КРАТКОЕ СЛОВО ОБ АВТОРЕ

КРАТКОЕ СЛОВО ОБ АВТОРЕ

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ибн Сулейман ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Рашид ат-Тамими родился в 1115 г. х2(1703 г. по христианскому летосчислению) в городе аль-Уйайна,расположенном севернее ар-Рийада, и вырос в нём в семье своего отца.

Ещё в детстве у мальчика появилисьпризнаки таланта и сообразительности. Он выучил наизусть Коран внеполные десять лет. Когда ему еще не исполнилось и двенадцати, ондостиг физической и умственной зрелости. Его отец сказал: «Я увидел,что он достоин быть имамом в Намазе, и женил его в том же году».

Он изучал у отца мусульманское правоханбалитского мазхаба (толка), толкования Корана и хадисы. С детства онпогрузился в книги толкований Корана, хадисов и различныхвероубеждений, изучал труды шейх-уль-Ислама Ибн Теимийи и его ученикаИбн аль-Каййима.

Позднее он совершил путешествие в Мекку с целью совершить Хадж3 к Заповедной мечети Аллаха, затем посетил мечеть посланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует . Там он встретился с учёными Медины — города Пророка Да благословит его Аллах и приветствует. Затем он приехал в Наджд. Во время этого долгого путешествия своимпроницательным взглядом шейх увидел в Наджде и других арабских городах,которые он посетил, заблуждённые вероубеждения и порочные обычаи.

Когда шейх был в Медине, он услышал языческую мольбу о помощи, обращённую к посланнику Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует и взывание к нему наряду с Аллахом.

Сам Наджд был «пастбищем» для всякогорода небылиц и порочных вероубеждений, противоречащих основам истиннойрелигии. В городе было несколько могил, которые предположительно былимогилами сподвижников Пророка Да благословит его Аллах и приветствует и люди совершали к ним паломничество, прося у них то, в чём они нуждались, и молясь им для защиты от своих горестей.

Ещё более странным было их обращение запосредничеством к пальме Фахль ан-Нахль в городе Манфуха. Люди былиубеждены, что пальма может помочь опоздавшим с замужеством девушкамвыйти замуж. И с этой целью они взывали к ней, говоря: «О пальма пальм!Я хочу мужа в этом году».

В Хиджазе4 он увидел, что могилы сподвижников и членов семьи Пророка Да благословит его Аллах и приветствуетпочитают так, как следует относиться только к Господу миров. В Басре онвстретился с ширком (приобщение Аллаху равных) эпохи невежества(джахилиййи), который не укладывается в сознании и противоречитШариату. То же самое происходило и в Ираке, аш-Шаме, Египте, Йемене.Подобные порочные мысли ставились наравне с Книгой Аллаха и Сунной Егодоверенного посланника Да благословит его Аллах и приветствуета также с наследием его богобоязненных сподвижников. Шейх увидел, чтонарод далёк от истинных законов религии и её духа, что народ не знает,для чего Аллах послал Пророка Мухаммада Да благословит его Аллах и приветствуетко всем людям. Он убедился, что люди не знают о положении человечестваво времена джахилиййи, не знают, каким было ненавистное язычество. Онувидел, что они изменили Исламу и исказили как основы религии, так и еёвторостепенные положения, кроме лишь некоторых из них, к которым былмилостив Аллах.

1.Эта глава составлена по материалам книги шейха Ахмада ибн Хаджара АбуТами «Шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб: убеждения, реформаторскийпризыв и похвала ученых».
2. Аббревиатура г. х. означает год по мусульманскому летосчислению после Хиджры (622 г. по христианскому летосчислению).
3.Хадж — ежегодное паломничество мусульман в Мекку в месяце зу-ль-хиджжа.Он является одним из пяти столпов Ислама. Каждый мусульманин обязанзасвидетельствовать, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад —Его посланник, совершать обязательный Намаз, платить закят из своегоимущества, соблюдать пост в месяц Рамадан и совершить Хадж в Заповеднуюмечеть Аллаха, если найдёт возможность.
4. Область между Меккой и Мединой.

После того, как он удостоверился вбедственном положении как веры, так и мирской жизни людей, шейхуверился в том, что они внесли в основы Ислама то, что отвергаетсяКораном и Сунной. Его убеждённость в их ошибках и приверженности кереси подтвердилась словами Пророка, да благословит его Аллах иприветствует, о том, что мусульмане могут изменить свою религию и чтоони последуют в этом по стопам иудеев и христиан:

Поистине, вы последуетеобычаям тех, кто были прежде вас, в точности подражая им во всём. Идаже если они залезут в нору ящерицы, то и тогда вы последуете за ними. ( Аль-Бухари 6/360, Муслим (2669) от Абу Саида).

Пророк Да благословит его Аллах и приветствует также сказал:

Ислам появился необычно, и он вновь вернется необычно, как и появился. (Муслим (145) от Абу Хурайры).

Имам ат-Тамими не переставал настойчивообъявлять своему народу, что тот сбился с прямого пути. Он начал свойпризыв с объяснения людям того, что нельзя взывать, приносить в жертвуили давать обет кому-либо, кроме Аллаха. Люди были убеждены в том, чтомогилы, камни, деревья приносят пользу и отдаляют вред, что надопросить их о помощи и давать им обеты, ат-Тамими же разъяснял, что это— явное заблуждение и ложь, что это не приводит к удовлетворению Аллахаи что от этого непременно надо отказаться. Его речь подкрепляласьаятами из Книги Аллаха, хадисами Посланника Да благословит его Аллах и приветствует и примерами из жизни его праведных сподвижников Да будет доволен им Аллах .

Проведя активную плодотворную жизнь,полную стремлений к знаниям, Джихада и призыва к Аллаху, шейх скончалсяв городе ад-Дириййа в 1206 г. х. в возрасте восьмидесяти четырёх лет.



Книга Единобожия

Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб



ВЕРОУБЕЖДЕНИЯ ШЕЙХА МУХАММАДА АТ-ТАМИМИ

Убеждения шейха Мухаммада ат-Тамими —это убеждения правоверных салафов (праведных предков), основанные натом, что завещал нам посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствуеткак этого придерживались его сподвижники, их последователи и праведныеимамы, такие, как Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад, Суфйан ас-Саури,Суфйан ибн Уйайна, Ибн Мубарак, аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, а такжетакие крупные учёные в области мусульманского права, как аль-Ашари, ИбнХузейма, Таки ад-Дин ибн Теймийа, Ибн аль-Каййим, аз-Захаби и другие.

В одном из своих писем, написанном жителям Аль-Касима, шейх изложил свои вероубеждения. Начав именем Аллаха, он писал:

«Призываю Аллаха и присутствующихангелов, а также вас в свидетели того, что мои убеждения, как иубеждения всех последователей Сунны, основаны на вере в Аллаха, Егоангелов, Его Книги, Его посланников, Воскресение после смерти ипредопределение с его добром и злом.

К вере в Аллаха относится вера в то, как Он охарактеризовал себя в Своей Книге, и как охарактеризовал Его посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует без изменения или непризнания. Я убеждён, что «нет ничего, подобного Ему; и Он — Слышащий, Видящий» (Совет, 11). Я не отрицаю того, чем Он охарактеризовал Себя, не искажаюистинный смысл этого и не раскольничаю о Его именах и знамениях. Я незадаю вопрос «как5о них и не уподобляю их качествам Его творений, так как Он — Всевышний,нет равных Ему, и нельзя задавать вопрос «как?» о Нём, ведь нетподобных Ему, и не сравним Он со Своими творениями, ибо Аллах, Свят Они Велик, лучше всех знает о Себе и о других. Его речь самая правдивая,Его повествования самые красивые, и Он Сам отверг то, что приписываютЕму противоречащие истине приверженцы описания и уподобления Аллаха Еготворениям, и то, что отрицают в Нём приверженцы изменения и непризнания.

Ведь сказал Всевышний:

«Свят твой Господь — ГосподьМогущества, и превыше Он того, что Ему приписывают. И мир посланникам,и хвала Аллаху, Господу миров!» (Стоящие в ряд, 180—182).

И спасшаяся группа в своих воззренияхотносительно деяний Аллаха находится между убеждениями кадаритов иджабритов, относительно наказания Аллаха — между взглядами мурджиитов иваидитов, относительно веры и религии — между убеждениями харуритов имуътазилитов с одной стороны, и мурджиитов и джахмитов — с другой. А вотношении к сподвижникам посланника Аллаха — между рафидитами ихариджитами*.

*Спасшаяся группа — это праведные мусульмане, которые придерживаются пути посланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствуети его праведных сподвижников. Они основываются на Священном Коране идостоверной Сунне. Их покровитель — Аллах, их имам — посланник АллахаМухаммад Да благословит его Аллах и приветствует .

Кадариты считают, что человек совершаетсвои поступки без воли на то Всевышнего, а джабриты полагают, чточеловек, напротив, не имеет собственной воли. Истинный Ислам жеутверждает, что всё происходит по воле Аллаха, однако человек имеетправо на выбор.

Мурджииты считают, что любой человек,засвидетельствовавший, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад —Его посланник, может совершать любые дела, и он не будет наказан. Аваидиты полагают, что милость Аллаха не охватит людей, совершающих дажесамые малые грехи. Приверженцы Сунны же убеждены, что Аллах наказываетза грехи и прощает их тому, кому хочет, если он не приобщал равных кАллаху.

5.Малограмотные люди пытались познать Всемогущего Аллаха своим разумом, ипоэтому они задавали вопрос «как?» в отношении Его имён, качеств,действий и попадали в заблуждение, сравнивая Аллаха с людьми илидругими Его творениями.

Харуриты (хариджиты) и муътазилиты полагают, что совершение греховуничтожает веру, и человек за них навечно попадает в Ад. Мурджииты иджахмиты же считают, что грех не влияет на веру, даже если онапроявляется только словами. Они полагают, что заявивший о своей веренаходится на одинаковой ступени с архангелом Джибрилем.

Это разделение между мусульманамипроизошло после убийства халифа Усмана во время противостояния Али ибнАбу Талиба и Муавии ибн Абу Суфйана. Рафидиты считают, что Али ибн АбуТалиб — лучший в общине Мухаммада Да благословит его Аллах и приветствуети должен был унаследовать власть после него; при этом они заявляют оневерии Муавии и его сторонников. Хариджиты же считают неверными какАли, так и Муавию, а также сторонников их обоих. Третья группа —насибиты — сильно ругают Али и его сторонников, считая правым Муавию.Приверженцы Сунны же считают, что Али и Муавия действовали на основаниисобственного иджтихада (высшей ступени знаний). История показала, чтоэту смуту устроили заговорщики, не желавшие смириться с властью Ислама.

Я убеждён, что Коран — это ниспосланноеСлово Аллаха, он не сотворён, от Аллаха принесён и к Нему вернётся, ичто Аллах действительно произнёс его и ниспослал его Своему рабу,посланнику, доверенному в Откровении и Своему послу между Ним и Егорабами — пророку Мухаммаду, да благо- словит его Аллах и приветствует.

Я верую, что Аллах делает, чтопожелает, и ничего не происходит без Его желания, и ничто не выходитиз-под Его воли, и ничто не отклоняется от Его Предопределения, и ничтоне свершается без Его управления. Для каждого неизбежно ЕгоПредопределение, и ничто не избежит предписанного для него в ХранимойСкрижали.

Я верую во все события после смерти, о которых сообщил нам пророк Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует. Я уверовал в искушение в могиле и в её блага, в возвращение душ втела, в то, что люди предстанут пред Господом босыми, нагими, безобрезания крайней плоти. Солнце приблизится к ним и будут воздвигнутывесы, на которых взвешены будут дела рабов:

«Тогда на чьих весахвзвешиваемое будет тяжело, те будут блаженны. А на чьих весахвзвешиваемое будет легко, те нанесли убыток самим себе и вечноостанутся в геенне» (Верующие, 102-103).

И будут развёрнуты два списка, и будут те, которые получат книгу справа, и те, которые получат книгу слева.

Я верую в бассейн пророка Мухаммада Да благословит его Аллах и приветствуетв день Воскресения, и что вода его белее, чем молоко, и слаще, чем мёд,а число бокалов около него равно числу звёзд на небе. Тот, кто выпьетодин глоток её, не будет испытывать жажду вовеки.

Я верую в то, что Путь6 проложен на спине Ада, и люди пройдут по нему на основании своих деяний.

Я уверовал в заступничество Пророка Мухаммада Да благословит его Аллах и приветствуети в то, что он — первый из заступников и первый, кто получит право наэто. И отрицают заступничество пророков только приверженцы ереси изаблуждения. Заступничество будет даровано ему лишь после разрешения идовольства Аллаха, как сказал об этом Всевышний:

«Они заступаются только за того, к кому Он благоволит» (Пророки, 28).

Всевышний Аллах сказал:

«Кто может ходатайствовать пред Ним без Его изволения?» (Корова, 255).

6.Путь — (араб. «ас-сират») — мост, который тоньше волоса и острее меча,и который будет служить для испытания людей в день Воскресения.Праведники пройдут по нему с быстротой молнии, другие верующие будутпреодолевать его бегом, шагом и даже ползком — каждый в зависимости отсвоих деяний и веры. Этот путь будет освещаться светом веры каждогочеловека. Неверующие, не имеющие в душе веры в Аллаха, не смогутпреодолеть его и упадут с него в Огонь. Лицемеры смогут пройти лишьчасть этого моста, после чего свет их погаснет, и они также будутввергнуты в геенну.

И Он сказал:

«И сколько ангелов в небесах,заступничество которых не поможет, пока не разрешит Аллах для тех, комуОн пожелает и кем доволен» (Звезда, 26).

А Он, хвала Ему, доволен толькотаухидом и позволит заступаться только за Своих приверженцев. И длямногобожников не будет доли в этом заступничестве, так как сказалВсевышний:

«И не принесёт им пользы ходатайство ходатайствующих» (Завернувшийся, 48).

Я также верую в то, что Рай и Ад — этотворения Аллаха, что они существуют и сегодня и что они никогда неисчезнут, а также в то, что верующие увидят Господа своими глазами вдень Воскресения, как видят луну в ночь полнолуния без препятствия дляэтого.

И верую в то, что Пророк Мухаммад — последний из пророков и посланников Да благословит его Аллах и приветствуети не станет вера правильной, пока раб не уверует в его миссию и незасвидетельствует его пророчество. Лучший в его общине — это Абу Бакрас-Сиддик, затем Умар аль-Фарук, затем Усман Зу-н-Нурайн, затем Али ибнАбу Талиб, затем оставшиеся из десяти, затем участники Бадра, затемпринесшие присягу у дерева — Присягу Довольства, затем оставшиесясподвижники. И я люблю сподвижников посланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствуетвспоминаю их благие дела, прошу для них прощения у Господа,воздерживаюсь от обсуждения их ошибок, молчу о том, что возникало междуними. Я убеждён в их превосходстве и следую слову Всевышнего:

«Те, которые пришли после них,говорят: — Господь наш! Прости нам и братьям нашим, которые опередилинас в принятии веры, и не утверждай в сердцах наших затаённой неприязник верующим. Господь наш, Ты — Кроткий, Милосердный» (Собрание, 10)*.

*Посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствуетобрадовал десятерых своих сподвижников вестью о том, что они попадут вРай ещё при их жизни. Это — Абу Бакр ибн Абу Кухафа, Умар ибналь-Хаттаб, Усман ибн Аффан, Али ибн Абу Талиб, Абу Убайда ибналь-Джаррах, Саад ибн Абу Ваккас, Абдуррахман ибн Ауф, аз-Зубейр ибналь-Аввам, Тальха ибн Убайдулла и Саид ибн Зайд Да будет доволен им Аллах !

Битва при Бадре, произошедшая во 2 г.х., была первым крупным сражением в истории Ислама, в котором принималоучастие более 300 сподвижников посланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует. Против них выступило три тысячи мушриков (язычников) племени Курайш,однако Аллах даровал победу мусульманам. Участники битвы при Бадре былипервыми мусульманами, заслуги которых неисчислимы.

Бейа ар-Ридван, или Присяга Довольства, была принесена сподвижниками Пророка Да благословит его Аллах и приветствует под деревом в Худайбийи в 7 г. х., когда мусульмане присягнули на верность Посланнику Да благословит его Аллах и приветствует даже если они встретят смерть.

Я доволен матерями правоверных7очищенными от всего плохого. Я признаю чудеса благоверных, но они неимеют ничего из права Аллаха. И я не предвещаю ни одному мусульманинуРай или Ад, кроме тех, о ком сообщил посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствуетно я прошу добра для благодетельствующих и боюсь за грешников. Я неназываю неверующим ни одного мусульманина за его грехи и не утверждаю оего выходе из исламской общины.

Я также считаю, что Джихад долженпродолжаться во время правления каждого правителя, хорош он или плох, иНамаз за ним допустим. Я считаю обязательным подчиняться мусульманскимправителям, если они не приказывают не подчиняться Аллаху, независимоот того, справедливы они или нет.

Я убеждён, что всякая ересь должна бытьотвергнута, и убеждён, что вера — это не только произнесение языком, нои убеждённость в сердце и выполнение в делах. Она возрастает при

7.Матери правоверных — это жёны посланника Аллаха, да благословит егоАллах и приветствует. Всевышний Аллах сказал: «Пророк ближе к верующим,чем они сами, а супруги его — их матери» (Сонмы, 6).

подчинении Аллаху и ослабевает при неповиновении Ему. И она делится насемьдесят с лишним степеней. Самая высшая степень — это свидетельство отом, что нет божества, кроме Аллаха, а самая низшая — устранениепрепятствиий на Пути Аллаха.

Я считаю обязательным повелевать праведное и запрещать прегрешения на основании чистого Шариата Мухаммада Да благословит его Аллах и приветствует ».

Таковы вероубеждения имама Мухаммадаибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими. Это — вероубеждения приверженцев Сунны иих общины без малейшего уменьшения или добавления.

Для каждого мусульманина обязательноиметь подобные вероубеждения, а кто не принимает эти достоверные издоровые воззрения, тот не относится к приверженцам Сунны и их общине,и мы боимся, что он находится в заблуждении и отклонился от прямогопути истинной религии Аллаха.




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика