Глава 5 ПРИЗЫВ К СВИДЕТЕЛЬСТВУ «НЕТ БОЖЕСТВА, КРОМЕ АЛЛАХА»

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Призыв к Аллаху — это путь тех, кто последовал за посланником Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует .

2. Обращается внимание на искренность, ибо многие люди, призывая к истине, делают это ради собственных интересов.

3. Видение является одним из обязательных предписаний.

4. Свидетельством красоты таухида является отдаление всего дурного от Всевышнего Аллаха.

5. Одной из безобразных черт ширка является то, что он представляет собой оскорбление Аллаха.

6. Одним из важнейших вопросов являетсянеобходимость отстранения мусульманина от мушриков, чтобы он незаразился ширком, даже в том случае, если он не приобщает к Аллахуничего и никого.

7. Таухид является важнейшей обязанностью людей.

8. Религия начинается в первую очередь с призыва к таухиду, даже прежде Намаза.

9. Смысл слов «Призови их к таухиду Аллаха» заключается в свидетельстве «нет божества, кроме Аллаха».

10. Человек может принадлежать кобладателям Писания, но не знать этого свидетельства, либо знать, но недействовать в соответствии с ним.

11. Указание на необходимость постепенного осведомления людей.

12. Необходимость начинать с самого главного.

13. Принцип расходования средств закята.

14. Учёному следует развеять сомнения обучаемого.

15. Запрещение брать закят из отборного имущества.

16. Предписание бояться мольбы угнетённого.

17. Возвещение о том, что между мольбой угнетённого и Аллахом нет преграды.

18. Одной из закономерностей таухидаявляются те трудности, голод и массовые беды, которым подвергалисьгосподин всех посланников Да благословит его Аллах и приветствует и любимцы Аллаха.

19. Слова «...я вручу знамя...» представляют собой одно из доказательств пророчества.

20. Плевание в глаза Али — также одно из доказательств пророчества.

21. Превосходство Али.

22. Бессонная ночь сподвижников и обсуждение ими доброй вести о победе свидетельствуют об их праведности.

23. Вера в предопределение: знамя получил тот, кто не стремился к нему, а тому, кто стремился получить его, оно не досталось.

24. Тактичность Пророка Да благословит его Аллах и приветствует в его словах: Действуй с осторожностью... .

25. Призыв к Исламу перед началом боевых действий.

26. Необходимость этого даже для тех, кого раньше уже призывали и с кем воевали.

27. Мудрое ведение призыва, так как Пророк Да благословит его Аллах и приветствует сказал: ...сообщи им то, что они обязаны делать ...

28. Знание обязанностей пред Аллахом в Исламе.

29. Награда тому, кто наставил на путь истинный хотя бы одного человека.

30. Допустимость клятвы при вынесении фетвы.

Всевышний Аллах сказал:

«Скажи: “Это есть путь мой: я призываю к Аллаху, обладаявидением* — я и те, кто за мной последовали. Хвала Аллаху, я не изчисла многобожников!”»** (Йусуф, 108).

*В Коране: «басыра», что значит «разум», «дальновидность», «видение».

** Всевышний сказал: «Призывай к пути Господа своего с мудростью и благим увещеванием и веди с ними споры наилучшим образом» (Пчёлы, 125). Ибн аль-Каййим по поводу этого аята сказал: «Аллах, хвалаЕму, упомянул степени призыва к Исламу и разделил их на три группы взависимости от состояния призываемого. Если он стремится к истине,любит её, и выбирает истину, когда постигает её, то его следуетпризывать с мудростью, и нет нужды в увещевании и споре. Если онпридерживается того, что противоположно истине, но выбирает и следуетей, когда постигает её, то необходимо увещевание путём прельщения иустрашения. Если же он упрямствует и противится, то с ним надо вестиспор наилучшим образом. Если он и тогда отвра- тится, то надопереходить в борьбу с ним, если есть возможность».

Это — дорога посланников и их последователей, о которых сказал Всевышний: «Кто же лучше словом, чем тот, кто призывает к Аллаху, делает благое и говорит: “Поистине, я — один из мусульман”?» (Разъяснены, 33).

Ибн Аббас рассказывал:

« Посылая Муаза в Йемен, посланник Аллаха сказал ему: Тыпридёшь к народу, который является обладателем Писания. Пусть первым, кчему ты призовёшь их, будет свидетельство того, что нет божества, кромеАллаха. ( в другой ривайе говорится: «Призовиих к таухиду Аллаха»). Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать,что Аллах обязал их совершать ежесуточно пять Намазов. Если онипокорятся тебе и в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их богатыхделать пожертвования в пользу их бедных. Если они покорятся тебе и вэтом, то не смей посягать на их отборное имущество и бойся мольбыугнетённого, ибо между ней и Аллахом нет преграды»*. ( Аль-Бухари 3/225, 3/282-285, Муслим (19), ат-Тирмизи (625), Абу Дауд (1584), ан-Насаи и 5/55).

*Из этого хадиса ещё раз видно, чтосвидетельство «нет божества, кроме Аллаха» является наипервейшейобязанностью людей. А для того, чтобы человек не отступился от него нив чём и заслужил милосердие Аллаха, он должен выполнять семь условийэтого свидетельства, без которых оно не принимается:

1) знание (исключает невежество);

2) убеждённость (исключает сомнение);

3) принятие (исключает отказ);

4) повиновение (исключает непокорность);

5) искренность (исключает ширк);

6) верность (исключает ложь);

7) любовь (исключает ненависть).

Вместе с этим верующий должен отказаться от всех видов неверия и подчинения тагуту. Аллах сказал: «Кто отказывается от тагута и верует в Аллаха, тот ухватился за надёжную рукоять, для которой нет сокрушения...» (Корова, 256).

Ибн Теймийа сказал: «Из религииПосланника неизбежно понимается, и с этим согласна вся община, чтоосновой Ислама и первым, что предписано творениям, являетсясвидетельство аш-шахада , “нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха ”. Засвидетельствовав это, неверный становится мусульманином, а враг —любимым, и его кровь и имущество становятся свободными инеприкосновенными. И если это исходит от сердца, то человек приобретаетверу. Если же он только произносит это языком, но не подтверждаетсердцем, то он входит в Ислам лишь внешне, не становясь верующим вдуше. Но если он даже не произносит свидетельства, имея на товозможность, то он является неверным как внешне, так и в душе, и в этомединодушны все мусульмане».

Второй важнейшей обязанностью мусульманина является совершение пятиобязательных ежесуточных молитв (ас-Салат — Намазов): утренней,полуденной, послеполуденной, вечерней и ночной.

Третьим столпом Ислама, после Намаза,является закят. Закят является обязательной ежегодной выплатой частиимущества в соответствии с установленными правилами. Всевышний Аллахсказал: «Но если они раскаются и будут соблюдать Намазы и платить закят, тогда они — ваши братья по вере» (Покаяние, 11). Закят выплачивается с продуктов земледелия — в видезерновых и плодов, с золота, серебра и бумажных денег, с товаров,являющихся предметами торговли и извлечения доходов, со скота.Имущество человека, превышающее 85 граммов золота или 595 граммовсеребра, или их эквивалент в виде бумажных денег, облагается налогом вразмере 2,5% в год. Закят расходуется согласно повелению Всевышнего: «Милостыни— только для бедных и нуждающихся, для трудящихся в связи с ней, длятех, чьи сердца нуждаются в утешении, для освобождения рабов, дляобременённых долгами, для тех, кто на пути Аллаха, и для странствующих— таково предписание Аллаха. Аллах — Знающий, Мудрый!» (Покаяние, 60).

Из хадиса также видно, что доля бедныхв закяте важнее, чем доля оставшихся семи групп, перечисленных в аяте.Имам или его заместитель являются ответственными за сбор и расходованиезакята. Закят может также расходоваться целиком для одной из восьмигрупп, о чём говорили имам Малик и имам Ахмад. Сборщикам закятазапрещено брать отборное имущество (красивый, богатый молоком и мясомскот), а владельцу имущества запрещено отдавать самое худшее, ибо закятсобирается с имущества среднего качества.

Сахль ибн Саад рассказывал:

« В день Хайбара посланник Аллаха сказал: “Завтрая вручу знамя человеку, который любит Аллаха и Его посланника, икоторого любят Аллах и Его посланник. Аллах ниспошлет посредством егопобеду”*. Люди шумно спорили всю ночь, пытаясьдогадаться, кому из них будет вручено знамя. Утром, встретившись спосланником Аллаха, каждый был преисполнен желания получить знамя.Пророк спросил: “Где Али ибн Абу Талиб?” Ему ответили: “Он жалуется навоспаление глаз”**. За ним послали, и когда Али прибыл, Пророк поплевалему в глаза, а затем взмолился за него Аллаху. Али тут же исцелился,как будто ничем и не болел. Посланник Аллаха вручил ему знамя и сказал:Действуй на их территории с осторожностью. Сначала призовиих к Исламу и сообщи им то, что они обязаны делать, соблюдая правоВсевышнего Аллаха в отношении их. Клянусь Аллахом, если Аллах наставитпосредством тебя хотя бы одного человека на путь истинный, то это будетдля тебя лучше, чем красные верблюды»***. ( Аль-Бухари 7/58, Муслим (2406), Ахмад 5/333).

*Абу Хурайра рассказывал, что второйправедный халиф Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Я чувствовал влечение квласти только в тот день» (Муслим [2405]).

**В хадисе, приведённом Муслимом (2404), (32) и Ахмадом 1/185, 331 и 4/52, говорится, что Али заболел трахомой.

***Красные верблюды являлись самым ценным имуществом у древних арабов.

В этом хадисе содержится указание на великое превосходство одного из десятерых сподвижников Пророка Да благословит его Аллах и приветствуетРед.] и считают егоневерным и грешником. Но этот аргумент не дополняет и утвержденийрафидитов, которые считают, что хадисы, указывающие на превосходствоостальных сподвижников, были сказаны до их якобы возвращения в неверие.обрадованных вестью о Рае — четвёртого праведного халифа Али ибн АбуТалиба, которого «любят Аллах и Его посланник». Ибн Теймийа по этомуповоду сказал: «Это качество, однако, присуще не только Али или имамам.Аллах к Его посланник любят всех богобоязненных верующих, любящихАллаха и Его посланника». Этот хадис — лучший аргумент против насибитови хариджитов, которые не любят его [Али. —

Таким же образом хариджиты говорят и об Али, однако это — ложь. Всевышний Аллах и Его посланник Да благословит его Аллах и приветствует не обобщают подобной похвалы какому-либо человеку в то время, как Аллах знает, что он умрёт неверным». Он [Ибн Теймийа. — Ред.] также сказал: «Когда Пророк Да благословит его Аллах и приветствуетпредвещал Рай какому-либо человеку, хорошо отзывался о нём или читал занего молитву, многие люди желали получить такое же предвещение илимолитву. Пророк Да благословит его Аллах и приветствуетпредвещал подобное многим людям и за многих читал молитвы. К этомуотносятся возвещение о Рае для Сабита ибн Кайса (Муслим (119), Ахмад3/137), Абдуллы ибн Салама (аль-Бухари 7/98, Муслим [2484], возвещениео Рае для других людей, свидетельство о любви Аллаха и Его посланника Да благословит его Аллах и приветствует к сподвижнику, который выпил вино (аль-Бухари 12/66-68), и др.».

Здравое слово о главе пятой:

Подобное расположение авторомизлагаемого материала является чрезвычайно удачным. В предыдущих главахавтор указывал на обязательность и преимущество таухида, необходимостьстремления к нему и к его совершенствованию, его внешнему и внутреннемуобретению, боязни всего того, что противоречит таухиду, в результатечего раб Аллаха сделает свою душу совершенной.

В данной главе автор указал нанеобходимость способствовать обретению полного таухида другими путёмпризыва к свидетельству «нет божества, кроме Аллаха». Таухид не можетстать полным, пока раб Аллаха не пройдёт все его этапы и затем нестанет стремиться сделать муваххидом другого. Именно таким был путьвсех пророков. Первым, к чему они призывали свои народы, былопоклонение только Одному Аллаху и отказ от придавания Ему сотоварищей.Тем же путем шёл господин и имам всех пророков — посланник АллахаМухаммад Да благословит его Аллах и приветствует. Он идеальным образом исполнял этот долг, мудростью, добрымувещеванием и наилучшим рассуждением призывая людей встать на путь егоГоспода. Он упорно и неустанно делал это, не ослабляя своих усилий,пока Аллах не утвердил посредством его Свою религию и не обратил в неёбольшое число людей. Благодаря благословенному призыву Пророка Да благословит его Аллах и приветствует религия Аллаха воцарилась на огромных территориях во всех концах Земли. Пророк Да благословит его Аллах и приветствуетлично осуществлял призыв, а также повсюду направлял своих посланников ипоследователей, чтобы они прежде всего призывали людей к Аллаху и Еготаухиду, поскольку правильность и приемлемость всех действий зависят оттаухида.

Наряду с тем, что раб Аллаха самстремится к таухиду Аллаха, он должен также призывать к Аллаху другихвсеми способами. Человек, наставивший на путь истинный других, обретаеттакую же награду, как и они, без всякого уменьшения этой награды дляобращённых.

Учитывая то, что призыв к Аллаху и ксвидетельству «нет божества, кроме Аллаха» является обязательнымпредписанием для каждого, каждый обязан выполнять этот долг в мерусвоих возможностей. И на учёном ответственность за разъяснение этого,за призыв, за наставничество и наставление на истинный путь больше, чемна неучёном человеке.

Человек, способный вести призывблагодаря своим физическим возможностям, средствам, высокому положениюи красноречию, выполняет гораздо более серьёзную задачу, чем тот, ктолишён подобных возможностей.

Всевышний сказал:

«Бойтесь же Аллаха по мере своих возможностей...» (Взаимное обманывание, 16).

Аллах милостив к тем, кто помог религиихотя бы на полслова, однако гибель ждёт того раба, который неиспользовал своих возможностей для призыва людей к этой религии.



Книга Единобожия

Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика