ИМЕНА И АТРИБУТЫ АЛЛАХА В СУННЕ — 2 часть


И слова (посланника Да благословит его Аллах и приветствует):

"Вы увидите вашего Господатакже, как сейчас вы видите полную луну; ничто не помешает вам смотретьна Него; и если вы способны соблюдать намаз на рассвете и полуденныйнамаз, делайте это" (Согласовано с аль-Бухари и Муслимом).

И много больше из этих ахадисов , в котором посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует, рассказывает о своем Господе так, как он рассказывает.

Спасенная группа (aль-фиркаа ан-наджийя ), люди Сунны и Уммы посланника Да благословит его Аллах и приветствует, верят в это, как они верят в то, что Аллах открыл в Своей Драгоценной Книге (т.е., Кор'ане ); (они верят) не искажая и не спрашивая "как" (такийф ) и не придавая формы (тамзиль ); лучше сказать, они заключают в себе ядро Уммы (мусульманские народы), как и ?Умма представляет собой сердцевину всех народов.



Относительно атрибутов Аллаха, Достохвального, Возвышенного, они есть середина между отрицающими Джахмиa25 и теми, кто придает форму и создают подобия (aхль ат-тамзиль аль-мушаббиха ); и они есть середина между Кадарийа26 и Джабрийа27 в том, что касается [действий Аллаха Всевышнего], и между Мурджи'а28 и Вa'идийа29 из кадаритов и др. не касаясь [угроз Aллаха], и между Харурийа30 и Mу'тазила31 и между Mурджи'а и Джахмийа в том, что касается [названий веры и религии], и между Равафид32 и Хаваридж33 в том, что касается (сподвижников посланника Да благословит его Аллах и приветствует).

25.Джахми – это последователи Джахма Ибн Сафвана Абу Мухриза, (мауля)племени Бану Расиба, некоторые называли его ат-Тирмизи, а другие –aс-Самарканди, мусульманский теолог, который присоединился к аль-ХаризуИбн Сурайджу, "человеку с черным знаменем", во время восстания вХорасане в конце периода 'Умайядов и был казнен в 128г. Хиджры/745-6 г.от Р.Х. Сальмом Ибн Ахвазом. Как ученый-теолог, он занимает независимуюпозицию, ввиду того, что он согласен с Mурджи'а, с одной стороны, с ихучением, что вера есть дело сердца, и с Mу'тазила в отрицанииантропоморфических свойств Бога, но с другой стороны, он был одним изсильнейших защитников Джабра. Единственно, что он допускал, - это то,что Аллах Всемогущий и Создатель, потому что это нельзя утверждать олюбом созданном творении. Дальше, он отрицал вечность Рая и Ада. Егопоследователи стали называться джахмийя после него, они существовали допятого века Хиджры/одиннадцатого века Р.Х., вокруг Tирмиза, но затемприняли доктрины Aш'ари.
26.Кадарийа (кадариты) – это мусульманская секта, которая верит, чточеловек сам создает свои поступки, что означает, что они считаютчеловека (хaлик аль-аф'aль) творцом действий, таким образом придаваяАллаху сотоварища по созданию.
27.Джабрийа – это имя тех, кто, в противоположность Кадарийа, отрицаетсвободу воли, и на этой основе не делает различия между человеком ибездушной природой, ввиду того, что его действия подчинены принуждению(джабр) Бога. Самый выдающийся сторонник этого мнения – Джахм ИбнСафван и множество других мелких сект.
28.Мурджи'а – это название одной из самых ранних сект в Исламе, крайнихоппонентов секты Хаваридж. Последние считали, что мусульманин присовершении смертного греха становится кафиром. Mурджи'а, наоборот,имели мнение, что мусульманин не теряет свою веру из-за греха. Этадоктрина увела их в далеко идущий квиетизм в политике; согласно ихдоктрине, имам, который виновен в смертных грехах, не перестает бытьмусульманином и ему следует проявлять послушание. Сала (намазы),совершаемые за ним, действительны.
29.Aль-Ва'идийа верят, что Аллах последовательно должен наказывать занепослушание также, как Он должен награждать за послушание, отсюда,согласно им, если человек совершил большой грех и умер, не успевпокаяться, то Аллах не должен ему простить. Эта доктрина противоречитКор'ану и Сунне.
30.Аль-Харурийа - это ответвление хавариджей, самой ранней из религиозныхсект Ислама, чье значение особенно, с точки зрения развития догмы,лежит в формулировании вопросов, относящихся к теории халифата иоправдания верой или действием. Происхождение течения Хаваридж: Поводомдля шиизма послужило предложение, представленное 'Aли Му'авийей вовремя сражения у Сиффина (сафар, 37г. Хиджры/июль, 657г. отР.Х.), сцелью уладить разногласия, обратиться к двум третейским судьям, которыевынесут решение согласно Кор'ана, и когда большинство войска 'Aлиготово было принять это предложение, одна группа бойцов, главнымобразом из племени Tамим, яростно протестовала против учреждениечеловеческого суда над Божественным Словом. Громогласно заявив, что"решение принадлежит одному лишь Аллаху" (Ля хукма илля ли-Ляхи), онипокинули армию, и поселились в деревне Харура', недалеко от Куфа,избрав своим главой ничем не приметного солдата 'АбдАллаха Ибн Вахбар-Расиби. Эти первые раскольники стали называться aль-Харурийа илиaль-Mухаккима.
31.Aль-Mу'тазила называется великая теологическая школа, которая создалаумозрительный догмат Ислама. Mу'тазилиты – это те, кто признаетдоктрину и'тизаль, т.е., доктрину (aль-манзила баина аль-манзилятаин),или состояние, промежуточное между верой и неверием; это основнаядоктрина школы. Название "Mу'тазила" произошло от шиизма, имевшее местов кругу aль-Хасан aль-Басфи: после отхода от их доктрины (aль-манзилабаина аль-манзилятаин), Василю Ибн 'Aта' и 'Aмру Ибн 'Убайду былосказано отделиться (и'тазаля) от окружения aль-Хасана, чтобы найтинезависимую школу. Некоторые современные ученые считают, что Mу'тазилаимело политическое происхождение, образовавшись во времена 'Aли Ибн AбиТалиба, когда группа мусульман осталась нейтральной в борьбе между 'Aлис одной стороны и Taлхой, aз-Зубайром и 'A'ишей с другой стороны, и этатретья (нейтральная) группа была описана в исторических хрониках как:(и'таалю), т.е. ушедшая от борьбы. Частью их теологической доктриныявляется то, что Кор'ан был создан. Это мнение стало причиной множестваспоров и разногласий среди мусульманских теологов в средние века, иглавными сторонниками их доктрины были аббасидский халиф aль-Ma'мун иего брат aль-Mу'тазим, а главным противником – известный мусульманскийправовед Aхмад Ибн Ханбал.
32.Равафид или Рафида – одно из названий, данных Ши'а. Aль-Aш'ариобъясняет, что такое название дали те, кто отвергал халифат Aбу Бакра и'Умара.

33. аль-Хаваридж – См. aль-Харурийа.

Аллах возвышен над всеми

То, что мы упоминали о вере в Аллаха, включает веру в то, что Аллах открыл в Своей Книге (Кор?ане), и что продолжительное время сообщалось от Его посланника Да благословит его Аллах и приветствует и с чем первое поколение Уммы единогласно соглашалось: что Аллах, Достохвальный, над небесами на ЕгоТроне, возвышен над Своими созданиями, и что Он, Прославляемый, с ними,где бы они не находились и знает все, что они делают. Он подытожил этоСвоими словами:

"Он – тот, кто сотворилнебеса и землю в шесть дней, потом утвердился на Троне; Он знает, чтовходит в землю и что выходит из нее, что нисходит с неба и чтоподнимается там. И Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит то, что выделаете!" (aль-Хадид 57/4).

Его слова: "Он с вами" не означают, чтоОн смешан со Своими созданиями: язык не указывает на это и это противтого, с чем было согласно первое поколение Уммы , ипротиворечит созданию Аллахом всех вещей; например, луна – одна иззнамений Аллаха, обнаруживается среди небольших Его созданий; онанаходится на небе, где одновременно сопровождает и того, кто в пути, итого, кто остался дома, где бы они ни были; и Он, Достохвальный, наТроне, наблюдает за Своими созданиями, управляет ими. И так и с другимиЗнамениями Его Господства.

Все, что Аллах Прославляемый говорит – это то, что Он находится на Троне (aль-'Aрш), и что Он находится с нами – истина, которая сама не подтверждаетискажений, но должна быть защищена от фальшивых предположений, такихкак мысль о том, что очевидное значение Его слов "На Небесах" означает,что небеса содержат Его. А это неверно, согласно единому мнению всехлюдей знания и веры.

"Поистине, Трон (Kурси) Его объемлет небеса и землю, и Он держит небеса и землю, чтобы они неисчезли, и Он держит небеса, чтобы они не упали на землю, не иначе какс Его Позволения".

"Из Его знамений – что стоит небо и земля по Его повелению" (ар-Рум 30/25).

Близость Аллаха к Его 'Ибаду

Входит в это вера в то, что Он близок к Своим созданиям, отвечая им, как сказал Он Своими словами:

"А когда спрашивают тебярабы (поклоняющиеся) Мои обо Мне, (скажи, что) Я близок, отвечу призывузовущего, когда он позовет Меня" (аль-Бакара 2/186).

И посланник Да благословит его Аллах и приветствует говорил своим товарищам, когда они повышали свои голоса, взывая к Аллаху:

"О люди! Удержитесь, Ведь вызовете не глухого или отсутствующего, Тот, Кого вы зовете, ближе клюбому из вас, чем шея вашего ездового верблюда".


Что было открыто в Книге (т.е.,Кор'ане) и в Сунне – о Его Близости и Его Постоянном Сопутствовании – не противоречиттому, что было сказано о Его Возвышенности и Величии. Поистине, ХвалаЕму, нет никого, подобного Ему во всех Его Атрибутах, И высок Он вСвоей Близости, и близок в Своей Возвышенности.

Кор'ан – Слово Аллах

Частью веры в Аллаха и Его Книги34 является вера в то, что Кор'ан есть Слово Аллаха ниспосланное, не сочиненное35 что в Нем его источник и к Нему его возвращение, что Аллах истинно произнес его, что этот Кор'ан, который Он открыл Мухаммаду Да благословит его Аллах и приветствуетесть истинное Слово Аллаха, а не слово кого-либо другого, и недопустимоговорить о нем, что это пересказ Слова Аллаха или толкование его. Иесли люди прочтут его или запишут его в книгах, то это не означает, чтооно не истинное Слово Аллаха Всевышнего, так как речь естьпринадлежность того, кто произнес ее первый, а не того, кто пересказалее. Это Слово Аллаха, его (т.е., Слова) буквы и его смысл. Слово Аллахане только слова, без смысла, и не только смысл, без слов.

34. Книги Аллаха – это Книги, которые Он ниспослал, а именно: Ветхий Завет (aт-Таура), Новый Завет (aль-Инджиль) и Кор'ан.
35. Здесь Ибн Taймийя обращается к Mу'тазила, которые провозглашают, что Кор'ан был сочинен.

Лицезрение Аллаха в День Суда

То, что мы отнесли к вере в Него, в ЕгоКниги и в Его посланников, включает также веру в то, что те, кто верит,увидят Его своими собственными глазами, точно так же, как видят онисолнце в ясный день, точно так же, как видят они полную луну без помех,они увидят Его, Достохвального, когда будут на Суде; и еще увидят ониЕго, уже войдя в Рай. Такова воля Аллаха Всевышнего, Прославляемого.



Аль-Акыда Аль-Васитыйа
Ибн Таймия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика