Глава 14 ПРОСИТЬ О ПОМОЩИ НЕ У АЛЛАХА ИЛИ ВЗЫВАТЬ НЕ К АЛЛАХУ ЯВЛЯЕТСЯ ШИРКОМ


РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Употребление слова «взывать» после«просить о помощи» в названии главы является принятым в арабском языкеупотреблением общего смысла после частного.

2. Смысл высказывания Аллаха: «Не взывай помимо Аллаха к тем, которые не могут принести тебе ни пользы, ни вреда!» (Йунус, 106).

3. Это является великим ширком.

4. Если даже самые праведные людиделают это, ища благосклонности кого-нибудь другого, то они тем самымстановятся творящими несправедливость.

5. Смысл последующего аята.

6. Это не приносит пользы в материальном мире, помимо того, что является неверием.

7. Смысл третьего аята.

8. Просить пропитания следует только у Аллаха, точно так же, как испрашивать Рая можно только у Него.

9. Смысл четвёртого аята.

10. Нет более заблуждающегося, чем тот, кто взывает с мольбой не к Аллаху.

11. Тот, к кому взывают помимо Аллаха, не внимает мольбе взывающего, поскольку он не знает об этом.

12. Подобная мольба является причиной гнева того, к кому взывают, по отношению к взывающему, а также его вражды.

13. Название такой мольбы поклонением тому, к кому обращается призыв.

14. Отказ того, к кому взывают, от подобного поклонения.

15. В этом и состоит причина того, что он является наиболее заблуждающимся.

16. Смысл пятого аята.

17. Как ни странно, идолопоклонникисчитают, что в беде на мольбу ответит только Аллах, и поэтому при любомнесчастье они взывают именно к Нему, будучи искренними в своей вере вНего.

18. Защита избранным Пророком Да благословит его Аллах и приветствует неприкосновенности таухида и его праведное поведение в отношении Аллаха.

Всевышний Аллах сказал:

«Не взывай помимо Аллаха к тем,которые не могут принести тебе ни пользы, ни вреда! Если же ты сделаешьэто, то окажешься в числе несправедливых. Если Аллах причинит тебе зло,то никто, кроме Него, не избавит от него, а если захочет Он добра тебе,то никто не отвернёт блага Его. Низводит Он это на кого хочет из рабовСвоих, ведь Он — Прощающий, Милосердный!»* (Йунус, 106-107).

*Мольба (ду(а) Аллаху — это поклонение,совершать которое нам приказал Всевышний. Огромная его рольраскрывается во многих хадисах. Ан-Ну(ман ибн Башир рассказывал, чтоПророк Да благословит его Аллах и приветствует сказал: Мольба — это поклонение. (Ахмад, «Адаб аль-Муфрад» аль-Бухари, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Абу Дауд; достоверный хадис). Абу Хурайра рассказывал, что Пророк Да благословит его Аллах и приветствует сказал: Взывайте к Аллаху, будучи убеждёнными в том, что Он ответит вам ( Ат-Тирмизи (3474); достоверный хадис). Он же передал слова Пророка Да благословит его Аллах и приветствует : Аллах гневается на того, кто не просит у Него (Ахмад 2/442, «Адаб аль-Муфрад» аль-Бухари (658), ат-Тирмизи (3770), ИбнМаджа (3827). Ибн Маин назвал этот хадис слабым, так как один из егоравиев — Абу Салих аль-Хаузи —не заслуживает доверия, однако Абу Зар(аназвал его неплохим, подкрепив другим хадисом, с похожим смыслом, отИбн Масуда. Абд аль-Кадир аль-Арнаут согласился с тем, что этот хадисхороший). Пророк Да благословит его Аллах и приветствует также сказал: Нет ничего более благочестивого

пред Аллахом, чем мольба ( Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. от Абу Хурайры; хороший хадис).

Ибн Теймийа сказал: «Если во временаПророка среди людей, относящихся к Исламу, были те, которые отступилиот него в великих видах поклонения, то знай же, что в наши дни тожеесть люди, относящиеся к Исламу и Сунне, но отступившие от Ислама попричине чрезмерного возвеличивания некоторых шейхов. Это ивозвеличивание Али ибн Абу Талиба, и возвеличивание Мессии, ивозвеличивание других пророков и праведников. Их обожествляют,обращаясь к ним со словами: “О мой господин, помоги мне, спаси меня,одари меня и т. п.”. Всё это является ширком и заблуждением, требующимпокаяния. Если же совершающий это не покается, то он заслуживаетсмерти. Аллах, Свят Он и Велик, посылал посланников, ниспослал Книгитолько для того, чтобы Его творения поклонялись Ему Одному, и невзывали ни к кому, помимо Него.

Те, кто взывает помимо Аллаха к другимбожествам — к Мессии, ангелам и идолам, не имеют убеждений в том, чтоэто они сотворили все творения, либо ниспосылают дождь, либо взращиваютрастения. Они поклоняются им, их могилам или изображениям, говоря: «Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху...» (Толпы, 3). Они говорят: “Они — наши заступники пред Аллахом”» (Йунус, 18). Однако Аллах, хвала Ему, послал пророков, запрещавшихвзывать к чему-либо, кроме Него, будь то мольба с целью поклонения илимольба о помощи.

Мольба к мёртвым является одним из самых распространённых видов ширка. Всевышний сказал: «Ате, к чему взывают они, помимо Аллаха, не творят ничего, а самисотворены. Они мертвы, не живы; и не знают они, когда будут воскрешены» (Пчёлы, 20). Он также сказал: «Ты не сможешь заставить слышать погребённых в могилах..» (Ангелы, 22). Несостоятельность поклонения тем, кто не заслуживает его,очевидна. Хвала Аллаху, Которому принадлежит всё Царство и власть! Онне нуждается в посредниках, ибо Он —Слышащий, Знающий! Всевышнийсказал: «А когда рабы Мои вопрошают тебя обо Мне, то ведь Я — близок, отвечаю призыву взывающего, когда он взывает ко Мне...» (Корова, 166).

Ибн аль-Каййим сказал: «Одной из его [ширка. — Ред.] разновидностей является испрашивание всяческих нужд у мёртвых иобращение к ним просьб о помощи. Это является ширком во всём мире.Однако дела мёртвого человека уже прекратились, он не может принести нипользы, ни вреда даже себе, не говоря уже о том, что у него просят, и озаступничестве пред Аллахом. Причина этого заключается в неведении[того, кто к ним взывает. — Ред.] о заступнике и [того, к кому взывают. — Ред.] о том, за кого заступаются. Никто не в состоянии заступиться предАллахом без Его позволения, и Аллах не устанавливал подобные просьбы опомощи условием для Своего позволения. Этим условием является таухид.Мушрик же оказывается в ситуации, запрещающей это позволение. Онподобен человеку, испрашивающему помощи посредством того, чтопрепятствует её обретению. И таковы все мушрики. Они объединилисьвокруг ширка в поклонении, изменении религии и вражды к приверженцамтаухида. Они умаляют достоинство Творца, приобщая к Нему равных,умаляют достоинство приближённых к Нему муваххидов порицанием, хулой ивраждой к ним, и самым великим образом умаляют достоинство тех, когоони приобщили к Нему. Они предполагают, что те довольны и повелевалиэто. Они являются врагами посланников во все времена и в любом месте».

Всевышний Аллах сказал также:

«...Поистине, те, кому выпоклоняетесь помимо Аллаха, не владеют для вас пропитанием; проситепропитание у Аллаха, и поклоняйтесь Ему, и благодарите Его, ведь к Немувы будете возвращены!» (Паук, 17).

Всевышний также сказал:

«И кто заблуждается более, чемте, кто взывает помимо Аллаха к тем, которые не ответят им до дняВоскресения и которые молитвам их не внимают? А когда собраны будутлюди, они окажутся им врагами и откажутся от поклонения им».* (Пески, 5).

Он также сказал:

«Тот ли, кто внимаетнуждающемуся, когда он взывает к Нему, и удаляет зло, и делает васнаместниками на Земле? Или какое-то божество вместе с Аллахом? Мало выразмышляете!» (Муравьи, 62).

*Всевышний сказал о тех, которые поклоняются не Ему: «Втот день, когда Он соберёт их и то, чему они поклонялись вместо Аллаха,и скажет: “Вы ли свели с пути рабов Моих этих, или они сами сбились сдороги?” — скажут они: “Хвала Тебе! Не годится нам брать вместо Тебяпокровителей, однако Ты доставил им и отцам их счастливую жизнь, такчто они забыли напоминание, и были людьми легкомысленными”» (Различение, 17—18).

Многие из тех, кто приобщает к Аллахуравных в мольбе и других видах поклонения, знают, что их мнимыебожества ничем не владеют. Это видно из истории пророка Ибрахима, когдаон разрушил идолов своего племени, кроме одного, самого главного. «Онисказали: “Ты ли сделал это с нашими богами, о Ибрахим?” Он сказал:“Нет, сделал это старший из них — вот он! Спросите их, если у них естьдар речи”. И они обратились к самим себе и сказали: “Ведь вы саминеправедны!”» (Пророки, 62-64). Поэтому, когда их постигаетнесчастье, они искренне устремляются к Аллаху, не приобщая к Немуникого, как сказал Всевышний: «А когда постигает человеканесчастье, он взывает к Нам и на боку, и сидя, и стоя; когда же Мыудалим его несчастье, он уходит, как будто бы и не взывал к Нам от зла,его коснувшегося...» (Йунус, 12). Как велико их заблуждение!

Ат-Табарани передал, что «во времена Пророка Да благословит его Аллах и приветствуетбыл один лицемер, который чинил всяческие козни верующим. Тогданекоторые из них сказали: “Давайте обратимся за помощью к посланникуАллаха против этого лицемера”. Когда об этом стало известно Пророку Да благословит его Аллах и приветствует он сказал:

Поистине, не у меня надо просить помощи, а у Аллаха. (Аль-Хейсами 10/159; хороший хадис).

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВАХ ДВЕНАДЦАТОЙ, ТРИНАДЦАТОЙ И ЧЕТЫРНАДЦАТОЙ

Если ты, о мой брат в Исламе, понялизложенный выше критерий великого ширка (а тот, кто посвятил хотя быодин из обрядов поклонения не Аллаху, является мушриком), то ты поймёшьи содержание этих трёх глав книги. Обет представляет собой актпоклонения, за верность которому Аллах воздаёт хвалу, и Пророк Да благословит его Аллах и приветствуетповелел исполнять обет повиновения. А как известно, любое дело, закоторое Законодатель воздаёт хвалу, вознаграждает совершившего его,либо повелевает исполнять его, является поклонением.

Таким образом, поклонение представляетсобой универсальное понятие, охватывающее всё то, что любезно и угодноАллаху из дел и слов, как явных, так и скрытых. Обет также относится кэтому.

Аллах повелел также искать защиты отлюбого зла только у Него Одного, испрашивать только у Него помощи влюбом горе или беде. Это станет проявлением преданности Аллаху,истинной веры и таухида, тогда как посвящение поклонения не Аллахуявляется ширком и придаванием Ему равных.

Разница между мольбой (ду(а) ивзыванием о помощи (истигаса) состоит в том, что мольба обращена кАллаху в любых условиях, а взывание о помощи представляет собой мольбук Аллаху в случае несчастья. Однако в любом случае необходимообращаться только к Аллаху, ибо только Он отвечает на обращённую к немумольбу, давая облегчение опечаленным. Тот же, кто взывает с мольбой кпророку, царю, правителю или ещё кому-нибудь, либо испрашивает помощине у Аллаха в том деле, в котором помочь сможет только Аллах, являетсямушриком и неверным. Отойдя от религии, он одновременно становитсяпотерявшим разум

человеком. Во всех своих делах каждый человек нуждается в Аллахе, иникто из людей не может ни принести крупицу пользы себе, ни отразитькрупицу зла от себя или сделать это для других, если только этого непожелает Аллах.



Книга Единобожия

Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика