Глава 6 СМЫСЛ ТАУХИДА И СВИДЕТЕЛЬСТВА «НЕТ БОЖЕСТВА, КРОМЕ АЛЛАХА»

СМЫСЛ ТАУХИДА И СВИДЕТЕЛЬСТВА «НЕТ БОЖЕСТВА, КРОМЕ АЛЛАХА»

Всевышний Аллах сказал:

«Те, к которым они взывают,сами ищут пути приближения к своему Господу — кто из них ближе,—надеются на Его милость и боятся Его наказания. Поистине, наказаниятвоего Господа следует остерегаться!»* (Перенёс ночью, 57).

Всевышний также сказал:

«И вот сказал Ибрахим отцусвоему и народу: “Я не причастен к тому, чему вы поклоняетесь, кромеТого, Кто создал меня. Поистине, Он поведёт меня по прямому пути!”» (Украшения, 26-28).

Всевышний Аллах сказал также:

«Они взяли книжников и монахов своих за господ себе, помимо Аллаха...» (Покаяние, 31).

Всевышний сказал:

«Есть среди людей и такие,которые придают Аллаху равных; они любят их так, как любят Аллаха. Ноте, которые уверовали, сильнее любят Аллаха»**. (Корова, 165).

*Ибн аль-Каййим сказал: «В этом аятеупоминаются три весьма значительных понятия: любовь, то есть стремлениеприблизиться и найти дорогу благодаря праведным делам, надежда и страх.Это — подлинный таухид и подлинная религия Ислама».

**Все, кто приобщает к Аллаху равных,взывает к ним помимо Аллаха, просит у них помощи, надеется на них визбавлении от нужды и удалении печали, подобны поклоняющимся могилам,тагуту и идолам. Они, несомненно, возвеличивают и любят их наряду сАллахом, если вообще они любят Всевышнего Аллаха, поскольку подлиннаялюбовь к Аллаху невозможна без познания Его величия, имён и качеств.Они произносят слова «нет божества, кроме Аллаха», совершают Намазы,держат пост, однако приобщают к Аллаху равных в любви, и это губит всё,что они говорят и делают, потому что ни одно деяние мушрика непринимается и не получит благополучного конца. Произнося слова «нетбожества, кроме Аллаха», они не выполняют ни одного условия, котороготребует это великое свидетельство.

Ибн аль-Каййим сказал: «Таухид Любимого не позволяет разделять любовь к Нему с другими, и вся его [раба Аллаха. — Ред.] любовь отдана Аллаху в поклонении Ему. Таухид любви достигается тогда,когда в душе не остаётся любви, которую бы человек не отдал Ему. И эталюбовь является величайшим благом для раба, его блаженством и радостью.Для души не будет блага и блаженства, пока Аллах и Его посланник небудут для него более любимы, чем кто-либо иной, и пока в его сердцеостанется любовь к кому-нибудь, кроме Аллаха. Такой человек любиттолько Аллаха, и как сказано в достоверном хадисе: “Человек ощутитсладость веры тогда, когда обнаружит в себе три чувства: когда онвозлюбит Аллаха и Его посланника Да благословит его Аллах и приветствуетбольше всего на свете, когда он возлюбит другого человека только радиАллаха, а также тогда, когда ему будет ненавистно возвращение вневерие, после того, как Аллах спас его от этого, так же, какненавистно ему быть брошенным в Огонь”.

Любовь к Его посланнику Да благословит его Аллах и приветствуетявляется проявлением любви к Аллаху. Если любовь к человекуиспытывается ради Аллаха, то она также является проявлением любви кПосланнику Да благословит его Аллах и приветствует . Если же она не ради Аллаха, то это является недостатком и слабостью любви к Посланнику Да благословит его Аллах и приветствует. Эта любовь подтверждается отвращением к самому ненавистному дляВозлюбленного — неверию. Это отвращение подобно отвращению к тому,чтобы быть брошенным в Огонь, или даже сильнее. Без сомнения, этоотносится к величайшей любви.

Многие люди ставят во главу угла любовь к самим себе. Однако если жечеловек отдаёт предпочтение любви к вере в Аллаха перед любовью ксамому себе настолько, что если бы ему пришлось выбирать между невериеми Адом, он выбрал бы Ад, а не неверие, то он действительно любит Аллахабольше себя самого».

В «ас-Сахихе» Муслима приводится следующий хадис Пророка Да благословит его Аллах и приветствует :

Неприкосновенны имущество ижизнь того, кто сказал «нет божества, кроме Аллаха» и отрёкся отпоклонения всему, кроме Аллаха. Он будет держать ответ пред Аллахом,Всемогущ Он и Велик. ( Муслим, 23).

Разъяснению этой главы посвящены всеостальные главы этой книги. Данная же глава содержит самые крупные иважнейшие вопросы: смысл таухида и свидетельства с приведениемнаглядных примеров.

Аят из суры «Перенёс ночью» содержитответ мушрикам, которые взывали к праведникам. В аяте разъясняется, чтоподобные действия являются величайшим ширком.

В аяте из суры «Покаяние» говорится отом, что обладатели Писания приняли своих книжников и монахов за господнаряду с Аллахом. Разъясняется, что им было повелено поклоняться толькоОдному Богу [Аллаху. — Ред.], а несложный для понимания смыслэтого аята состоит в том, что учёным и верослужителям следуетподчиняться в повиновении Аллаху, но не отвечать на их призыв кнеповиновению.

К этому же относится и высказывание пророка Ибрахима, мир ему, обращённое к неверным: «Я не причастен к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто создал меня...» (Украшения, 26-27). Тем самым он исключил из объектов поклонения всё,кроме его Господа. Всевышний упомянул, что такое отречение ипреданность представляют собой смысл свидетельства «нет божества, кромеАллаха».

Всевышний сказал:

«И сделал он это словом, пребывающим в потомстве его, — может быть, они вернутся!» (Украшения, 28).

Приводится также аят из суры «Корова», в котором Аллах сказал о неверных: «...и не выйдут они из Огня» (Корова, 167). В нём сказано, что они любят свои предметы поклонениятак, как любят Аллаха. Это означает, что они любят Аллаха великойлюбовью, но Он не допустил их в Ислам. Что же тогда говорить о тех, ктовозлюбил свои предметы поклонения сильнее, чем Аллаха? И что можносказать о том, кто любит свой предмет поклонения и не любит Аллахавовсе?

Сюда же относится и высказывание Пророка Да благословит его Аллах и приветствует :

Неприкосновенны имуществои жизнь того, кто сказал «нет божества, кроме Аллаха» и отрёкся отпоклонения всему, кроме Аллаха. Он будет держать ответ пред Аллахом...

Эти слова разъясняют смысл формулы «нетбожества, кроме Аллаха». Её произнесение само по себе не обеспечиваетнеприкосновенности жизни и имущества, также не обеспечивают этого нипонимание смысла свидетельства наряду с его произнесением, ни егоподтверждение, ни обращение в Намазах к Одному только Аллаху, уКоторого нет сотоварища. Имущество и жизнь человека будутнеприкосновенны лишь тогда, когда всё указанное выше будет дополненополным отвержением всех объектов поклонения, кроме Аллаха. Любое жесомнение или колебание лишает неприкосновенности имущество и жизньчеловека. Насколько велика и грандиозна эта проблема! И насколько жеубедительно и красноречиво данное разъяснение, и наскольконеопровержимы аргументы для любого спорщика!

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ШЕСТОЙ

Понятия «таухид» и «свидетельство»одинаковы по смыслу и употребляются как синонимы. Как сказал автор, дасмилостивится над ним Аллах, это является одним из важнейших вопросов.

Истинный смысл таухида — это знание и признание Единственности Господаво всех качествах совершенства, а также преданность и искренность впоклонении Ему.

Особое значение здесь имеют два обстоятельства:

— во-первых, полное отрицаниебожественности всего, кроме Аллаха. Человек должен знать и бытьубеждённым в том, что обожествления и поклонения не заслуживает ни однавещь и ни один из людей, будь то посланный Аллахом пророк, великиймонарх, либо кто-нибудь ещё. Такое качество не дано ни одному из людейи не может быть присущим никому;

— во-вторых, утверждение Божественноститолько Всевышнего Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища, ЕгоЕдинственности во всех смыслах Божественности, представляющей собойпредел совершенства. Чтобы раб Аллаха достиг подлинной искренности всвидетельстве веры пред Аллахом, одной убеждённости недостаточно. Ондолжен быть преисполненным покорности, веры и чистосердечия, должентщательно соблюдать права Аллаха и права Его творений, будучиустремлённым тем самым к лику Аллаха, Его благосклонности и Его награде.

Человек должен знать, что для полногоуяснения и достижения таухида человек обязан отречься от поклонениявсему, кроме Аллаха. Ему должно быть известно, что приобщение к Аллахуравных, проявление к ним любви такой же, как к Аллаху, покорность им,как и Аллаху, а также труд во имя их, подобно труду во имя Аллаха,полностью противоречат смыслу формулы «нет божества, кроме Аллаха».

Автор разъясняет что лучше всего значение слов «нет божества, кроме Аллаха» раскрывает высказывание посланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует :

Неприкосновенны имуществои жизнь того, кто сказал “нет божества, кроме Аллаха” и отрёкся отпоклонения всему, кроме Аллаха. Он будет держать ответ пред Аллахом,Всемогущ Он и Велик.

Однако само по себе произнесение этихслов не обеспечивает неприкосновенности жизни и имущества; также необеспечивают этого ни понимание смысла свидетельства наряду с егопроизнесением, ни его подтверждение, ни обращение в Намазах к Одномутолько Аллаху, у Которого нет сотоварища. Имущество и жизнь человекабудут неприкосновенны лишь тогда, когда всё указанное выше будетдополнено полным отвержением всех объектов поклонения, кроме Аллаха.Любое же сомнение или колебание лишает неприкосновенности имущество ижизнь человека.

Отсюда вытекает необходимостьубеждённости в обязательности поклонения только Одному Аллаху, непридавая Ему сотоварищей, а также словесного и душевного подтвержденияэтого. Необходимо поклоняться только Одному Аллаху и подчиняться толькоЕму и Его повелениям. Необходимо также отречься от всего того, чтопротиворечит этому в решениях, словах и делах.

Это может быть достигнуто лишь любовьюк исповедующим таухид Аллаха, преданностью им и оказанием им всяческойпомощи, а также ненавистью и враждой по отношению к неверным имушрикам. Здесь бесполезны голые слова и пустые утверждения, посколькунеобходимо сочетание знания, убеждённости, слова и дела. Все этиаспекты неотъемлемы один от другого, и когда недостаёт одного из них,все остальные также становятся недействительными. Хотя Аллаху этоведомо лучше.


Книга Единобожия

Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика