Глава 2 ДОБРОДЕТЕЛЬ ТАУХИДА И КАКИЕ ИЗ ГРЕХОВ ОН ИСКУПАЕТ


РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Обширность милости Аллаха.

2. Неизмеримость награды Аллаха для убеждённых в таухиде.

3. Прощение Аллахом грехов муваххидов.

4. Смысл аята 82 из суры «Скот».

5. Рассмотрение пяти понятий, приведённых в хадисе Убады.

6. Соединив этот хадис с хадисом Итбанаи последующими, ты уяснишь значение высказывания «нет божества, кромеАллаха». При этом тебе станет ясной ошибка обольщённых*.

7. Напоминание об условии, содержащемся в хадисе Итбана**.

8. Даже пророки нуждаются в напоминании о добродетели высказывания «нет божества, кроме Аллаха».

9. Указание на то, что чаша с формулойтаухида перевешивает все создания Аллаха, хотя чаши многих из тех, ктопроизносит эту формулу, остаются лёгкими.

10. Утверждение наличия семи земель наряду с семью небесами.

11. Все небеса заселены.

12. Утверждение качеств Аллаха в отличие от ашаритов.

13. Если ты ознакомишься с хадисомАнаса, то поймёшь, что сказанное в хадисе Итбана — «...Ибо, поистине,Аллах избавляет от Огня того, кто сказал “нет божества, кроме Аллаха",стремясь тем самым к лику Аллаха» — указывает на отказ от ширка нетолько в словесной форме.

14. Иса, мир над ним, и Мухаммад Да благословит его Аллах и приветствует в равной степени являются рабами Аллаха и Его посланниками.

15. Знание особенности Исы как слова Аллаха.

16. Иса является также и духом от Аллаха.

17. Знание блага веры в Рай и адский Огонь.

18. Значение выражения «...в соответствии с делами его»***.

19. Знание того, что весы имеют две чаши.

20. Значение выражения «лик Аллаха».

*Многие люди ошибочно понимают хадисы отом, что сказавший «нет божества, кроме Аллаха», войдёт в Рай,предполагая, что всего лишь произнесение свидетельства достаточно дляспасения от Огня и попадания в Рай. Истинный смысл этих хадисовзаключается в том, что произносящий их обязан отказаться от поклонениякому-либо, кроме Аллаха, и обратить всё поклонение — сердцем, языком иорганами — только к Нему.

**Этим условием является произнесениесвидетельства «стремясь тем самым к лику Аллаха». Тот, кто выполняетего, непременно станет поклоняться Аллаху в делах и искренне обратитсяк Нему.

***Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Выражение“в соответствии с делами его” означает “в соответствии с его благими иплохими поступками”, потому что обладатели таухида непременно попадут вРай. Возможно, что выражение “в соответствии с делами его” означает,что обитатели Рая попадут каждый на отдельную ступень в зависимости отсвоих дел».

Всевышний Аллах сказал:

«Те, которые уверовали и не облекли своей веры в несправедливость, для них — безопасность, и они — на верном пути»* (Скот, 82).

*Несправедливость бывает трёх видов:ширк, угнетение рабов Аллаха и угнетение собственной души. Ибн Масудрассказывал: «Когда был ниспослан аят «Те, которые уверовали и не облекли своей веры в несправедливость...», мы сказали: “О посланник Аллаха! Кто

же из нас не поступает несправедливо со своей душой?” Он сказал: “Этоне то, о чём вы говорите. В словах «...и не облекли своей веры внесправедливость...» имеется в виду ширк. Или вы не слышали словЛукмана своему сыну: «О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей: ведь ширк — великая несправедливость!»? (Лукман, 13). (Хадис передал аль-Бухари 6/281).

Ибн Теймийа по поводу этого хадисасказал: «Им было тягостно от того, что они предположили, чтонесправедливостью, отсутствие которой ставилось условием, быланесправедливость раба к своей душе. Они предположили, что безопасностьи ясное руководство гарантированы только тем, кто не угнетает своюдушу. Пророк Да благословит его Аллах и приветствуетразъяснил им, что ширк в Книге Аллаха также называетсянесправедливостью. И приобретёт безопасность и ясное руководство толькотот, кто не облечёт своей веры в подобную несправедливость. Поистине,тому, кто не облекает своей веры в такую несправедливость,гарантирована безопасность и ясное руководство, как это былогарантировано тем, кого избрал Аллах: «Мы дали Писание внаследие тем из рабов Наших, которых избрали Мы: среди них естьугнетающие собственные души, среди них сеть держащиеся середины, исреди них есть опережающие других в добрых делах по изволению Аллаха.Это — великое превосходство!» (Ангелы, 32). Однако это неотрицает того, что угнетающий свою душу будет наказан за свои грехи,если не покается, ибо сказал Всевышний: «И тот, кто сделал добра весом с одну пылинку, увидит его. И тот, кто сделал зла весом с одну пылинку, увидит его» (Землетрясение, 6—7).

Убада ибн ас-Самит рассказывал:

« Посланник Аллаха сказал: Ктозасвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха, Единого, у Которогонет сотоварища, что Мухаммад — Его раб и Его посланник, что Иса — рабАллаха и Его посланник, а также слово Его, посланное Марйам, и Дух отНего, и что Рай — истина, и что Огонь — истина, того введёт Аллах в Райв соответствии с делами его»* ( Аль-Бухари, 6/342; Муслим, [28]).

*Имам ан-Навави сказал: «Этот хадисзанимает величественное и славное место и объединяет в себе хадисы,охватывающие различные акиды (вероубеждения). Пророк, да благословитего Аллах и ниспошлёт ему мир, объединил в нём всё, что отталкивает отобщин неверия по противоречию с их вероубеждениями, и отдаляет от них.Он изложил в этих словах всё, что противоречит им». Поэтому необходимопривести его подробное объяснение.

Само слово «свидетельство»подразумевает, что произносящий его говорит на основании знания,уверенности, искренности и верности. Отсутствие этого делает данноесвидетельство недействительным. В первую очередь, человек должен узнатьсмысл слова «аль-илаh» (божество). Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа сказал:«Божество — это то, чему поклоняются и повинуются. Божествообожествляемо, а обожествляемо только то, что заслуживает поклоненияему, чьё существо заслуживает, чтобы ему поклонялись, потому что оноотличается качествами, которые неизбежно влекут за собой то, чтобы еголюбили высшей любовью, чтобы ему покорялись высшей покорностью». Онтакже сказал: «Божество — это то, что любимо, чему поклоняются иобожествляют из любви сердец к нему. Ему покоряются и перед нимунижаются, его боятся и его желают, к нему прибегают в несчастье и кнему обращают молитвы в важные моменты, на него уповают в ожиданииблага и у него ищут убежища, успокаиваются при его упоминании, находятпокой в любви к нему, и нет никого такого, кроме Одного Аллаха. Поэтомувыражение “Ла илаhа илла Ллаh ” (нет божества, кромеАллаха) — самое верное, и утверждающие его являются людьми Аллаха и Егопартией, а отрицающие его — Его врагами и людьми, на которых обращёнЕго гнев и недовольство. И если свидетельство человека было здоровым,то здоровыми будут все его деяния и стремления, а если раб не былискренен в нём, то порочными будут все его дела и знания».

Свидетельство «нет божества, кромеАллаха» отрицает божественную природу всего, кроме Аллаха, и требуетвыполнения его сердцем, языком и телом. Тот, кто произносит его,

не сознавая его значения, или не совершает дел, которые оно требует,является невежественным человеком, который обязан узнать и выполнятьнаипервейшую обязанность, возложенную Аллахом на людей.

Далее идут слова «...Одного, у Которогонет сотоварища...», которые подтверждают и объясняют смыслсвидетельства. Аллах разъяснил это в Коране — в историях о пророках ипосланниках. И кто же невежественнее поклоняющихся могилам, неосознающих своего положения?! И что может быть опаснее ширка,противоположного слову искренности — «нет божества, кроме Аллаха»?!Арабы-мушрики и им подобные отрицали как произнесение свидетельства,так и его смысл. Однако мушрики, поклоняющиеся могилам, утверждают егона словах, но отрицают его смысл. Они произносят его, а затемобожествляют кого-то помимо Аллаха, обращая к нему поклонение: будь толюбовь, возвеличивание, страх, надежда, упование, мольба или другие еговиды. Их ширк хуже, чем ширк доисламских арабов, потому что в трудныхситуациях они начинают искренне взывать к своим божествам, оставивАллаха и будучи убеждёнными в том, что они принесут им облегчениебыстрее, чем Он. Ранние язычники же приобщали к Аллаху равных только вблагополучии, однако в несчастье они искренне обращались к Аллаху, каксказал об этом Всевышний: «И когда они едут на судне, товзывают к Аллаху, очищая пред Ним веру. А когда Он спасает их, выводяна сушу, — они придают Ему сотоварищей» (Паук, 65). Из этого становится ясно, что современные мушрики менее осведомлены об Аллахе и Его таухиде, чем ранние язычники.

Свидетельство о том, что «Мухаммад — Его раб и Его посланник» утверждает то, что Мухаммад Да благословит его Аллах и приветствуетявляется лучшим из творений Всевышнего, который послан ко всем людям,чтобы донести до них Слово Аллаха, обрадовать верующих вестью облаженстве в Будущей жизни и предупредить неверующих о приближающемсянаказании. Долг всех людей — уверовать в его миссию, поверить в то, чтоон сообщил, подчиниться ему в том, что он приказал, сторониться того,что он запретил, любить его и его дело и не ставить никого из людейвыше него, да благословит Аллах его, его семью и всех его сподвижников.Ни один человек, будь то иудей, христианин, либо исповедующий любуюдругую религию, не обретёт счастья в Будущей жизни, если он откажетсяпоследовать за последним доверенным посланником Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует«Мы послали тебя только как милость к мирам» (Пророки, 107). От милости Господа отворачиваются только заблудшие! принёсшим людям Его последнее Откровение. Всевышний сказал:

Выражение «Иса — раб Аллаха и Егопосланник» показывает заблуждение убеждений христиан в том, что онявляется Богом, сыном Бога или одним из Святой Троицы. Всевышний сказал: «У Аллаха нет никаких детей, и вместе с ним нет другого божества» (Верующие, 91). Раб Аллаха обязательно должен засвидетельствовать, чтоИса — раб Аллаха и Его посланник, которого Он создал от женщины безвмешательства мужчины, как сказал об этом Всевышний: «Поистине, Иса пред Аллахом подобен Адаму: Он создал его из праха, потом сказал ему: “Будь!” — и он стал» (Семейство Имрана, 59). Он также сказал: «Никогда не сочтёт Мессия для себя унизительным быть рабом Аллаху, как и ангелы приближённые!» (Женщины, 172).

Иса ибн Марйам — могущественныйпосланник Аллаха к народу Израилеву, однако они не признали его миссиюи разошлись во мнении о нём. Одни из них начали проявлять излишнююлюбовь к нему, и возвеличили его до такой степени, что сталипоклоняться ему и его матери. Это —христиане. Другие же отвергли егопослание и оклеветали его. Но Всевышний Аллах сказал: «...Аллахналожил печать на них за их неверие, и лишь немногие из них уверовали.Это — за то, что они не уверовали и изрекли на Марйам жестокую клевету,и за то, что они сказали: “Мы убили Мессию, Ису ибн Марйам, посланникаАллаха”. Но они не убили его и не распяли, это только показалось им; ите, которые спорят о нём, находятся в сомнении. У них нет об этомникакого знания, и они руководствуются лишь предположениями. Они точноне убивали его: Аллах вознёс его к Себе. Аллах — Могущественный,Мудрый!» (Женщины, 155—158).

Ибн Касир сказал: «Когда Аллах послал Ису ибн Марйам к иудеям с яснымизнамениями и наставлением, они позавидовали его пророчеству иизумительным чудесам, которыми одарил его Аллах, тому, как он сизволения Аллаха исцелял слепых и прокажённых, оживлял мёртвых и т.п.Однажды он слепил птицу из глины и вдохнул в неё жизнь: онапревратилась в живую птицу, и люди видели, как она взлетела в воздух поволе Аллаха, Всемогущ Он и Велик. Несмотря на это, они сочли еголжецом, противились ему и всеми силами стремились причинить ему вред,пока пророк Аллаха Иса, благословения и мир ему, не оставил городскуюжизнь и не отправился странствовать со своей матерью. Но они неудовольствовались этим и оклеветали его перед тогдашним правителемДамаска — греком-мушриком, который поклонялся планетам. Иудеипредставили это дело правителю так, будто в Иерусалиме есть человек,сеющий смуту среди людей, вводящий их в заблуждение и настраивающийсвой народ против его власти. Правитель разгневался и послал своемунаместнику в Иерусалиме письмо с повелением схватить этого человека,распять и надеть ему на голову венок из колючек. Когда иерусалимскийнаместник получил письмо, он подчинился и отправился с группой иудеев кдому, в котором находился Иса. В тот момент он был вместе сдвенадцатью—тринадцатью своими сподвижниками. Говорят, что этопроисходило в пятницу, ближе к заходу солнца, то есть в вечер насубботу. Иудеи окружили дом, и Иса понял, что либо они ворвутся, либоон должен выйти к ним, и он сказал своим сподвижникам: “Кто хочет статьпохожим на меня и быть моим спутником в Раю?” Один юноша добровольновызвался, однако Иса счёл его ещё молодым для этого. Он повторил своислова во второй раз, и в третий, но никто, кроме этого юноши, неотозвался. Тогда Иса сказал: “Ты будешь им!” — Аллах изменил обликюноши на облик Исы, так что они стали совершенно похожи. Затем в крышедома открылось отверстие, и Иса впал в дремоту. В таком состоянии онвознёсся на небеса, как сказал об этом Всевышний: «Аллах сказал: “О Иса! Я возвращу тебя и вознесу к Себе...”» (Семейство Имрана, 55). Когда он вознёсся, его ученики вышли. Евреи,увидев этого юношу, приняли его за Ису, схватили его ночью, распяли инадели ему на голову венок из колючек. Иудеи объявили всем, что онидобились его распятия, и хвастались этим. Группы христиан поверилиэтому из-за своего невежества и недостатка ума. В Вознесение поверилилишь те, кто был в доме вместе с Мессией и был свидетелем егоВознесения».

Выражение «...слово Его, посланноеМарйам...» означает, что Аллах создал Ису словом, с которым послалДжибриля к Марйам, чтобы тот вдохнул в неё, по воле Всевышнего, духИсы. Он сказал: «Будь», — и он стал, однако сам Иса не является речьюГоспода. Имам Ахмад в книге «Опровержение джахмизма» писал о сотворенииИсы: «Он был создан словом, посланным к Марйам, когда Он сказал:“Будь!”— и Иса стал. Он создан по повелению “Будь"', а “Будь!” — эторечь Всевышнего Аллаха, и она не сотворена. Христиане и джахмитыизмыслили ложь об Аллахе в вопросе о рождении Исы».

Выражение «дух от Него» означает, чтодуша Исы — это одна из тех многих душ, сотворённых Всевышним. В этихсловах посланника раскрывается неверие иудеев, которые считают, чторождение Исы было результатом прелюбодеяния. Аллах сказал: «Она сказала: “Как будет у меня мальчик, когда меня не касался человек, и не была я распутницей?” Он [Ангел] сказал:“Так сказал твой Господь: Это для Меня — легко. Мы сделаем егознамением для людей и Нашим милосердием. Дело это решено”». (Марйам, 20—21).

Ибн Теймийа опроверг воззрения христиано единстве Святой Троицы: «Если присоединяемое к Всевышнему Аллаху несуществует самостоятельно и не является одним из Его творений, онообязательно будет качеством Всевышнего Аллаха. Невозможно, чтобыприсоединяемое к Нему было творением, над которым господствуют.Присоединяемое, которое материально и существует самостоятельно, какИса, Джибриль и души сынов Адама, не может быть качеством ВсевышнегоАллаха, потому что то, что существует самостоятельно, не может бытькачеством другого».

Пророк Да благословит его Аллах и приветствуеттакже указал на то, что каждый верующий обязан верить в истинность Рая,уготованного для богобоязненных, и Ада, огонь которого поглотитневерующих. Рай и Ад уже созданы Аллахом, однако люди войдут в них

только после Суда в день Воскресения, и будут находиться в них на разных уровнях в зависимости от их дел в этой жизни.

В хадисе Итбана говорится: «...Ибо,поистине, Аллах избавляет от Огня того, кто сказал «нет божества, кромеАллаха», стремясь тем самым к лику Аллаха».* (Аль-Бухари 11/206,12/271; Муслим 33).

*Этот хадис раскрывает смыслсвидетельства «нет божества, кроме Аллаха» и показывает неизбежностьотказа от ширка того, кто засвидетельствовал его с искренностью,убеждённостью и верностью.

Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа сказал: «Это хадис о том, кто произнёс его [свидетельство. — Ред.] и умер с ним, как сказал Пророк Да благословит его Аллах и приветствует : искренне, от чистого сердца, без сомнения с верностью и уверенностью. Подлинный таухид полностью притягивает души к Всевышнему Аллаху. И тот,кто искренне, от чистого сердца засвидетельствовал, что нет божества,кроме Аллаха, тот войдёт в Рай, потому что искренность — этопритягивание души к Всевышнему Аллаху, когда человек искренне кается засвои грехи. Человек достигает этого, если умирает в таком состоянии.Дошло много хадисов и том, что “кто сказал “нет божества, кромеАллаха”, и в его сердце было благо [вера] весом хотя бы в ячменноезёрнышко, или в горчичное семя, или весом в пылинку, тот выйдет изОгня”. Дошло также мною хадисов и о том, что многие из тех, кто сказали“нет божества, кроме Аллаха", попадут в Огонь, а затем выйдут из него;о том, что Аллах запретил Огню пожирать след саджда (земного поклона) усынов Адама, ибо они совершали Аллаху Намаз и земные поклоны; а также отом, что запрещён Огонь тому, кто сказал “нет божества, кроме Аллаха" икто засвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад— посланник Аллаха. Однако всё это привязано к одному важному условию.Большинство тех, кто произносит его, не знают искренности, или делаютэто по традиции или обычаю. Сладость веры не смешивается с отображениемих душ. Большинство тех, кто проходит искушение при смерти или вмогиле, относится к тем людям, о которых говорится в хадисе: «...Яслышал, что люди говорят что-то, и говорил это..» (Это — часть длинногохорошего хадиса, приведённого ат-Тирмизи (1070) и ат-Табарани в«аль-Аусате»). Большинство их деяний — это подражание и следованиепримеру, и это о них сказал Всевышний Аллах: «Мы нашли наших отцов держащимися такого исповедания, и мы следуем по их стопам» (Украшения, 23).

Следовательно, между хадисами нетпротиворечия. Если человек произносит эти слова с полной искренностью иубеждённостью, то в таком состоянии он не будет полностью предаватьсягрехам. Совершенство искренности и убеждённости обязует его к тому,чтобы он любил Аллаха больше всего, и тогда в его сердце не остаётсястремления к тому, что запретил Аллах, и отвращения к тому, что Аллахприказал. Вот для кого Аллах запретил Огонь, даже если до этого у негобыли грехи. Истинно, это — вера и искренность! Это — покаяние, это —любовь, это убеждённость. Все его грехи смываются, как ночь смываетдень. Если он сказал это самым совершенным образом, препятствующимвеликому и малому ширку, то он не будет полностью привержен грехам, емубудет даровано прощение, и Огонь будет запрещён для него. Если онсказал это, искренне отказавшись от великого ширка, хотя и совершаямалый ширк, и после этого не впал в противоречащее этому, то это —благо, которому не противодействует никакое плохое деяние, и [в деньВоскресения] у него перевешивает чаша весов с благими делами, и, каксказано в хадисе, “Огонь запрещён для него”. Однако его степень в Раюуменьшается в зависимости от его грехов. От него отличается тот, плохиедела которого перевешивают благие, и он умирает приверженным к этому.Он заслуживает Огня. Если он сказал “нет божества, кроме Аллаха” иискренне отказался от великого ширка, однако не умер, наставивая наэтом свидетельстве, а продолжал грешить и совершать плохие деяния,которые в результате перевесили благо его таухида, то он был искренним,когда произносил эти слова, но впал в грехи, что ослабило и уменьшилоего таухид и искренность.

Усиливается огонь его грехов, пока не выжжет их полностью. Однако он некоснётся тех, кто был искренним и убеждённым, поскольку их благие делаобязательно перевешивают плохие. Умирая на основании этого, онипопадают в Рай.

Мы боимся за искреннего верующего, чтоон может совершить весомое плохое деяние, и его вера уменьшится, и онперестанет произносить эти слова с той искренностью и убеждённостью,которая препятствует всем плохим делам. Для него опасны великий и малыйширк. Если он уберёгся только от великого ширка, то остаётся малый. Кнему прибавляются плохие дела, которые соединяются с малым ширком, итогда перевешивает чаша плохих деяний. Плохие деяния ослабляют веру иубеждённость, ослабляют значимость произнесения слов “нет божества,кроме Аллаха”, делают невозможной искренность в душе, и произносящий ихуподобляется пьяному или спящему человеку, или тому, кто украшаетчтение аятов Корана, не чувствуя вкуса и сладости. Они не произносятэтого с совершенными верностью и убеждённостью, напротив, совершаютпосле этого грехи, которые аннулируют их, и уже произносят их безубеждённости и верности, и умирают с этим. Множество их плохих делпрепятствует их попаданию в Рай. Когда совершается много грехов,произнесение этих слов становится тяжёлым для языка, сердце становитсяжёстким к ним, и человек чувствует отвращение к праведным делам, струдом слушает Коран, ожидает хорошего при упоминании не Аллаха,успокаивается от лжи, позволяет сквернословие, приобщается к беспечнымлюдям и чувствует отвращение к сторонникам истины. Это — пример того,кто произносит эти слова языком, не имея этого в сердце, и его словаопровергаются тем, что они не подтверждаются в делах».

Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Веразаключается не в самовосхвалении и мечтании. Вера — в том, чтозапечатлелось в сердцах, и чему были верны дела. И тот, кто говорилблагое и совершал благое, от него это принимается, а тот, кто говорилблагое, а совершал плохое, от него это не принимается».

Бакр ибн Абдулла аль-Музни сказал: «АбуБакр опередил вас не количеством постов и Намазов, а тем, чтозапечатлелось в его сердце. Тот, кто говорит “нет божества, кромеАллаха”, будучи верным этим словам и убеждённым в них, но не выполняеттого, что это свидетельство требует, тем самым зарабатывает грехи,которые ослабляют его веру и убеждённость. К этому прибавляется малыйширк в делах, и тогда плохие деяния перевешивают хорошие. Поэтомучеловек умирает приверженным грехам, в отличие от того, кто произноситих с уверенностью и искренностью. Если бы он не был полностью приверженгрехам, то его таухид содержал бы искренность и верность, и хорошиедела оказались бы тяжелее. Те, которые произносили эти слова и попали вОгонь, не говорили их с полной верой и убеждённостью, отвергающими иперевешивающими их плохие дела, и поэтому они перевесили их благиедеяния. Их грехи ослабили веру и убеждённость в их сердцах, их сердцаподобны словам, которые не способны стереть плохие деяния, и поэтому ихплохие дела перевешивают благие». Об этом говорили многие учёные, срединих — Ибн аль-Каййим и Ибн Раджаб.

Этот хадис указывает на то, чтонедостаточно только произносить эти слова — без полной убеждённости вних и без подтверждения их в делах. Он также показывает, что Аллах непринимает «этнического» мусульманства, когда человек не толькоповторяет свидетельство, но и совершает Намаз, соблюдает пост толькопотому, что он родился в мусульманской семье. Так же говорили и те, ктоотказался последовать за пророком Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует : «Мы нашли наших отцов держащимися такого исповедания, и мы следуем по их стопам». (Украшения, 23). Аллах порицает подобное подражание и не принимает делаэтих людей. Человек должен своим разумом познать милость его Господа ивсем сердцем уверовать в Него, а после этого — последовать по дорогепосланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует . Только тогда Всевышний будет доволен им и введёт его в Рай.


Книга Единобожия

Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика