ИМЕНА И АТРИБУТЫ АЛЛАХА В СУННЕ — 2 часть
И слова (посланника ):
"Вы увидите вашего Господатакже, как сейчас вы видите полную луну; ничто не помешает вам смотретьна Него; и если вы способны соблюдать намаз на рассвете и полуденныйнамаз, делайте это" (Согласовано с аль-Бухари и Муслимом).
И много больше из этих ахадисов , в котором посланник Аллаха , рассказывает о своем Господе так, как он рассказывает.
Спасенная группа (aль-фиркаа ан-наджийя ), люди Сунны и Уммы посланника , верят в это, как они верят в то, что Аллах открыл в Своей Драгоценной Книге (т.е., Кор'ане ); (они верят) не искажая и не спрашивая "как" (такийф ) и не придавая формы (тамзиль ); лучше сказать, они заключают в себе ядро Уммы (мусульманские народы), как и ?Умма представляет собой сердцевину всех народов.
Относительно атрибутов Аллаха, Достохвального, Возвышенного, они есть середина между отрицающими Джахмиa25 и теми, кто придает форму и создают подобия (aхль ат-тамзиль аль-мушаббиха ); и они есть середина между Кадарийа26 и Джабрийа27 в том, что касается [действий Аллаха Всевышнего], и между Мурджи'а28 и Вa'идийа29 из кадаритов и др. не касаясь [угроз Aллаха], и между Харурийа30 и Mу'тазила31 и между Mурджи'а и Джахмийа в том, что касается [названий веры и религии], и между Равафид32 и Хаваридж33 в том, что касается (сподвижников посланника ).
33. аль-Хаваридж – См. aль-Харурийа.
Аллах возвышен над всеми
То, что мы упоминали о вере в Аллаха, включает веру в то, что Аллах открыл в Своей Книге (Кор?ане), и что продолжительное время сообщалось от Его посланника и с чем первое поколение Уммы единогласно соглашалось: что Аллах, Достохвальный, над небесами на ЕгоТроне, возвышен над Своими созданиями, и что Он, Прославляемый, с ними,где бы они не находились и знает все, что они делают. Он подытожил этоСвоими словами:
"Он – тот, кто сотворилнебеса и землю в шесть дней, потом утвердился на Троне; Он знает, чтовходит в землю и что выходит из нее, что нисходит с неба и чтоподнимается там. И Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит то, что выделаете!" (aль-Хадид 57/4).
Его слова: "Он с вами" не означают, чтоОн смешан со Своими созданиями: язык не указывает на это и это противтого, с чем было согласно первое поколение Уммы , ипротиворечит созданию Аллахом всех вещей; например, луна – одна иззнамений Аллаха, обнаруживается среди небольших Его созданий; онанаходится на небе, где одновременно сопровождает и того, кто в пути, итого, кто остался дома, где бы они ни были; и Он, Достохвальный, наТроне, наблюдает за Своими созданиями, управляет ими. И так и с другимиЗнамениями Его Господства.
Все, что Аллах Прославляемый говорит – это то, что Он находится на Троне (aль-'Aрш), и что Он находится с нами – истина, которая сама не подтверждаетискажений, но должна быть защищена от фальшивых предположений, такихкак мысль о том, что очевидное значение Его слов "На Небесах" означает,что небеса содержат Его. А это неверно, согласно единому мнению всехлюдей знания и веры.
"Поистине, Трон (Kурси) Его объемлет небеса и землю, и Он держит небеса и землю, чтобы они неисчезли, и Он держит небеса, чтобы они не упали на землю, не иначе какс Его Позволения".
"Из Его знамений – что стоит небо и земля по Его повелению" (ар-Рум 30/25).
Близость Аллаха к Его 'Ибаду
Входит в это вера в то, что Он близок к Своим созданиям, отвечая им, как сказал Он Своими словами:
"А когда спрашивают тебярабы (поклоняющиеся) Мои обо Мне, (скажи, что) Я близок, отвечу призывузовущего, когда он позовет Меня" (аль-Бакара 2/186).
И посланник говорил своим товарищам, когда они повышали свои голоса, взывая к Аллаху:
"О люди! Удержитесь, Ведь вызовете не глухого или отсутствующего, Тот, Кого вы зовете, ближе клюбому из вас, чем шея вашего ездового верблюда".
Что было открыто в Книге (т.е.,Кор'ане) и в Сунне – о Его Близости и Его Постоянном Сопутствовании – не противоречиттому, что было сказано о Его Возвышенности и Величии. Поистине, ХвалаЕму, нет никого, подобного Ему во всех Его Атрибутах, И высок Он вСвоей Близости, и близок в Своей Возвышенности.
Кор'ан – Слово Аллах
Частью веры в Аллаха и Его Книги34 является вера в то, что Кор'ан есть Слово Аллаха ниспосланное, не сочиненное35 что в Нем его источник и к Нему его возвращение, что Аллах истинно произнес его, что этот Кор'ан, который Он открыл Мухаммаду есть истинное Слово Аллаха, а не слово кого-либо другого, и недопустимоговорить о нем, что это пересказ Слова Аллаха или толкование его. Иесли люди прочтут его или запишут его в книгах, то это не означает, чтооно не истинное Слово Аллаха Всевышнего, так как речь естьпринадлежность того, кто произнес ее первый, а не того, кто пересказалее. Это Слово Аллаха, его (т.е., Слова) буквы и его смысл. Слово Аллахане только слова, без смысла, и не только смысл, без слов.
Лицезрение Аллаха в День Суда
То, что мы отнесли к вере в Него, в ЕгоКниги и в Его посланников, включает также веру в то, что те, кто верит,увидят Его своими собственными глазами, точно так же, как видят онисолнце в ясный день, точно так же, как видят они полную луну без помех,они увидят Его, Достохвального, когда будут на Суде; и еще увидят ониЕго, уже войдя в Рай. Такова воля Аллаха Всевышнего, Прославляемого.
Аль-Акыда Аль-Васитыйа
Ибн Таймия