Глава 9 ОБ ИСПРАШИВАНИИ БЛАГОСЛОВЕНИЯ У ДЕРЕВЬЕВ, КАМНЕЙ И ТОМУ ПОДОБНЫХ ВЕЩЕЙ

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Смысл аятов 19—20 из суры «Звезда».

2. Поверхностное знание новообращёнными мусульманами того, чего они требовали*.

3. Однако они этого не совершили.

4. Их цель состояла в том, чтобы тем самым приблизиться к Аллаху, поскольку они предполагали, что это угодно Ему.

5. Если им это не было известно, то другие были ещё более невежественны.

6. За ними есть добрые дела и обещание прощения от Аллаха, чего нет у других.

7. Пророк Да благословит его Аллах и приветствует не извинил их, а ответил им следующими словами: Аллах Велик! Это всё обычаи прошлого!.. Поистине, вы следуете обычаям тех, кто были прежде вас! Таким образом, дело усугубляется тремя обстоятельствами, изложенными в следующих трёх пунктах.

8. Главное из них состоит в том, что он Да благословит его Аллах и приветствует сообщил им о сходстве их просьбы с просьбой сынов Израилевых, когда они сказали Мусе, чтобы он сделал им божество.

9. Отрицание этого содержится в смысле слов «нет божества, кроме Аллаха».

10. Пророк Да благословит его Аллах и приветствует поклялся при вынесении фетвы, а он клялся только для блага.

11. В просьбе сделать божество проявляется великий и малый ширк, поскольку они [сыны Израилевы. — Ред.] не отреклись от сказанного ими**.„

12. Их слова о том, что они ещё не так давно были неверными, свидетельствуют, что другим это было известно.

13. Возвеличивание Аллаха при удивлении, вопреки тому, что некоторые порицают это.

14. Запрет уподобляться людям времён джахилиййи.

15. Общее правило в силу сказанного «Это всё обычаи...»

16. Это является одним из пророческих возвещений, поскольку случилось именно так, как было возвещено.

17. Всё, за что Аллах порицал иудеев и христиан в Коране, относится и к мусульманам.

18. У них [иудеев и христиан. — Ред.] установлено, что обряды поклонения основаны на приказе. Слова же Пророка Да благословит его Аллах и приветствуетявляются предупреждением в вопросах о могиле***. Что касается вопроса«Кто Господь твой?», то ответ ясен. Что касается вопроса «Кто пророктвой?», то им является тот, кто возвещает им сокровенное. Что жекасается вопроса «Какова твоя религия?», то это выясняется из их слов«Сделай и нам божество...» и т.д.

19. Дорога обладателей Писания осуждена, как дорога мушриков.

20. Из слов [Абу Вакида ал-Лейси. — Ред.], переходящего от лжи к истине — «...мы были ещё новыми мусульманами,недавно отказавшимися от неверия...» — становится ясно, что нельзяверить в то, что в сердцах таких людей не остались остатки прежнихобычаев.

*Они не просили Пророка Да благословит его Аллах и приветствуетсделать для них божество, которому бы они поклонялись помимо Аллаха,поскольку они уже отказались от этого. Но они просили указать им надерево, у которого они испрашивали бы благословения, не желая молитьсяи давать милостыню ради него. Им было объяснено, что подобноеиспрашивание благословения является великим ширком, даже если ради негоне совершается Намаз, и раскрыта ложность предположений доисламскихмушриков в отношении этого.

**То, что потребовали от святого Пророка Да благословит его Аллах и приветствует эти новообращённые мусульмане, не являлось малым ширком, иначе Пророк, Да благословит его Аллах и приветствует указал бы на их сходство с народом Мусы и не поклялся бы при

этом. Подобная просьба сынов Изралевых была великим ширком, однако этисподвижники не стали неверными, поскольку они недавно приняли Ислам.Кроме того, они не совершили этого, а обратились к посланнику Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует который показал им истину.

***Ибн Теймийа сказал: «Учёные единодушны в том, что тот, кто посещает могилу посланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует или могилу другого пророка или праведника, будь то сподвижник или член семьи Пророка Да благословит его Аллах и приветствуетне должен обтирать их руками или целовать их. В мире нет предметов,целовать которые разрешено по Шариату, кроме Чёрного камня. В обеих“ас-Сахихах” приводится хадис о том, что Умар сказал: “Клянусь Аллахом,я знаю, что ты — просто камень, не приносящий ни вреда, ни пользы, иесли бы я не видел, что посланник Аллаха, да благословит Аллах его иего семью и ниспошлёт им мир, целовал тебя, то я не поцеловал бы тебя»(Муслим, [1270]).

Всевышний Аллах сказал:

«Видели ли вы ал-Лат, и аль-Уззу, и Манат — третью, иную?».* (Звезда, 19—20).

*Ал-Лат, аль-Узза и Манат — основныеидолы арабских язычников. Ал-Лат поклонялось племя Сукайф, аль-Уззе —Курайш и бану Кинана, а Манат — бану Хилаль, аль-Аус и аль-Хазрадж. ИбнХишам сказал, что Манат была также идолом племён Хазиль и Хазаа.

Арабы давали имена своим идолам,производя их от имён Всевышнего Аллаха. Аль-Амаш сказал, что имя ал-Латпроизошло от имени Аллаха «аль-Илаh» (Божество), а аль-Узза — от Егоимени «аль-Азиз» (Могущественный). Имя Манат произошло от имени Аллаха«аль-Маннан» (Всемилостивый). Говорят также, что оно произошло отглагола «мана» (проливать [кровь]), так как в этом месте идолуприносились жертвы».

Ибн Касир передал, что аль-Латпредставляла собой белую скалу в Таифе, на которой был построен храм спокрывалом, окружённый забором. При идоле были служители. Племя Сукайфи их последователи гордились своим идолом перед всеми арабами, кромекурайшитов. Ибн Хишам передал, что его разрушили и сожгли аль-Мугираибн Шу(ба и Абу Суфйан ибн Харб по приказу Пророка Да благословит его Аллах и приветствует . Позже на этом месте построили мечеть.

Аль-Узза, как передал Ибн Джарир,представляла собой дерево в Нахле (между Меккой и Таифом), над которымбыло сооружено строение с покрывалом. В день битвы при Ухуде Абу Суфйансказал: «Аль-Узза для нас, и нет Уззы для вас». Посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствуетсказал: «Говорите: “Аллах — наш Покровитель, и нет у вас покровителя”»(аль-Бухари 7/269-272, 6/113, 114, Ахмад 4/293 от аль-Бара(а ибн Азиба,Ахмад 1/463 от Ибн Масуда). Ибн Хишам передал, что аль-Уззу разрушилХалид ибн аль-Валид после покорения Мекки.

Манат находилась около Кудайда (междуМеккой и Мединой), как передал об этом аль-Бухари 8/472 от Аиши. Отсюдаотправлялись в Хадж племена аль-Аус и аль-Хазрадж. Посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует послал Али разрушить её в год покорения Мекки.

Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Пришла истина, и ложь исчезла: поистине, ложь исчезающа!”» (Перенёс ночью, 81). Идолы не принесли пользы и не отвратили вреда от тех, кто приобщал их к Господу миров. Аллах сказал: «Они— только одни имена, какими назвали их вы и отцы ваши. Аллах не посылалникакого подтверждения этому. Они следуют только предположениям и тому,к чему склонны души, даже тогда, когда пришло к ним от Господа ихруководство» (Звезда, 23).

Абу Вакид ал-Лейси рассказывал: «Вместес посланником мы отправились в Хунайн. В то время мы были ещё новымимусульманами, недавно отказавшимися от неверия, а у мушриков былодерево, у которого они собирались для своих обрядов, развешивая на нёмсвоё

оружие, и которое называли Зат Анват (“имеющий подвески”). Так вот,когда мы проезжали мимо этого дерева, то сказали: “О посланник Аллаха,сделай и нам Зат Анват — такой же, как и у них”. Посланник Аллахаответил нам: Аллах Велик!Это всё обычаи прошлого! Клянусь Тем, Кому принадлежит моя душа, выпопросили то же, что попросили у Мусы сыны Израилевы: “Сделай и намбожество —такое же, как и у них”. Он сказал : «Истинно, вы — народ невежественный!» (Преграды, 138). Поистине, вы следуете обычаям тех, кто был прежде вас!. Этот хадис передал ат-Тирмизи и назвал его достоверным. (Ат-Тирмизи (2181)сказал, что это хороший достоверный хадис, и это действительно так;Ахмад 5/218).

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ДЕВЯТОЙ

Указанное в данной главе относится кширку и является деяниями мушриков. Все учёные-богословы единодушны втом, что испрашивание благословения у деревьев, камней, святых мест,могил и тому подобного не соответствует Шариату. Подобное испрашиваниеблагословения является чрезмерностью, которая впоследствии ведёт кобращению к ним с молитвой и поклонению им. А это уже будет, как былосказано выше, великом ширком, за что предусмотрено великое наказание.Данное положение распространяется на всё, в том числе и на местомолитвы Ибрахима, место захоронения Пророка Да благословит его Аллах и приветствует Иерусалимскую скалу и другие святые места.

Что же касается прикосновения к Чёрному камню [Чёрный камень Каабы по-арабски называется «аль-Хаджар аль-Асвад». — Ред.], целования, а также прикосновения к восточному «Йеменскому» углу Каабы,то это является поклонением Аллаху, возвеличиванием Его, смирение предЕго Величественностью, в чём и состоит дух истинной набожности.

Таким образом, это являетсявозвеличиванием Творца и исповеданием Его религии, в то время как любоеиное является возвеличиванием сотворённого и его обожествлением.Разница между этими двумя понятиями такая же, как разница междумольбой, обращённой к Аллаху, представляющей собой преданность итаухид, и взыванием к сотворённому Аллахом, которое является ширком иидолопоклонством.



Книга Единобожия

Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика