись!” Он сказал: “Я покорился Господу миров”. Ибрахим и Йа‘куб заповедали это своим сыновьям. [Йа‘куб сказал:] “О сыновья мои! Аллах избрал для вас религию. И умирайте не иначе, как будучи мусульманами”. Или же вы находились рядом, когда смерть явилась к Йа‘кубу? Он сказал своим сыновьям: “Кому вы будете поклоняться после меня?” Они сказали: “Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов — Ибрахима, Исмаила и Исхака, Единственному Богу. Ему одному мы покоряемся”» (Аль-Бакара, 130-133).

Однако их потомки отступили от чистого единобожия, от ясных убеждений и веры в последнюю жизнь в другом мире. Они пребывали в своем заблуждении, пока к ним не явился пророк Муса, мир ему, принесший единобожие и заново очистивший их убеждения. Но они не сумели до конца пройти прямым путем и уклонились от него.

Это началось еще при жизни Мусы, мир ему, когда сыны Исраила стали поклоняться тельцу, изваянному самаритянином из того золота, которое они забрали у египетских женщин.

«Они сказали: “Мы не нарушали данного тебе обещания по своей воле. Мы были нагружены тяжелыми украшениями того народа и бросили их [в огонь], и самаритянин тоже бросил”. Он изготовил для них изваяние тельца, который мычал, и сказал: “Вот ваш бог и бог Мусы, но он забыл [его]”» (Та ха, 87-88).

Еще раньше они попросили Мусу , мир ему, установить для них идола, чтобы они поклонялись ему:

«Мы переправили сынов Исраила через море, и они прибыли к народу, который был предан своим идолам. Они сказали: “О Муса! Сделай нам божество такое же, как у них”. Он сказал: “Воистину, вы невежественные люди”» (Аль-А‘раф, 138).

Коран часто говорит о заблуждениях и ошибочных представлениях иудеев об Аллахе, об их приобщении сотоварищей к Нему и языческих верованиях. Среди них были такие, которые считали, что у Аллаха есть сын:

«Иудеи сказали: “Узейр — сын Аллаха”» (Ат-Тауба, 30).

Некоторые из них описывали Пречистого Аллаха скупым и бедным:

«Иудеи сказали: “Рука Аллаха скована”. Это их руки скованы, и они прокляты за то, что они сказали. Его обе Руки простерты: Он расходует, как пожелает» (Аль-Маида, 64);

«Аллах услышал слова тех, которые сказали: “Воистину, Аллах беден, а мы богаты”. Мы запишем то, что они сказали, и то, как несправедливо они убивали пророков» (Аль ‘Имран, 181).

К проявлениям еврейского национализма относится то, что они считают своего Бога Богом евреев, что они обязаны соблюдать законы нравственности только во взаимоотношениях между собой и что Аллах не призовет их к ответу за предосудительное отношение к инородцам (неевреям)[2].

О таком убеждении сынов Исраила говорится в Священном Коране:

«Но есть и такой, который, если ты доверишь ему всего один динар, не вернет его тебе, пока ты не встанешь у него над душой. Они поступают так, потому что говорят: “На нас не будет греха из-за этих невежд”. Они сознательно возводят навет на Аллаха» (Аль ‘Имран, 75)[3].

Описание Бога, встречающееся в их книгах, немногим превосходит языческие представления древних греков об их богах. В третьей главе Книги Бытия, после описания того, как Адам совершил грех и, согласно библейским авторам, съел от дерева познания добра и зла, говорится:

8. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

9. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?

10. Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

11. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

<…>

22. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

23. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

24. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Из этих от­рыв­ков яв­ст­ву­ет, что Бог яко­бы не знал, где был Адам, по­ка тот не ото­звал­ся, что Он хо­дит, как хо­дят лю­ди, и что при­чи­ной из­гна­ния Ада­ма из Рая бы­ло не ос­лу­ша­ние Ада­ма, как это разъ­яс­не­но в Ко­ра­не, а опа­се­ние Бо­га то­го, что Адам от­ве­да­ет от де­ре­ва жиз­ни и ста­нет жить веч­но! Из них вы­те­ка­ет, буд­то не Ал­лах обу­чил че­ло­ве­ка до­б­ру и злу, а тот сам по­знал это, ко­гда от­ве­дал от де­ре­ва. Из этих слов так­же мож­но пред­по­ло­жить, что при­чи­ной веч­ной жиз­ни Бо­га ста­ло то, что Он от­ве­дал от де­ре­ва жиз­ни.

Они приписывают Богу такие качества, как неведение, печаль, раскаяние в совершенных поступках. Они считают, что во времена Ноя (Нуха) Бог пожалел о сотворении людей, когда они содеяли много зла и развратились. В шестой главе Книги Бытия говорится:

5. И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;

6. и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.

7. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.

8. Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога].

Послушай, что говорится в одиннадцатой главе Книги Бытия:

1. На всей земле был один язык и одно наречие.

2. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.

3. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.

4. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.

5. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

6. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;

7. сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.

8. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].

9. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.

Что это за Бог, описанный такими качествами? Это Бог, который боится людей и опасается их скопления и единения. Он вступает в борьбу с ними прежде, чем они сумеют объединиться, смешивает их языки и рассеивает их по всей земле.

Они приписывают Богу злые поступки и считают, что Он раскаивается в том, что содеял. В двадцать четвертой главе Второй Книги Царств говорится:

15. И послал Господь язву на Израильтян от утра до назначенного времени; [и началась язва в народе] и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек.

16. И простер Ангел [Божий] руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его; но Господь пожалел о бедствии и сказал Ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку твою.

Но давайте отложим в сторону то, что говорится в Коране о заблудших представлениях иудеев о Господе, а также искажения и фальсификации, которые встречаются в тексте Торы, и посмотрим, что говорится в Талмуде[4], написанном еврейскими учеными и раввинами, который, по их мнению, имеет еще большую значимость, чем Тора. Прочтя его, можно прийти в ужас от суждений иудеев не только в вопросах вероучения, но и в различных областях религиозного права.

Я ограничусь перечислением цитат, касающихся могущества Бога, из книги «Аль-канз аль-марсуд фи кава‘ид ат-талмуд» шейха Мустафы аз-Зарка.

Они считают, что Бог нуждается в чтении и обучении, что Он забавляется и играет. В Талмуде сказано: «День имеет двенадцать часов. В первые три часа Бог сидит и занимается Торой. Во вторые три часа Он судит. В третьи три часа Он питает весь мир, а в четвертые Он сидит и играет с Левиафаном».

Более того, изучение Талмуда с ангелами — единственное занятие Бога, но Он изучает его не только с ангелами, но и с Асмодеем, царем злых духов, который для этой цели поднимается на небо.

Кто же такой Левиафан, с которым играет Господь? Это огромное морское чудовище, которое может, не опасаясь за свою жизнь, проглотить рыбу длиной в 300 км. Опасаясь того, что потомство этого огромного существа погубит мир, Бог решил лишить его пары. Если бы Он не сделал этого, то мир был бы заселен чудовищами, которые погубили бы его обитателей. Поэтому Он выхолостил Левиафана и убил его самку, а потом засолил ее мясо, и эту солонину едят верующие в раю.

Наряду с этим они считают, что со времени разрушения Иерусалимского храма Бог более не играет с Левиафаном и не танцует с Евой (Хаввой), хотя прежде Он наряжал ее и заплетал ей волосы.

Они повторяют слова своих неверующих предшественников, слова заблудших языческих народов. Согласно их представлениям, Бог не отличается от человека. Он размышляет, как люди, и совершает такие же поступки, как они. Он танцует, печалится, плачет. Что же оплакивает этот Бог? Разрушение еврейского храма, построенного Соломоном (Сулейманом).

Храм — это символ величия евреев. Они считают, что со времен разрушения храма до наших дней Бог плачет три четверти ночи и рычит, как лев, говоря: «Горе Мне, Я допустил разрушить Мой дом, сжечь Мой храм и угнать в плен Моих детей».

Больше того, они говорят, что огорчение по поводу разрушения храма довело Его до того, что Он уменьшился в размерах, — пречист Аллах и бесконечно далек от того, что они говорят, — и если в прежние времена Он заполнял небеса и землю, то теперь занимает всего четыре неба.

Они считают, что Бог презирает Себя, когда Его рабы (разумеется, иудеи) поют Ему хвалебные гимны. Слыша их, Он только качает головой и повторяет: «Счастлив царь, коему хвалы поют в его доме, и не заслуживает хвалы отец, допустивший своих детей влачить жизнь в нищете?»

Они приписывают Господу могущества — пречист Он от того, что они говорят, — что Он бьет Себя, оплакивая несчастье и униженное положение евреев, а Его слезы падают вниз. Он сожалеет о том, что бросил евреев в бедственном положении, и каждый день бьет Себя и плачет, и две слезы из Его глаз падают в море, и грохот от их падения слышен по всему миру. От этого волнуется море, и нередко содрогается земля, что порождает землетрясения.

Они считают, что Бог ошибается, раскаивается в своих грехах и даже искупает их. Согласно их верованиям, луна упрекает Господа в ошибке и говорит: «Ты ошибся, когда создал меня меньшей, нежели солнце», — и Бог смиренно признается в своей оплошности. Он говорит: «Совершите для меня жертвоприношение, чтобы Я искупил свой грех, потому что Я создал луну меньшей, нежели солнце». Не понимаю, как они могут думать, что Бог искупает Свои ошибки. И перед кем Он заглаживает Свою вину?!

Люди, измыслившие подобное, были безрассудны, и люди, которые верят в это и считают это правдой, не менее безрассудны. Хвала же Аллаху, Который привел нас к истине и ясному свету!

К их нелепым убеждениям относится и то, что Бог якобы принимает легкомысленные решения, как это случилось в тот день, когда Он разгневался на сынов Израилевых (Исраила) и поклялся лишить их вечной жизни. Потом Он пожалел о содеянном и не стал исполнять клятвы, потому что поступил несправедливо.

Дело не заканчивается тем, что Он дает необдуманные и легкомысленные клятвы, совершает несправедливые поступки и искупает их. Они полагают, что Он нуждается в том, чтобы избавиться от Своей клятвы. В Талмуде сообщается, что один израильский мудрец услышал Его восклицающим: «Кто избавит Меня от Моей клятвы?» Когда остальные раввины узнали об этом, они обозвали его ослом за то, что он сам не освободил Бога от клятвы. И для этого между небом и землей находится ангел, называемый Ми, приносящий Богу освобождение от клятв и обетов при необходимости[5].

Это примеры искаженных иудейских убеждений, лежащих в основе их религии, и они мало чем отличаются от древнегреческих и других языческих мифов о богах.



[1] См.: Кутб С. Хасаис ат-тасаввур аль-ислами. С. 11.

[2] Здесь использовано слово ??????? «гураба», означающее «чужеземцы», «инородцы». Евреи называют остальные народы гоями, что переводится с иврита как «народ». В Торе это слово иногда употребляется для обозначения еврейского народа, но чаще оно указывает на другие народы. Согласно толковому словарю Д.Н. Ушакова, это слово носит бранный характер. (См.: Ушаков Д. Толковый словарь русского языка. М.: Вече, Мир книги. Т. 1. С. 246). Согласно другому мнению, в данном контексте оно не имеет уничижительного значения. Иудейский закон требует разграничения между евреями и неевреями, поскольку ответственность иудеев в отношениях с представителями других народов значительно меньше их ответственности друг перед другом. — Прим. переводчика.

[3] Несмотря на то, что Священный Коран указывает на заблуждения и ошибочные представления людей Писания, мусульмане обязаны проявлять терпимость по отношению к ним и делать добро всем людям, независимо от их вероисповедания. Ошибки и заблуждения иноверцев не дают основания мусульманам отказываться от снисходительного и милосердного отношения к ним, и поэтому Всевышний сказал: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (Аль-Мумтахана, 8). Воспитывая верующих в духе умеренности и веротерпимости, Коран напоминает им о некоторых благородных качествах людей Писания: «Среди людей Писания есть такой, который вернет тебе целый кантар, если ты доверишь его ему» (Аль ‘Имран, 75); «И ты непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: “Мы — христиане”. Это потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия» (Аль-Маида, 82). Ислам гарантирует представителям других верований, желающим проживать в мире с мусульманами, экономические, социальные, религиозные и прочие свободы, и история переполнена примерами того, как мусульманские правители и народы защищали права иноверцев. — Прим. переводчика.

[4] Древнееврейское слово «талмуд» означает «учение». Это обобщающее название свода еврейской религиозной литературы, сложившегося со II в. до н.э. по VI в. н.э. В основе талмудических текстов лежит толкование ветхозаветных писаний, главным образом, Пятикнижия (Торы). Помимо законодательных текстов, называемых Галаха, Талмуд включает в себя мифологические сюжеты, народные поверья, исторические и прочие предания. Около 220 г. устные толкования религиозных положений были собраны и получили название Мишна (древнеевр. «повторение»). Впоследствии Мишна была истолкована палестинскими и вавилонскими учеными, а свод комментариев к ней получил название Гемара (арам. «учение»). Иерусалимская Гемара, написанная около 430 г., вместе с Мишной составляют Иерусалимский Талмуд, а Вавилонская Гемара, написанная около 530 г., вместе с Мишной составляют Вавилонский Талмуд. — Прим. переводчика.

[5] Это лишь немногое из того, что записано в еврейском Талмуде.

 

 

Умар бин Сулайман аль-Ашкар   Перевод: Э. Кулиев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика