Глава 17 О ЗАСТУПНИЧЕСТВЕ

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Смысл аятов из сур «Скот », 51, «Толпы », 44, «Корова », 255, «Звезда », 26 и «Саба », 22—23.

2. Характеристика отвергаемого заступничества.

3. Характеристика утверждённого заступничества.

4. Упоминание великого заступничества пророка Ислама, мир над ним, удостоенного «восхваляемого места» у Аллаха.

5. Описание действий Пророка Да благословит его Аллах и приветствует который сам не начинает заступничество, а делает это только когда получает на это дозволение Аллаха.

6. Характеристика счастливейших из людей, заслуживших ходатайство Пророка Да благословит его Аллах и приветствует .

7. Ходатайство недопустимо в отношении тех, которые приобщают равных к Аллаху.

8. Разъяснение истинной сущности заступничества.

Всевышний и Всемогущий Аллах сказал:

«Увещевай этим тех, которыебоятся быть собранными к их Господу. Нет для них помимо Негопокровителя и заступника, — может быть, они будут богобоязненны!» (Скот, 51).

Он сказал также:

«Скажи: “Аллаху принадлежит заступничество полностью”» (Толпы, 44).

Всевышний Аллах сказал:

«Кто может ходатайствовать пред Ним, кроме как с позволения Его?» (Корова, 255).

Он сказал также:

«Сколько ангелов в небесах,заступничество которых ни от чего не избавит, пока не дозволит Аллахтем, кому Он пожелает и соблаговолит!» (Звезда, 26).

Всевышний сказал:

«Скажи: “Призовите тех, кого вывыдумали вместо Аллаха!” Они не владеют даже весом пылинки — ни нанебесах, ни на земле; нет у них там участия, и нет для Него среди нихпомощника. Не поможет пред Ним заступничество, кроме тех, за кого Онпозволит...»* (Саба, 22—23).

*Ибн аль-Каййим сказал: «В данном аяте Аллах полностью отрезал те обстоятельства, на которые надеются мушрики.

Мушрик воздвигает себе объектпоклонения, чтобы получить от него пользу. Однако не будет пользы оттого, кто не обладает хотя бы одним из следующих четырёх качеств:

а) он должен быть хозяином того, что хочет от него поклоняющийся;

б) если он не является хозяином, он должен быть его совладельцем;

в) если он не является совладельцем, он должен быть его заместителем или помощником;

г) если же он не заместитель и не помощник, он должен быть ходатаем перед ним.

Аллах, Свят Он и Велик, последовательноопроверг все эти четыре степени, переходя от высшей к низшей. Он отвергобладание, совладение, помощь и заступничество, которые ищут мушрики, иутвердил заступничество, в котором для них нет удела: это —заступничество с Его разрешения».

Аллах призвал людей в веру, чистую от приобщения к Нему равных, сказав: «Ктоже лучше по религии, чем тот, кто предал свой лик Аллаху, совершаяблагие дела, и последовал религии Ибрахима, ханифа? Поистине, Аллахизбрал Ибрахима возлюбленным!» (Женщины, 125)

Абу аль-Аббас Ибн Теймийа* сказал: «Аллах отверг всё то, на чтонадеются мушрики. Он отверг владение собственностью или долей еёкем-либо, кроме Него, и наличие у Него помощников. Таким образом,остаётся только заступничество, однако оно возможно только для того,кому Он это дозволит. Господь сказал: «...И они не ходатайствуют ни о ком, кроме того, к кому Он благоволит...» (Пророки, 28).

Подобное заступничество, на котороеуповают мушрики, будет абсолютно недействительно в день Воскресения,так как его отверг Коран. Пророк Да благословит его Аллах и приветствует рассказывал, что [в день Суда. — Ред.] онпридёт и падёт ниц пред своим Господом, воздавая хвалу Ему и не начинаяс заступничества или ходатайства. Затем ему будет сказано: «Поднимиголову и говори, и ты будешь услышан, проси, и ты получишь,ходатайствуй, и твоё заступничество будет принято»** ( Аль-Бухари 6/264, 265, 8/300, Муслим (194); это — часть хадиса, получившего название «хадиса о заступничестве»).

Как-то Абу Хурайра спросил Пророка Да благословит его Аллах и приветствует : «Кто те счастливейшие из людей, которые заслужили твоё ходатайство?» Он ответил:

Это те, кто сказал «нет божества, кроме Аллаха» от чистого сердца. (Передали аль-Бухари 1/173, 174, ан-Насаи 11/385 и Ахмад 2/373). Такоезаступничество, с позволения Аллаха, предоставляется людям, преданнымАллаху, и недоступно тем, кто приобщает к Аллаху сотоварищей.

Суть этого состоит в том, чтоВсемогущий Аллах ниспосылает благо Своим искренним рабам, прощая имгрехи их через посредство Намазов того, кому Он дозволилзаступничество, то есть Своему пророку Да благословит его Аллах и приветствует оказывая ему тем самым почесть и удостаивая его «восхваляемого места».

Заступничество же, отвергаемое Аллахомв Коране, это то, в котором замешан ширк, и именно поэтому Аллахопределил случаи, когда оно допускается. Пророк Да благословит его Аллах и приветствует разъяснил, что заступничество применимо только в отношении муваххидов и преданных религии Аллаха людей***.

*Шейх-уль-Ислам Таки ад-Дин Ибн Теймийа— Абу аль-Аббас Ахмад ибн Шихаб ад-Дин Абд аль-Халим ибн Абд ас-Салам,имам, муджахид, на котором закончился имамат в знании и деяниях, васкетизме и богобоязни, смелости и благородстве, кротости итерпеливости, повелении праведного и запрещении прегрешений. ИбнТеймийа возродил дорогу сподвижников и их последователей, которыепознали чистый и незагрязнённый Ислам от своего Пророка Да благословит его Аллах и приветствует. Он прошёл долгий путь до глубин знаний, участвовал в войнах исражениях. Ибн Теймийа — это гений времени, в нём объединились вседостоинства и блага. Ибн Теймийа — это высочайшая вершина и морскаяпучина.

Он родился в Харране (Северная Сирия) в661 г. х. (1263 г.). Его отец переехал со своей семьёй в аш-Шам(Дамаск), когда татаро-монголы впервые напали на мусульманский мир. Онизучил грамоту и арифметику в школе, выучил наизусть Коран, изучал«аль-Муснад» имама Ахмада, а также сборники хадисов аль-Бухари,Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджи. Он собрал хадисыот более чем 200 учёных. И всего этого он достиг, когда ему ещё неисполнилось и шестнадцати лет. Его ум и память поражали жителейДамаска. В девятнадцать лег он стал муфтием. После смерти своего отцаон стал вместо него преподавать толкование Корана и мазхаб имамаАхмада, и на его уроках присутствовали даже ровесники его отца. Когдаон вступал в дискуссию, он всегда убеждал своих оппонентов. Никто напротяжении всей истории Ислама не смог оставить такой след, какойоставили труды Ибн Теймийи в областях расхождений между мазхабами, вкритике различных течений в Исламе и в критике антиисламскихфилософских идеологий. Количество написанных им трудов невозможноперечесть, никто из его предшественников и учёных последующих поколенийне написал такого количества сочинений, несмотря на то, что многие изних он писал по памяти и даже находясь в заключении. Одни только егофетвы собраны в 37 томах.

Ибн Дакик аль-Ид сказал: «Когда мы встретились с Ибн Теймийей, я увиделчеловека, у которого все науки собраны перед глазами. Он берёт оттуда,что хочет, и оставляет, что хочет». Да смилостивится над ним Аллах ипростит его грехи!

**Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует сказал: Укаждого пророка была мольба, которую Аллах не оставлял без ответа. Всепророки поспешили со своими мольбами, а я приобрёл свою длязаступничества за свою общину в день Воскресения, и заслужит его [ ответ Аллаха. — Ред.], если будет угодно Аллаху, тот, кто умер, не приобщая к Аллаху равных ( Муслим [199]).

***Ибн аль-Каййим указал на шесть видов заступничества:

Первое — это великое заступничество Пророка Мухаммада Да благословит его Аллах и приветствует когда верующие [в день Воскресения. — Ред.] будут обращаться к пророкам за ходатайством пред Аллахом, пока,наконец, не дойдут до посланника Аллаха, и тогда он скажет: «Я — дляэтого» (аль-Бухари 13/396, Муслим (193), [326]). Его удостоится толькопророк Мухаммад Да благословит его Аллах и приветствует .

Второе — заступничество за обитателей Рая, чтобы ускорить их вход туда.

Третье — заступничество за мусульман из общины Пророка Да благословит его Аллах и приветствует у которых были грехи, за которые они заслужили наказание в Аду, однако после заступничества Пророка Да благословит его Аллах и приветствует они не войдут в него.

Четвёртое — заступничество за грешников, попавших в Огонь, но не приобщавших к Аллаху сотоварищей.

Пятое — ходатайство за обитателей Рая, чтобы увеличить их вознаграждение и поднять их степень.

И, наконец, шестое — ходатайство за некоторых неверных для облегчения их наказания в Аду. Это относится к Абу Талибу.

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ СЕМНАДЦАТОЙ

Автор включил главу «О заступничестве»в число глав этой книги, поскольку мушрики пытаются оправдать свойширк, а также обращение с мольбой к ангелам, пророкам и святым, говоря:«Да, мы взываем к ним с мольбой, хотя и знаем, что они являютсятворениями и подданными Аллаха. Однако учитывая то, что они занимаютвысокое и знатное положений у Аллаха, мы обращаемся к ним с мольбой,чтобы они приблизили нас к Нему и походатайствовали за нас пред Ним».Это подобно тому, как люди ищут сближения с людьми из окружения царей исултанов, чтобы сделать их средством удовлетворения своих потребностейи достижения поставленных целей.

Нет ничего более лживого и неверного,поскольку это является ничем иным, как уподоблением Великого Аллаха,Царя всех царей, Которого боится любой человек и которому подчиняютсявсе творения, жалким правителям, которые нуждаются в знатных людях иминистрах, чтобы укрепить свою власть и обрести силу.

Аллах опроверг эту ложь, разъяснив, чтолюбое заступничество и власть принадлежат только Ему. Ходатайствоватьпред Ним может только тот, кому Он даёт на то своё позволение. Аполучает это позволение только тот, чьи слова и действия угодны Ему, аугодны Ему только Его таухид и искреннее деяние во имя Него.

Чётко указано, что мушрик не достоинходатайства даже в малейшей степени, ибо заступничества заслуживаюттолько преданные Аллаху люди. Оно является всего лишь милостью Его иоказанием почести ходатайствующему. Это есть милосердие Аллаха ипрощение тому, за которого ходатайствуют. Ходатайство является высокойчестью для ходатайствующего, и это дозволено Мухаммаду Да благословит его Аллах и приветствует удостоенномму «восхваляемого места» у Аллаха. Именно об этом свидетельствуют Книга Аллаха и Сунна Его пророка Да благословит его Аллах и приветствует разъясняя понятие заступничества.

По этому поводу автор, да смилостивитсянад ним Аллах, приводит удовлетворяющие и убедительные слова праведногошейха Таки ад-Дина.

Целью этой главы является изложение священных текстов,свидетельствующих о несостоятельности любого довода и аргументамушриков, цепляющихся за свои божества. Эти божества не имеют никакойвласти, самостоятельности, соучастия, помощи или проявлениябожественности, им не дано право на какое-либо заступничество. Это естьправо Одного Аллаха, и только Ему Одному принадлежит всё поклонение.


Книга Единобожия

Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика