Глава 7 НОШЕНИЕ КОЛЬЦА, ШНУРКА ИЛИ БЕЗДЕЛУШКИ ДЛЯ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ БЕДЫ ИЛИ ЕЁ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ШИРКОМ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Недопустимость ношения колец, шнурков и других амулетов, так как это считается ширком.
2. Слова Пророка о том, что сподвижник, о котором говорится в хадисе, не достиг бысчастья, если бы умер с кольцом на руке. Это подтверждает высказываниесподвижников о том, что даже малый ширк хуже смертных грехов.
3. Невежество не может служить этому оправданием.
4. Амулет не только не приносит пользы в этом мире, но и вредит, поскольку Пророк сказал: ...ибо оно лишь увеличивает твою слабость.
5. Порицание тех, кто поступает подобным образом.
6. Разъяснение того, что каждый, кто носит что-либо подобное, уповает на этот предмет.
7. Провозглашение мушриком того, кто надел на себя амулет.
8. Подвязывание шнурка от лихорадки также является ширком.
9. Чтение Хузейфой аята свидетельствует о том, что сподвижники Пророка использовали аяты Корана, относящиеся к великому ширку, в качестведоказательства для выявления и осуждения малого ширка, как упомянул обэтом Ибн Аббас в отношении аята из суры «Корова».
10. Навешивание на себя раковины от сглаза также является ширком.
11. Проклинание того, кто повесил насебя амулет, с тем чтобы Аллах не дал ему благого конца, и того, ктоповесил на себя раковину, с тем чтобы Аллах не дал ему убежища,означает, что Аллах отказался от таких людей.
Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: “Думали ли вы о тех, ккоторым взываете помимо Аллаха? Если пожелает Аллах причинить мне вред,избавят ли они от Его вреда? Или если Он пожелает мне милость, удержатли они Его милость?” Скажи: “Довольно мне Аллаха, на Него уповаютуповающие!”» (Толпы, 38).
Имран ибн Хусайн рассказывал:
Однажды Пророк увидел одного человека сжёлтым кольцом на руке и спросил его: “Что это такое?” Человек ответил:“Я ношу его, чтобы меня не постигла слабость”. Пророк сказал: Немедленносними его, ибо оно лишь увеличивает твою слабость. Если ты умрёшь сэтим кольцом на руке, то никогда не достигнешь счастья. Этот хадис передал Ахмад с неплохим иснадом. (Ахмад 4/445, Ибн Маджа (3531),Ибн Хиббан (1410), (1411), аль-Хаким; достоверный хадис).
Он же приводит хадис Укбы ибн Амира о том, что Пророк сказал:
Тому, кто повесил на себя амулет*, Аллах не даст благого конца, а тому, кто повесил на себя раковину, Аллах не даст убежища. ( Ахмад 4/154, Ибн Хиббан (1443), Аль-Хаким 4/417 назвал его достоверным, с чем согласился и аз-Захаби).
*Абу ас-Саадат сказал, что амулеты —это «бусины, которые арабы надевали на детей, чтобы, как онипредполагали, уберечь их от сглаза. Ислам раскрыл ложность этого».
Данная глава показывает, что люди,сердца которых привязываются к чему-либо помимо Аллаха в надежде наобретение благополучия и избавление от вреда, совершают великий ширк.Всевышний сказал: «О люди! Приводится притча — прислушайтесьже к ней! Поистине, те, к кому вы взываете помимо Аллаха, не сотворят иодной мухи, даже если
они соберутся все вместе для этого. А если муха похитит у нихчто-нибудь, они не смогут отнять это у неё. Слаб и просящий, ипросимый!» (Хадж, 73).
Что же заставляет людей сегодня отвернуться от Аллаха и вверять собственных детей бусинкам и верёвкам?! Ведь Всевышний сказал: «Те,которые взяли себе покровителей помимо Аллаха, подобны пауку, которыйустроил себе дом. А ведь слабейший из домов, конечно же, дом паука,если бы они знали!» (Паук, 41).
В другой ривайе говорится:
Кто повесил на себя амулет, тот совершил ширк. ( Ахмад 4/156, Аль-Хаким 4/417; достоверный хадис).
Ибн Абу Хатим передал, что «Хузейфа, увидев на руке одного человека шнурок от лихорадки, сорвал его и прочитал следующий аят: «Не верует большая часть из них в Аллаха без того, чтобы не приобщать к Нему сотоварищей!» (Йусуф, 106).
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ СЕДЬМОЙ
Понимание этой главы зависит от знанияхарактера причин. Говоря конкретно, раб Аллаха при оценке характерапричин должен учитывать три обстоятельства:
— во-первых, считать что-то причинойтолько в том случае, если эта причина является причиной по Шариату илипо предопределению Аллаха;
— во-вторых, раб Аллаха обязанполагаться не на сами причины, как таковые, а на Первопричину иПредопределяющего, действуя в рамках Шариата и стремясь к полезному;
— в-третьих, необходимо знать, что какбы велики и сильны ни были причины, они неотвратимо связаны сПредопределением Аллаха. В этом Всевышний Аллах поступает, как Емуугодно. Если Ему угодно, то Он оставляет их причинность действующей,как они есть в соответствии с Его мудростью, чтобы рабы Аллахадействовали согласно им, познавая тем самым совершенство мудрости Его,увязавшего обстоятельства и следствия со своими причинами. В ряде жеслучаев Аллах изменяет причины, как Ему угодно, чтобы рабы Его неполагались на них и познавали совершенство Его могущества. Абсолютноеже действие и абсолютная воля принадлежит только Аллаху. Именно такимдолжен быть теоретический и практический подход каждого раба Аллаха ковсем причинам.
Исходя из вышеизложенного, ношениекольца, шнурка или тому подобного с целью избавления от случившейсябеды или её предотвращения является ширком, так как если носящий ихубеждён в том, что это избавляет от беды или предотвращает её, то онвпадает в великий ширк.
Это является ширком в отношениигосподства Аллаха, Единственного Творца и Управителя, поскольку Емуприписывается сотоварищ в сотворении и управлении всеми делами.
Одновременно это является и ширком впоклонении, поскольку имеет место обожествление не Аллаха, упование наэтот объект обожествления всем сердцем и надежда на то, что он принесетпользу, что является ширком, даже если человек и считает, что Аллахявляется Единственным Избавителем и Отвратителем. Быть же убеждённым,что это является причиной избавления от беды, означает установление несоответствующей Шариату и непредопределённой причины. А такой подходявляется запрещённым и противоречащим Шариату и Предопределению.
Шариат строжайшим образом запрещает это, а то, что запрещено Шариатом, не может являться полезной причиной.
С точки зрения же Предопределения, этоне является ни известным, ни неизвестным средством обретения желаемогои не относится к разряду разрешённых и полезных средств. Подобныедействия (ношение кольца, шнурка и т.п.) обязательно ведут к ширку,поскольку они неизбежно влекут за собой упование на эти предметы отчистого сердца, что является разновидностью ширка и обстоятельством,ведущим к нему.
Если всё указанное выше не являетсязаконным средством для изыскания благосклонности Аллаха и Его награды,которое Он установил устами Своего пророка а также не является предопределённым известным или провереннымсредством, типа разрешённых лекарств, однако вместе с тем в сердцечеловека проникла убеждённость в их пользе и надежда на них, товерующий обязан отбросить их во имя усовершенствования собственной верыи обретения таухида. Когда же человек обретает таухид, то в его сердцеуже нет места для того, что несовместимо с этим убеждением.
Искреннее же упование на то, от чегоничто не зависит и что не приносит никакой пользы, а только чистыйвред, можно считать недостаточным умственным развитием.
Шариат подразумевает совершенствованиерелигии людей путём искоренения поклонения идолам и живым творениям,достижение совершенства ума путём отказа от всяких мифов и небылиц,серьёзность в полезных и развивающих сознание делах, очищающих душу,улучшающих духовные и материальные стороны жизни. Хотя Аллаху этоведомо лучше.
Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб
-----------------------------28642240529305Content-Disposition: form-data; name="user"muslimah