Непроглядный мрак перед пришествием Пророка, да благословит его Аллах и приветствует

 

Перед пришествием Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, на земле не осталось небесного света, принесенного пророками, за исключением тусклых лучей, которых не хватало для того, чтобы найти верное руководство и прямо следовать Божьим путем. Этот путь был затерян среди смешавшихся с ним лживых измышлений. В одном из хадисов говорится: «Поистине, Аллах взглянул на жителей Земли [перед пришествием Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, — Прим. автора], и возненавидел и арабов, и неарабов, за исключением немногих людей Писания».

Из исторических летописей известно, что четыре благоразумных курейшита отделились от своего народа во время праздника курейшитов, проходившего возле одного из идолов. Это были Варака бин Науфал, ‘Убейдуллах бин Джахш, ‘Усман бин аль-Хувейрис бин Асад бин ‘Абд аль-‘Узза и Зейд бин ‘Амр бин Нуфейл.

Один из них сказал другим: «Клянусь Аллахом, вы знаете, что ваш народ заблуждается. Они уклонились от религии их отца Ибрахима, мир ему. И что это за камень, вокруг которого мы кружимся, который не слышит и не видит, не вредит и не приносит пользы? Послушайте, найдите себе религию, потому что, клянусь Аллахом, вы заблуждаетесь». Так они отправились в разные города в поисках религии Ибрахима.

Варака бин Науфал стал убежденным христианином. Он изучил их книги и обучился у людей Писания.

‘Убейдуллах бин Джахш продолжал свои поиски до тех пор, пока не принял ислам. Потом он вместе с другими мусульманами переселился в Эфиопию. Вместе с ним была его жена Умм Хабиба бинт Абу Суфьян, которая тоже обратилась в ислам. В Эфиопии он отрекся от ислама, обратился в христианство и умер христианином.

‘Усман бин аль-Хувейрис приехал к императору Византии, принял христианство и считался одним из его приближенных.

Зейд воздержался от обращения в иудаизм или христианство. Он отдалился от своих соплеменников и не поклонялся идолам. Он не ел мертвечины, не пил кровь животных, не ел мясо скотины, принесенной в жертву идолам. Он запрещал зарывать малолетних девочек живьем, порицал своих соплеменников за их деяния и говорил: «Я поклоняюсь Господу Ибрахима».

В «Сахихе» аль-Бухари приводится хадис ‘Абдуллаха бин ‘Умара о том, что Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, повстречал Зейда бин ‘Амра бин Нуфейла в нижней части Балдаха (долина к западу от Мекки — Прим. автора) еще до того, как ему стали ниспосылаться откровения. Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, было предложено угощение, но он отказался от него[1], а потом Зейд сказал: «Поистине, я не ем ничего из того, что вы приносите в жертву на камнях для ваших идолов, и не ем ничего, кроме того, над чем было произнесено имя Аллаха». Зейд бин ‘Амр порицал курейшитов за то, как они совершали жертвоприношения, и говорил: «Аллах создал овцу и ниспослал для нее воду с неба. Он вырастил для нее [траву] на земле, а вы зарезаете ее без произнесения имени Аллаха!» Тем самым он выражал свое порицание этому поступку и считал его тяжким грехом»[2].

Муса бин ‘Укба рассказывал, что Салим бин ‘Абдуллах поведал ему со слов Ибн ‘Умара, что Зейд бин ‘Амр бин Нуфейл отправился в Шам, чтобы разузнать о религии, и встретился с одним из иудейских ученых. Он спросил его об их религии и сказал: «Возможно, я приму вашу религию. Расскажи мне о ней». Тот сказал: «Ты не примешь нашей религии, пока не навлечешь на себя гнев Аллаха». Зейд сказал: «Я бегу именно от гнева Аллаха и никогда не вынесу его. Разве я смогу вынести его? Не укажешь ли ты мне на другую религию?» Иудей сказал: «Я не знаю больше ничего, кроме ханифии». Зейд спросил: «А что такое ханифия?» Он ответил: «Религия Ибрахима. Он не был ни иудеем, ни христианином, и он не поклонялся никому, кроме Аллаха».

Зейд вышел от него и встретился с христианином. Он сказал ему то же самое, и тот сказал: «Ты не примешь нашей религии, пока не навлечешь на себя проклятие Аллаха». Он сказал: «Я бегу именно от проклятия Аллаха, и я не вынесу ни проклятия, ни гнева Аллаха. Разве я могу вынести такое? Не укажешь ли ты мне на другую религию?» Христианин сказал: «Я не знаю больше ничего, кроме ханифии». Зейд спросил: «А что такое ханифия?» Он ответил: «Религия Ибрахима. Он не был ни иудеем, ни христианином».

Услышав то, что они сказали об Ибрахиме , мир ему,, Зейд вышел от него. Покинув их землю, он поднял руки и сказал: «О Аллах, свидетельствую, что я принял религию Ибрахима»[3].

Аль-Лейс рассказывал, что Хишам бин ‘Урва написал ему, что его отец рассказывал со слов Асмы бинт Абу Бакр: «Я видела, как Зейд бин ‘Амр бин Нуфейл стоял, прислонившись спиной к Каабе, и говорил: “О курейшиты, клянусь Аллахом, никто из вас не придерживается религии Ибрахима, кроме меня”. Он спасал девочек, которых хотели зарыть заживо, и говорил тому, кто хотел убить свою дочь: “Я избавлю тебя от необходимости обеспечивать ее”. Он забирал ее себе, а когда она подрастала, он говорил ее отцу: “Если хочешь, я отдам ее тебе, а если хочешь, я буду растить ее за тебя”»[4].

Когда Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о Зейде, он сказал: «Он один будет воскрешен как целый народ между мной и ‘Исой, сыном Марьям»[5]. Ибн Касир назвал иснад хадиса хорошим.

Передают со слов ‘Аиши, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я вошел в Рай и увидел у Зейда бин ‘Амра бин Нуфейла два больших дерева». Ибн Касир назвал иснад хадиса хорошим.

После этого беспросветного мрака с позволения Аллаха наступила заря ислама, и его свет озарил людей, и они последовали прямым путем, и хвала за это надлежит одному Аллаху!



[1] Ибн Хаджар сообщил, что в списке аль-Джурджани сообщается, что Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, передал угощение Зейду. Ибн Баттал сказал: «Курейшиты предложили Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, отведать угощения, но он отказался и предложил его Зейду бин ‘Амру. Он тоже отказался съесть его и обратился к курейшитам со словами: “Мы не едим ничего из того, что вы приносите в жертву на камнях у ваших идолов”». Комментируя это высказывание, Ибн Хаджар сказал: «Сказанное им возможно, но я не знаю, почему он был уверен в этом. Я не встречал этого ни в одной версии». См.: Ибн Хаджар А. Указ. соч. Т. 7. С. 181. — Прим. переводчика.

[2] Аль-Бухари (3826).

[3] Там же (3827).

[4] Там же (3828).

[5] Некоторые исследователи завышают влияние ханифов на аравийское общество начала VII века, пытаясь представить монотеистическое учение Пророка Мухаммада , да благословит его Аллах и приветствует, как следствие исторических и социокультурных предпосылок. Так, Владимир Соловьев в своей книге «Магомет, его жизнь и религиозное учение» говорит о целом движении «отщепенцев», отступивших от «национальной религии» арабов. Он пишет, что одни ханифы принимали христианство, а другие искали истинное учение Авраама, переводили с халдейского языка на арабский язык распространенные в Сирии и Месопотамии апокрифические Авраамовы свитки. Ричард Белл допускает существование в доисламском обществе Аравии тех, кто почитал единого Бога, но не соглашается с тем, что они называли себя ханифами. Уильям Монтгомери Уотт тоже упоминает «небольшие общины, исповедовавшие единобожие», к которым он причисляет сабиев и ханифов. Он подчеркивает, что «для изучающего жизнь Мухаммада так называемые ханифы представляют интерес главным образом потому, что они представляют свидетельство присутствия монотеистических идей в его окружении». Однако известные нам исторические сообщения указывают на то, что идеи чистого единобожия не получили широкого распространения в Центральной Аравии того периода. См.: Белл Р., Уотт У.М. Коранистика: введение / Пер. с англ. СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2005. С. 18; Уотт У.М. Мухаммад в Мекке / Пер. с англ. СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2006. С. 48, 211-213. — Прим. переводчика.

 

Умар бин Сулайман аль-Ашкар   Перевод: Э. Кулиев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика