Глава 30 О СВЯЗЫВАНИИ ВЫПАДЕНИЯ ДОЖДЯ С РАСПОЛОЖЕНИЕМ ЗВЁЗД
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл аята 82 из суры «Падающее».
2. Упоминание о четырёх качествах, оставшихся со времён джахилиййи.
3. Упоминание о неверии в некоторых из них.
4. Иногда неверием является то, что не выводит мусульманина из исламской общины.
5. Слова Аллаха «Среди Моих рабов выявились верящие в Меня и неверующие...» связаны с признанием благ Аллаха и отрицанием их.
6. Осознание веры в данной ситуации.
7. Осознание неверия в данной ситуации.
8. Понимание высказывания «Такая-то звезда сказала правду».
9. Постановка учёным вопроса перед обучающимися для того, чтобы привлечь их внимание. Яркий пример этому — вопрос Пророку : «Известно ли вам, что сказал ваш Господь?»
10. Суровая угроза плакальщице.
Всевышний Аллах сказал:
«...И делаете средством пропитания вашего отрицание его?»* (Падающее, 82).
*Али рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «...и делаете средством пропитания вашего ( Падающее, 82), то естьблагодарностью вашей, «отрицание его», говоря: “Дождь выпал благодарятакому-то расположению звёзд или благодаря такой-то звезде”» (Ахмад 1/89, 108, 131, ат-Тирмизи (3291), Ибн Абу Хатим и Ибн Джарират-Табари). Это передали от Али, Ибн Аббаса, Катады, ад-Даххака, Ата(аль-Хурасани, и таково мнение большинства толкователей Корана. Ибналь-Каййим же так толковал этот аят: «То есть делает вашим достатком впропитании, за счёт которого вы живёте, отрицание его [Корана. — Ред.]».
Абу Малик аль-Аш(ари рассказывал, что посланник Аллаха сказал:
В моей общине осталосьчетыре пережитка джахилиййи: гордость знатным происхождением,опорочивание рода, связывание выпадения дождя со звёздами и оплакиваниепокойников. Затем он добавил: Если плакальщица не принесёт покаяния досмерти, то в день Воскресения она восстанет в одеянии из чёрной смолы,покрытая коростой*. Этот хадис передал Муслим (943).
Зейд ибн Халид рассказывал:
Посланник Аллаха руководилнашим утренним Намазом в Худайбийе. В ту ночь шёл сильный дождь. Послесовершения Намаза он повернулся к людям и сказал: “Известно ли вам, чтосказал ваш Господь?” Люди ответили: “Аллаху и Его посланнику этоизвестно лучше”. Тогда Пророк произнёс: “Он сказал: “Среди Моих рабоввыявились верящие в Меня и неверующие”. Если человек говорит, что дождьвыпадает благодаря Аллаху и Его милости, то он верит в Меня и не веритв звёзды. Если же человек говорит, что дождь выпадает благодарярасположению звёзд, то он не верит в Меня и верит в звёзды”. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим (Аль-Бухари 2/277, 433 и 7/338, Муслим [71]).
Муслим передал похожий хадис от Ибн Аббаса, в котором говорится:
Некоторые из людей сказали: “Такая-то звезда сказала правду”. И тогда Аллах ниспослал следующий аят: «Нет,клянусь Я падением звёзд! А ведь это — клятва, если бы вы знали,великая. Поистине, это ведь Благородный Коран в Книге Сокровенной.Прикасаются к нему только очищенные. Ниспослание от Господа миров.Разве же и этим
повествованием вы небрёжете? И делаете средством пропитания вашего отрицание его?** (Падающее, 75—82). (Передал Муслим [73]).
*Святой Пророк указал, что этими четырьмя качествами будет обладать часть его общины,зная, что это запрещено, либо по невежеству. Всё, что осталось от грязив эпоху джахилиййи, порицается и запрещается в Исламе. Гордость знатнымпроисхождением относится к величайшим проявлениям невежества, ибо нетбольшего благочестия, чем богобоязненность. Всевышний сказал: «Поистине, самые благочестивые из вас пред Аллахом — самые богобоязненные...» (Комнаты, 13).
Опорочивание рода также относится кпоступкам, оставшимся от джахилиййи, иудаизма и христианства. Если жемусульманин всё-таки допускает это, то это не означает, что онобязательно является неверным или грешником. Это подробно разъяснилшейх-уль-Ислам Ибн Теймийа.
В отличие от этого, убеждение в том,что звёзды либо их расположение влияют на выпадение дождя, являетсяневерием и ширком, подобно убеждению в том, что мольба, обращённая кумершему или отсутствующему, принесёт пользу или защитит от зла и т.п.Это — ширк, с которым боролся посланник Аллаха . Всевышний сказал: «И сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение, и пока вся религия не будет принадлежать Аллаху...» (Добыча, 39). «Искушение» здесь: ширк.
Оплакивание покойников — имеется в видурыдание громким голосом, чрезмерные крики и вопли — является одним изсмертных грехов, который требует покаяния, так как совершающий этонегодует на предопределение Аллаха. Скорбь, грусть и даже негромкийплач допустимы в Шариате, поскольку являются проявлением человеческогомилосердия и сострадания.
**В этом аяте Всевышний Аллах поклялсяо Благородном Коране, ибо Великий и Всемогущий Аллах клянётся чем хочети о чём хочет из Его творений. Отрицание же, использованное в арабскомтексте 75 аята — «Нет, клянусь Я...», — подчёркивает, что Коран неявляется колдовством, как это предполагали мушрики.
Аллах поклялся падением звёзд, однакоарабское слово «нуджум» (звёзды) означает также и «части», поэтому ИбнАббас в толковании этого аята сказал: «Это значит: “[Клянусь. — Ред.] частями Корана”, ибо он был ниспослан целиком с Высшего неба на первоенебо в ночь Предопределения, и после чего ниспосылался по частям втечение последующих лет». Потом Ибн Аббас прочёл этот аят и сказал: «Ипадение их — это ниспослание частей одна за другой».
Муджахид же сказал: «Падение звёзд — это их восход и закат». Ибн Джарир отдал предпочтение этому толкованию.
Существует связь между тем, чемпоклялся Всевышний и тем, о чём Он поклялся. Во-первых, звёзды созданыАллахом для того, чтобы указывать дорогу во мраке суши и моря, а аятыКорана указывают на верный путь во тьме заблуждения и невежества.Звёзды дают указания материальные, а Коран —духовные. Во-вторых, звёздынаделены внешней красотой, а Коран обладает красотой внутренней.В-третьих, звёзды служат для побиения шайтанов, и Коран являетсяоружием против шайтанов из людей и джиннов. В-четвёртых, звёздыявляются знамениями Аллаха, воспринимаемые зрением, а аяты Корана — этознамения, воспринимаемые слухом. И в-пятых, в падении звёзд при закатесокрыт смысл и указание на аяты Корана и их ниспослание с Небес. Обэтом упомянул Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах.
Всевышний сказал: «Прикасаются к нему только очищенные...» (Падающее, 79). Ибн Аббас сказал: «То есть к Книге, которая наНебесах». В другом рассказе от него говорится: «...толькоочищенные...», то есть ангелы. В мирской же жизни до Коранадотрагиваются огнепоклонники, неочищенные, лицемеры и другие».Всевышний также сказал: «Не шайтаны ниспослали его — не по силам им это, и не могут они этого сделать. Они не
допускаются даже слушать его» (Поэты, 210—212). Аль-Бухари в «ас-Сахихе» сказал об этом аяте: «Его сладость ощущает лишь уверовавший в Него».
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ТРИДЦАТОЙ
Признание Единственности Аллаха вниспосылании благ и предотвращении бед является частью таухида, чточеловек утверждает словом и признанием в сердце, будучи покорнымАллаху. Если же кто-то говорит, что дождь ниспосылается благодаряопределённому расположению звёзд, то это резко противоречит принципутаухида.
Необходимо признать, что дождь и другиеблага могут быть ниспосланы только Аллахом, Который облагодетельствуетэтим самым Своих рабов.
Звёзды никоим образом не влияют навыпадение дождя, ибо причина этого заключается во внимании Господа кСвоим рабам и их нуждам и Его милости к ним. Они взывают к Немусердцами и устами с просьбой об этом, и Аллах в ответ на их просьбуниспосылает дождь по Своей мудрости и милости в нужное время, так каклюди очень нуждаются в этом.
Раб Аллаха достигнет таухида толькотогда, когда признает явные и скрытые блага Аллаха во всём, чтониспосылается всем Его творениям, будет изыскивать его, усерднопоклоняясь Аллаху, поминая и благодаря Его.
Именно таким образом лежит путь к достижению таухида, который является мерилом полноты веры или её недостаточности.
Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб