Глава 11 НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ АЛЛАХУ В ТОМ МЕСТЕ, ГДЕ ПРИНОСИТСЯ ЖЕРТВА НЕ АЛЛАХУ


РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Смысл высказывания Аллаха «...Не стой в ней [в мечети, устроенной из неверия] никогда...» (Покаяние, 108).

2. Грех и неповиновение оказывают воздействие и на землю, так же, как и подчинение.

3. Перевод сложного вопроса в разряд простых для преодоления его сложности.

4. Обращение за разъяснением к муфтию при необходимости.

5. Давать обет исполнить какой-либо обряд поклонения в каком-либо месте разрешается, если для этого нет никаких препятствий.

6. Этого делать не разрешается, если в данном месте находился один из языческих идолов, даже если это было в прошлом.

7. Это не дозволено также в том случае, если в данном месте проходили празднества язычников, даже если это и было в прошлом.

8. Исполнять обет в данном месте нельзя, так как такой обет является греховным.

9. Предупреждение о недопустимости уподобляться мушрикам в их празднествах, даже если это происходит непреднамеренно.

10. Нельзя давать обет в неповиновении Аллаху или грехе.

11. Сын Адама не должен давать обет в том, чем он не владеет.

Всевышний Аллах сказал:

«...Не стой в ней [в мечети, устроенной из неверия] никогда:мечеть, основанная на богобоязненности с первого дня, достойнее, чтобыты в ней стоял. В ней — люди, любящие очищаться, и Аллах любиточищающихся!»* (Покаяние, 108).

*Ибн Касир по поводу этого аята сказал:«До приезда посланника Аллаха в Медину в ней жил человек по имени АбуАмир ар-Рахиб, принявший христианство во времена джахилиййи. Послетого, как посланник Аллаха приехал в Медину, и возвысилось дело Исламаи мусульман при Бадре, Посланник призвал его к Исламу. Однако онотказался, бежал в Мекку, а затем в Хиракль и призвал его жителейвыступить войной против мусульман. Они пообещали ему это, и он осталсяу них. Затем он написал группе людей из своего племени, что он прибудетс армией и отвратит Мухаммада от его дела. Он приказал им построить длянего бастион с наблюдательным пунктом. С этой целью они начали строитьмечеть около мечети Куба(, а после того, как закончили её, попросилипосланника Аллаха [который в это время собирался в поход на Табук. — Ред.], совершить в ней Намаз. Пророк ответил: «Когда вернёмся, если пожелаетАллах, так как мы собираемся в дорогу». На обратном пути из Табука,когда до Медины оставалась часть дня пути, к нему спустился Джибриль свестью о “мечети вреда” (масджид ад-дирар), которая была устроена дляневерия и разделения среди мусульман. Посланник Аллаха послал людейразрушить её до основания ещё до своего прибытия в Медину». (Описываяэти события, Ибн Касир опирался на ривайи Саида ибн Джубейра,Муджахида, Урвы ибн Зубайра, Катады и др.)

Всевышний сказал: «О тех,которые устроили мечеть для вреда, неверия и разделения среди верующих,чтобы она была местом засады тех, кто ранее воевал с Аллахом и Егопосланником, — они будут, конечно, клясться: “Мы желали толькоблагого!” — о них Аллах свидетельствует, что они — лжецы» (Покаяние, 107). В подобных мечетях Аллах запретил совершать Намазы, а затем повелел Пророку Да благословит его Аллах и приветствуетсовершить Намаз в мечети Куба(, которая с первых дней была основана набогобоязненности и была бастионом для Ислама и его приверженцев.Поэтому посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Намаз в мечети Куба( подобен Умре» (Ибн

Маджа (1411), ат-Тирмизи (324) от Асада ибн Захира аль-Ансари; Ахмад3/487, ан-Насаи 2/72, Ибн Маджа (1412) от Сахла ибн Ханифа).

О том, что в аяте речь идёт о мечетиКуба(, говорили Ибн Аббас, Урва, Атиййа, аш-Шааби, аль-Хасан и др.Однако в одном из хадисов от Абу Саида говорится: «Однажды два человекаупорно спорили о мечети, “основанной на богобоязненности с первогодня”. Один говорил: “Это — мечеть Куба(, другой же говорил: “Это —мечеть посланника Аллаха”. Услышав их спор, посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствуетсказал: “Это — моя мечеть”». (Ахмад 3/8, ат-Тирмизи (3098), ан-Насаи2/36, Муслим (1398)). Этого толкования придерживались Умар, Абдулла ибнУмар, Зейд ибн Сабит и др.

Ибн Касир сказал: «Этот хадис являетсядостоверным, однако между ним и аятом нет противоречий, так как мечетьКуба( была основана с первого дня на богобоязненности так же, как имечеть посланника Аллаха, в отличие от “мечети вреда”, основанной нанеповиновении Аллаху».

Из этого аята становится ясно, чтосовершать Намаз или какой-либо другой обряд поклонения в мечетях,основанных на неповиновении Аллаху, нежелательно. Ибн Теймийа сказал:«Мусульманские учёные не разрешали строить мечети на могилах, даватьмогилам обеты, приносить в качестве даров ни дирхема, ни масла, нисвечки, ни животных и ничего иного. Все эти обеты являются грехами. В“ас-Сахихе” аль-Бухари приводится хадис Пророка Да благословит его Аллах и приветствует который сказал: Тот,кто дал обет быть покорным Аллаху, пусть будет покорным Ему, а тот, ктодал обет ослушаться Аллаха, не должен Его ослушиваться... Поэтому ни один из учёных-салафов не говорил, что Намаз у могил или у машхадов(могил святых) является предпочтительным, либо имеет какое-либопреимущество, или что Намаз или мольба там лучше, чем в каком-либодругом месте. Напротив, все они единодушны в том, что Намаз в мечетиили дома лучше Намаза у могил, будь то могила пророка или праведника,называемая машхадом или нет».

Шейх Абд аль-Азиз ибн Баз сказал: «Еслив мечети находится могила, то Намаз в ней неверен, независимо от того,находится ли эта могила позади молящихся, перед ними, справа или слеваот них, поскольку Пророк сказал: Аллах проклял иудеев и христиан, воздвигнувших на могилах своих пророков храмы ».

Сабит ибн ад-Даххак рассказывал:«Однажды один человек дал обет зарезать жертвенного верблюда в Буане испросил об этом мнение Пророка Да благословит его Аллах и приветствует. Тот спросил: “Стоял ли на том месте какой-нибудь языческий идол,которому поклонялись люди?” Ему ответили: “Нет”. Пророк опять спросил:“А проходили ли там какие-нибудь празднества идолопоклонников?* Людиответили: “Нет, не проходили”. Тогда посланник Аллаха сказал:

Исполняй свой обет, так как не следует исполнять обет, данный в неповиновении Аллаху, а также в том, чем не владеет сын Адама**. Этот хадис передал Абу Дауд и его иснад достоверен по условиям аль-Бухари и Муслима. (Абу Дауд (13313); достоверный хадис).

*Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа сказал:«Празднество — это понятие, подразумевающее под собой общие собрания,регулярно повторяющиеся через год, неделю, месяц и т. д. Подпразднествами здесь [в хадисе. — Ред.] имеются в виду собрания времён джахилиййи.

Празднество объединяет несколькособытий: день праздника, например день «аль-Фитр» (праздник розговенья)или день «аль-Джум(а» (Пятничный Намаз), а также следующие за этимобряды поклонения и обычаи. Оно может приурочиваться к определённомуместу либо быть всеобщим. Все подобные дела называются празднествами».

Таким образом, признаками проведенияпразднеств являются приурочивание их к определённому времени, месту, атакже совершение определённых обрядов во время общего собрания людей.Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа показал, что признаками празднеств являютсяименно эти понятия, сказав: «Время — это потому что Пророк сказал о дне«аль-Джум(а»:

Этот день Аллах сделал для мусульман праздником ( Ахмад 2/303 от Абу Хурайры, Малик 1/65 и Ибн Мажда (1098) от Ибн Аббаса; достоверный хадис).

Собрания и обряды — потому, что ИбнАббас рассказывал: “Я присутствовал на празднестве вместе с посланникомАллаха” (аль-Бухари 2/387, 9/299, ан-Насаи 3/192. Абу Дауд (1146),Ахмад 1/242).

Место — потому, что Пророк Да благословит его Аллах и приветствует сказал: Не устраивайте на моей могиле празднеств ( Ахмад 2/367, Абу Дауд (2042) от Абу Хурайры)».

**Если мусульманин дал обет совершитьдеяние, запрещённое Аллахом, то он не должен его исполнять. В отношенииже того, должен ли подобный обет искупляться, мнения разделились. ИбнМасуд, Ибн Аббас, Абу Ханифа и другие считали, что его искуплениеобязательно. Они опирались на хадис Аиши о том, что Пророк Да благословит его Аллах и приветствует сказал: Нет обета в неповиновении [Аллаху. — Ред.], а искупление его — такое же, как и искупление клятвы [при её несоблюдении. — Ред.] (Абу Дауд (3290), ат-Тирмизи (1254), Ибн Маджа (2125), ан-Насаи 7/26-27, Ахмад 6/247; достоверный хадис).

Аш-Шааби, имам аш-Шафии и другиеполагали, что для подобного обета искупление не требуется. Ониосновывались на том, что в хадисе Сабита не упоминается искуплениеэтого. Опровержением этого мнения является то, что искуплениеупоминается в другом хадис.

Нельзя также давать обет в том, чемчеловек не владеет, например говорить: «Если Аллах излечит моегобольного, то я освобожу раба такого-то человека». Но если дающий обетсказал: «Если Аллах излечит моего больного, то я освобожу раба илисделаю что-либо», — однако он этим пока ещё не владеет, то этот обетостаётся на нём до того времени, когда он сможет его исполнить. Этосказал Али аль-Кари в своём труде «Шарх аль-Масабих».

Запрещается также исполнять обеты, данные в гневе, так как Пророк Да благословит его Аллах и приветствует сказал: Нет обета, данного в гневе, а искупление его — такое же, как и искупление клятвы (Ахмад 4/439, ан-Насаи 7/28, 29 от Имрана ибн Хусайна). Обет всовершении нежелательного действия, такого как развод, лучше невыполнять и искупить. Обет, данный в совершении свободного действия(мубах), разрешён, на что указывает хадис, приведённый Ахмадом иат-Тирмизи от Бурайды, а также Абу Даудом: «Одна женщина сказала: “Опосланник Аллаха! Я дала обет ударить в бубны над твоей головой”. Онсказал: “Исполни свой обет”» (Абу Дауд (3312), Ахмад 5/353 и 356;хороший хадис).

Всевышний сказал: «Аллах невзыскивает с вас за празднословие в ваших клятвах, но взыскивает с васза то, что вы связываете себя клятвами. Искупление этого — накормитьдесять бедняков средним из того, чем вы кормите свои семьи, или одетьих, или освободить раба. А кто не найдёт, тому поститься три дня. Это —искупление ваших клятв, которыми вы поклялись. Охраняйте же клятвываши!» (Трапеза, 89).

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ОДИНАДЦАТОЙ

Насколько же хорошо, что данная главаследует за предыдущей, в которой говорилось о конечной цели — великомширке, тогда как в этой излагаются пути, непосредственно к немуведущие. Место, в котором мушрики делают жертвоприношения своимбожествам, приобщая их к Аллаху, становится одним из языческих капищ.Отсюда вытекает, что если мусульманин сделает своё жертвоприношение вэтом же месте, хотя бы и обращая жертвоприношение к Аллаху, онуподобится мушрикам и станет их соучастником на этом капище. А какизвестно, внешнее соответствие влечёт за собой внутреннее, в результатечего человек склоняется к мушрикам.

Именно по этой причине Законодательзапретил уподобляться неверным в их обрядах, обычаях, одеждах, а такжево всём том, что им присуще. Цель этого заключается в том, чтобы дажечисто формально и внешне мусульмане не походили на них, ибо этонепосредственно приводит к склонению к ним и подчинению им.

Чтобы избежать запрещённогоуподобления, запрещено даже совершение дополнительных Намазов в товремя, когда мушрики поклоняются и совершают Намазы не Аллаху.






Книга Единобожия

Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика