Глава 28 О СУЕВЕРИИ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Обращается внимание на высказывания Всевышнего: «Но, истинно, то, причиной чего они считают дурной знак, — от Аллаха...» (Преграды, 131) и «... Предзнаменование ваше — при вас будет...» (Йа Син, 19).
2. Отрицание того, что первопричинойболезни является инфекция, однако все блага и несчастья предопределилВсевышний Аллах, поэтому главной причиной любой болезни, в том числе иинфекционной, является воля Всемогущего Аллаха.
3. Отрицание существования дурных примет.
4. Отрицание вреда плачущей совы или других птиц такого рода.
5. Отрицание злополучности месяца сафар.
6. Доброе предзнаменование не относится к вышеизложенному, напротив, оно желательно.
7. Разъяснение смысла понятия «доброе предзнаменование».
8. Оказываемое тем самым на сердце отрицательное влияние ликвидируется Аллахом посредством упования на Него.
9. Молитва, которую следует прочитать тому, кто обнаружил это у себя.
10. Провозглашение веры в дурные приметы ширком.
11. Разъяснение смысла понятия «дурная примета».
Всевышний Аллах сказал:
«Но, истинно, то, причиной чего они считают дурной знак, — от Аллаха, однако большинство из них не знает!»* (Преграды, 131).
Всевышний сказал также:
«Те сказали: “Предзнаменование ваше — при вас будет. Разве если вам напоминают... Да, вы — народ, впавший в крайность!”»** (Йа Син, 19).
*Всевышний ниспослал эти аяты о роде Фараона и сказал: «Когданаступает для них благополучие, они говорят: “Это — от нас”, — а когдапостигает их бедствие, они по птицам связывают это с Мусой и теми, ктос ним...» (Преграды, 131). Семейство Фараона, когда егопостигало несчастье, связывало его с Мусой и теми, кто были с ним,говоря: «Это всё из-за Мусы и его сподвижников!». Однако Аллах опровергэто, сказав: «Но, истинно, то, причиной чего они считают дурной знак — от Аллаха...». Ибн Аббас сказал: «Они считают последствием дурного предзнаменованиято, что предопределил и предписал для них Аллах». В другой ривайеговорится: «Их несчастья — у Аллаха и от Аллаха».
Всевышний сказал: «Еслислучается с ним благое, они говорят: “Это от Аллаха”. А когда постигнетих зло, они говорят: “Это от тебя”. Скажи: “Всё от Аллаха!” Отчего жеэти люди не могут понять учения? Всё доброе, что бывает с тобой, отАллаха, а всё зло, что постигает тебя, от тебя самого...» (Женщины, 78—79).
Всё благо — в руках Одного Аллаха, и Онодаряет Своих рабов по Собственной воле. Он же удерживает от них зло измилости и благосклонности к ним. Когда же их постигает зло, этопроисходит по причине их грехов.
**Дурные предзнаменования отразятся натех, кто посчитал их таковыми из-за их деяний, неверия и противоречия спризывающими к добру. Причина этого заключается только в их выбореэтого и враждебности. Зло, которое их постигает, происходит по причинетого, что они сами навлекли его. Именно так было предопределено Аллахомпо Его мудрости и справедливости. Хотя Аллах знает об этом лучше.
Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха сказал:
Инфекция — ложь, дурные приметы — ложь, плачущая сова — ложь, и злополучность месяца сафар — ложь. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. (Аль-Бухари 10/182, Муслим (2220), [102]).
В рассказе Муслима есть следующее добавление: ...звёзды — ложь и злые духи — ложь . (Муслим (2220), (106) от Абу Хурайры с добавлением: ...и звёзды — ложь , а также (2222) и (107) с добавлением: ...и злые духи — ложь ).
Аль-Бухари и Муслим передали хадис Анаса о том, что посланник Аллаха сказал:
Инфекция — ложь, дурное предзнаменование — ложь, а нравится мне доброе предзнаменование. Его спросили: «А что такое доброе предзнаменование?» Он сказал: Доброе слово*. ( Аль-Бухари 10/181, Муслим [2224]).
Абу Дауд приводит с достоверным иснадом хадис Укбы ибн Амира, который рассказывал:
«Когда при посланнике Аллаха завели разговор о дурных предзнаменованиях, он сказал: Наилучшим будетдоброе предзнаменование, которое не отвратит мусульманина от его дел.Если один из вас увидит что-либо, что ему не нравится, то пусть скажет:“О Аллах, только Ты несёшь всё благое, и только Ты отвращаешь всё злое!Нет силы и нет могущества, кроме как у Тебя!» ( Абу Дауд [3719]).
Ибн Масуд рассказывал следующий хадис Пророка :
Дурные приметы — ширк! Дурные приметы — ширк! А у каждого из нас... Но Аллах удаляет это, если уповать на Него. Достоверный хадис, рассказанный Абу Даудом и ат-Тирмизи. Последние словапринадлежат Ибн Масуду. (Абу Дауд (3910), ат-Тирмизи (1614), Ибн Хиббан(1427), Ибн Маджа (3538) Хафиз Ибн Хаджар сказал, что слова «А укаждого из нас...» также принадлежат Ибн Масуду. Аль-Мунзири сказал: «Вхадисе есть скрытый смысл, предположительно: “А у каждого из нас всердце находится хотя бы что-то от этого”»).
Ахмад приводит хадис Ибн Амра от Пророка :
Кто бросил какое-либо дело из-за дурной приметы, тот совершил ширк . Люди спросили: «А каково искупление этого?» Он ответил: Вам следует сказать: “О Аллах! Нет добра, кроме Твоего добра, и нет зла, кроме Твоего зла, и нет божества, кроме Тебя. (Ахмад 2/220, аль-Хайсами в «Маджму( аз-Заваид» 5/105 сказал, что одиниз рассказчиков хадиса — Ибн Лахйа — не является надёжным, однакоостальные заслуживают доверия).
Он приводит также хадис аль-Фадла ибн аль-Аббаса:
«Дурная примета — это то, что толкает тебя на какой-либо поступок или отвращает тебя от него». ( Ахмад 1/213; слабый хадис).
*Анас рассказывал, что «Пророк, когдаон начинал какое-либо дело, любил повторять слова: “О Преуспевающий! ОБлагоразумный!”» (ат-Тирмизи (1616), достоверными хадис). Бурайдарассказывал, что «Пророк никогда не считал что-либо дурнымпредзнаменованием. Когда он посылал работника, он спрашивал его имя, иесли оно нравилось ему, он радовался, а если оно не нравилось, то этобыло видно по его лицу». (Абу Дауд (3920), Ахмад 1/257, 319 и 347;хороший хадис).
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЙ
Суть колдовства заключается враспространении пессимизма путём истолкования полёта птиц, различныхимён, слов, явлений, предметов и т.д. Законодатель запрещает суеверие иосуждает тех, кто верит в дурные приметы. Он любит добрыепредзнаменования и ненавидит дурные.
Разница между этими двумя понятиямизаключается в том, то доброе предзнаменование не влияет навероубеждения человека и его разум, а также не связывает его сердце счем-либо, помимо Аллаха. Напротив, оно увеличивает активность человека,его оптимизм и придаёт силы в стремлении к полезному.
Суть доброго предзнаменования в том, что когда раб Аллаха собирается впоездку, хочет вступить в брак, заключить какую-нибудь сделку илисделать что-то важное, то в таком предзнаменовании он обретает радость,слыша радостные слова типа «о благоразумный, о благополучный, о имеющийуспех». После этого человек обретает оптимизм, и усиливается егостремление сделать то, к чему он стремится. В этом и в последствияхэтого есть добро и нет никакой опасности.
В отношении же дурного предзнаменования можно сказать следующее:
Бывает, что человек собирается сделатькакое-то полезное дело для религии или мирской жизни, однако узнаёт илислышит что-то такое, что оставляет в его сердце одно из двух возможныхпоследствий, причём каждое из них важнее другого:
1) человек может отказаться от того,что он твёрдо вознамерился совершить, либо, увидев недоброепредзнаменование, отвращается от какого-либо дела. Это означает, чтосердце этого человека прочно привязалось к этому греховному деянию ипоследовало ему, подчинив ему свою волю и решимость. Вне всякогосомнения, это окажет своё влияние и на его веру в Аллаха, таухид иупование на Него. После этого уже можно не задавать вопроса о том,какое воздействие окажет это обстоятельство на сердце, ослабляя его,вселяя в него болезнь и страх перед людьми. Человек начинаетотказываться от истинных побуждений и обращаться к тому, чтонесущественно, причем его сердце обрывает тесную связь с Аллахом. А этоозначает слабость таухида и упования на Аллаха и является ширком исредством приобщения к Нему равных. Подобные небылицы оказывают такжевредное воздействие на разум;
2) человек может не согласиться с этим,однако это опечалит его сердце, вселит в него тоску и беспокойство.Если даже он и не пойдёт первым путём, то это всё равно принесёт емузло и вред, вселит слабость в его сердце, ослабив его упование наАллаха. Грех может овладеть им, и он решит, что это есть истина, вплотьдо того, что человек может оказаться в ситуации, изложенной выше.
Данное подробное изложение проясняетвам причину ненависти Законодателя к дурным приметам и Его порицаниеэтого, поскольку подобное суеверие абсолютно противоречит таухиду иупованию на Аллаха.
Тот же, кто обнаружил в себе нечтоподобное и опасается, что природные побуждения возобладают над ним,обязан вести Джихад в своей душе, чтобы отбросить эти чувства,испрашивая у Аллаха помощи в борьбе с этим. Человек не долженподдаваться этому, чтобы избежать зла.
Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб