Глава 31 О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Смысл аята 165 из суры «Корова».

2. Смысл аята из суры 24 «Покаяние».

3. Любовь человека к Пророку Да благословит его Аллах и приветствует должна быть сильнее его любви к самому себе, своим близким и деньгам.

4. Отрицание Пророком Да благословит его Аллах и приветствует наличия веры в данном хадисе не свидетельствует о выходе из Ислама.

5. Вера имеет свою сладость, которую человек может ощутить, а может и не ощущать.

6. Только четыре действия сердца могут обеспечить человеку покровительство Аллаха и познание вкуса веры.

7. Понимание сподвижниками Пророка Да благословит его Аллах и приветствует того, что братство людей чаще бывает ради мирской жизни.

8. Смысл высказывания Аллаха «...И оборвутся у них связи...» (Корова, 166).

9. Среди мушриков есть такие, кто любит Аллаха сильной любовью.

10. Угроза тому, для кого восемь видов богатства, перечисленных Аллахом, любезнее, чем религия.

11. Кто возлюбил что-то так же сильно, как Аллаха, тот впал в ширк.

«Есть среди людей и такие,которые придают Аллаху равных; они любят их так, как любят Аллаха. Ноте, которые уверовали, сильнее любят Аллаха»* (Корова, 165).

Всевышний также сказал:

«Скажи: “Если ваши отцы, и вашисыновья, и ваши братья, и ваши супруги, и ваша семья, и имущество,которое вы приобрели, и торговля, застоя в которой вы боитесь, ижилища, которые вы одобрили, милее вам, чем Аллах, Его посланник иборьба на Его пути, то выжидайте, пока Аллах не отдаст Своегоповеления. Ведь Аллах не ведёт людей нечестивых!”» (Покаяние, 24).

*Любовь к Аллаху является одним изважнейших видов поклонения и основой религии Ислама. Таухид верующегосовершенствуется при совершенной любви и слабеет при слабой любви кВсевышнему. Он сказал: «Есть среди людей и такие, которые придают Аллаху равных; они любят их так, как любят Аллаха...» (Корова, 165). Существует два толкования этого аята:

1) мушрики любят Аллаха так же, каклюбят своих идолов, и сторонники этого мнения утверждают, что они любятАллаха, однако придают Ему равных в любви;

2) они любят этих сотоварищей так, как верующие любят Аллаха.

Однако Аллах утверждает, что любовь верующих к Нему сильнее, чем любовь мушриков к своим идолам: «..Но те, которые уверовали, сильнее любят Аллаха» (Корова, 165).

Мушрики, будучи вверженными в Огонь, скажут своим божествам, как сказал об этом Всевышний: «Клянёмся Аллахом, мы были только в явном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров!..» (Поэты, 97—98). И очевидно, что они приобщали к Аллаху равных не всотворении и управлении мирами: их ширк проявлялся в любви ивозвеличивании.

В Книге Аллаха изложены признаки истинной любви к Господу. Всевышний сказал: «Скажи:“Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, будет любить вас тогдаАллах и простит вам ваши грехи”. Поистине, Аллах — Прощающий,Милосердный!» (Семейство Имрана, 31). Этот аят получилназвание «аята любви». Он указывает на то, что свидетельством истиннойлюбви к Аллаху является следование по пути Его посланника Да благословит его Аллах и приветствует приносящее великую пользу как в этом, так и в ином мирах.

Всевышний также сказал: «О вы,которые уверовали! Если кто из вас отступится от своей религии, тоАллах приведёт на их место людей, которых Он будет любить и

которые будут любить Его, смиренных перед верующими и суровых кневерным, которые борются на пути Аллаха, и не боятся порицанияпорицающих...» (Трапеза, 54). Хвала Аллаху! Верующие, возлюбившие Аллаха истиннойлюбовью, относятся друг к другу как сын к отцу, как слуга к господину,исполненные благосклонности и снисхождения. В отношении же к невернымони подобны льву перед своей жертвой. Другим признаком любви являетсяДжихад на пути Аллаха жизнью, деяниями, имуществом и словами. Ещё однимпризнаком является то, что верующих на пути Аллаха не останавливаетпорицание неверных.

Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа указал на десять путей совершенствования любви к Всевышнему:

1) чтение Корана с осознанием и пониманием содержания и смысла;

2) приближение к Всевышнему Аллаху путём совершения дополнительных предписаний после выполнения обязательных;

3) продолжительное восхваление Аллахаязыком, сердцем и делами во всех положениях. Степень любви раба к Немузависит именно от этого;

4) отдавание предпочтения тому, что любит Аллах, перед тем, что любит человек, несмотря на влечение страсти;

5) обращение сердца к Его именам и качествам, осознание их и пребывание в саду этого знания;

6) осознание Его добродетелей, благодеяний и милостей как внешних, так и скрытых;

7) унижение сердца пред Господом, и это самое важное требование;

8) уединение с Господом в последнюютреть ночи (когда Он спускается на ближайшее небо), чтение Его Книги,завершать которое следует мольбой о прощении и покаянием;

9) нахождение в обществе верно любящихАллаха рабов, чтобы собирать изысканные плоды их речей. Говорить самомуже следует лишь тогда, когда благих последствий этого будет больше икогда человек видит в этом пользу для себя и других;

10) отдаление от всего, что встаёт между душой и Аллахом, Всемогущ Он и Велик.

Через эти пути человек достигнет высшей степени любви и войдёт в число любимых Аллахом.

Анас рассказывал, что посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует сказал:

Ни один из вас не уверует до тех пор, пока я не стану для него более любимым, чем его ребёнок, отец и все остальные люди *. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. (Аль-Бухари 1/55, Муслим [44]).

Они же передали другой хадис Анаса: «Посланник Аллаха сказал:

Человек ощутит сладость верытогда, когда обнаружит в себе три чувства: когда он возлюбит Аллаха иЕго посланника больше всего на свете, когда он возлюбит другогочеловека только ради Аллаха, а также тогда, когда ему будет ненавистновозвращение в неверие, после того, как Аллах спас его от этого, так же,как ненавистно ему быть брошенным в Огонь. ( Аль-Бухари 1/56—58, 68 и 12/281, Муслим [43]).

В другом хадисе говорится: Никто не ощутит сладость веры, пока не... Далее текст аналогичен предыдущему.

Ибн Аббас передал:

Тот, кто станет любить радиАллаха, ненавидеть ради Аллаха, дружить ради Аллаха и враждовать радиАллаха, тем самым обретёт покровительство Аллаха. Раб Аллаха непочувствует вкуса веры, и не помогут ему длительные Намазы и пост, покане будет именно так. Братство же и дружба людей ради мирской жизни,каковые сложились ныне, не принесут им никакой пользы **. Этот хадис передал Ибн Джарир. (Ахмад 3/430 от Амра ибн аль-Джамуха;слабый хадис. Его упомянул хафиз аль-Хайсами 1/89 от Амра ибналь-Хамака и сказал, что его передал ат-Табарани в «аль-Кабире», однаков его иснаде Рушдин ибн Саад — слабый рассказчик).

В отношении же высказывания Всевышнего «...И оборвутся у них связи...» (Корова, 166) Ибн Аббас сказал: «То есть любовь и привязанность»***.

*Никто не достигнет обязательной для каждого верующего совершенной веры в Аллаха, пока не возлюбит святого Пророка Да благословит его Аллах и приветствуетсильнее, чем своего отца, сына, всех остальных людей и даже самогосебя. Аль-Бухари передал хадис о том, что «Умар ибн аль-Хаттаб сказал:“О посланник Аллаха! Поистине, я люблю тебя сильнее всего, кроме себясамого”. Тогда Пророк сказал: Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, ты не уверуешь, пока не возлюбишь меня сильнее, чем себя самого. Умар сказал ему: “Поистине, я возлюбил тебя сильнее, чем себя самого”.Он сказал: “Вот теперь, Умар!”» (аль-Бухари 11/458). Подобноесовершенство не является желательным: оно является обязательнымпредписанием для каждого верующего. Об этом сказал Ибн Теймийа.

А тот, кто заявляет о своей любви к посланнику Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует не следуя за ним и не предпочитая его приказы приказам других, лжёт. Всевышний сказал о них: «Ониговорят: “Мы уверовали в Аллаха и в Посланника и повинуемся!” Потомчасть из них после этого отворачивается, и они не являются верующими» (Свет, 47). Это аят указывает на то, что многие из мусульман уверовали,однако вера их не стала подлинной: когда Аллах приказывает им вестиборьбу за истину, им не хватает абсолютной убеждённости, котораяотталкивала бы сомнения, и истинной любви к Аллаху и Его посланнику Да благословит его Аллах и приветствуетпоэтому они предпочитают этому свои семьи и имущество. Если же человекуступает перед искушением, то сомнение ещё больше укрепляется в егодуше. В результате он может совсем потерять веру и впасть в лицемерие.

Ибн Теймийа сказал: «Большинство людей,которые принимают Ислам после неверия или рождаются в Исламе, соблюдаютего Шариат и подчиняются Аллаху и Его посланнику являются мусульманамии имеют общую веру. Однако подлинная вера проникает в их душипостепенно, если Аллах озарит их этим, и многие люди не достигаютистинной убеждённости и Джихада. Если в них вселяют сомнение, то они,безусловно, сомневаются; если им повелевают вести Джихад, то они неведут его. Такие люди не имеют знаний, в которых они убеждены и которыеотводят сомнения, не имеют крепкой любви к Аллаху и Его посланнику,которую бы они ставили выше любви к своим семьям и имуществу. Если ониизбавляются от испытаний, то умирают и попадают в Рай. Если же ихискушает человек, вселяющий в них сомнение, то они безусловно, впадаютв сомнение; и если Аллах не облагодетельствует их, удалив его, онистановятся сомневающимися и встают на какую-либо ступень лицемерия».

Этот хадис указывает на то, что веранеотделима от праведных деяний, поскольку любовь — это деяние сердца.Он также свидетельствует о том, что любовь к посланнику Аллаха Да благословит его Аллах и приветствуетявляется обязательным религиозным предписанием, вытекает из любви кВсевышнему и необходима для любви к Нему. Эта любовь в сердце верующегопроявляется ради Аллаха, она усиливается при сильной любви к Нему иослабевает при слабой. Любовь к святому Пророку Да благословит его Аллах и приветствуетне имеет ничего общего с ширком, в отличие от упования на него, надеждына получение желаемого от него и тому подобного. Из этого становитсяясной разница между любовью в Аллахе или ради Него и любовью наряду сНим, с которой связаны сердца мушриков.

Йахйа ибн Муаз сказал: «Подлинная любовь в Аллахе не усиливается от доброты (в отношениях с Его творениями. — Ред.] и не ослабевает от сухости [в отношении с ними. — Ред.]. Тот, кто истинно возлюбит Аллаха и Его посланника, обязан любить то,что любит Аллах, порицать то, что порицает Аллах, избегать и глубоконенавидеть то, что запретил Аллах, следовать за Его посланником в том,что он приказал, и сторониться того, что он запретил, ибо ВсевышнийАллах сказал: «Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху. А кто отворачивается ... то ведь мы не посылали тебя над ними хранителем» (Женщины, 80). Тот, кто отдал предпочтение повелениям кого-либо перед повелениями Пророка, тем

самым противоречит Аллаху, и это является признаком отсутствия любви кНему и Его посланнику. Поистине, любовь к Посланнику, обязательна длялюбви к Аллаху, и возлюбивший Аллаха и подчиняющийся Ему возлюбит и Егопосланника, подчинится ему и возлюбит всех праведных рабов Всевышнего».

**Дружба людей ради мирских благ не принесёт им пользы в Будущей жизни, так как сказал Всевышний: «В тот день друзья будут врагами друг другу, кроме богобоязненных» (Украшения, 67). И только возлюбивший ради Аллаха получитпокровительство его Господа. Такими были сподвижники посланника Аллаха Да будет доволен им Аллах такими были мухаджиры и ансары в эпоху Пророка Да благословит его Аллах и приветствуети в период правления Абу Бакра и Умара! Они прониклись любовью друг кдругу ради Аллаха, ища Его благосклонности. Всевышний сказал о них: «Они отдают им предпочтение пред собой, даже испытывая стеснение...» (Собрание, 9).

Ибн Умар рассказывал: «Я видел нас вэпоху посланника Аллаха: среди нас не было ни одного, кто бы считал,что он имеет больше прав на свой динар и дирхем, чем егобрат-мусульманин» (Ибн Маджа).

Узы любви и привязанности, которые существуют между людьми в этом мире, оборвутся после смерти, как об этом сообщил Ибрахим: «Исказал он: “Вы взяли себе помимо Аллаха идолов из любви между собой вздешней жизни. Потом же, в день Воскресения, вы будете отрекаться другот друга, и одни из вас будут проклинать других. Убежище ваше — Огонь,и нет у вас помощников!”» (Паук, 25).

Как печален удел отказавшихся от дороги посланников Аллаха и последовавших за иным руководством!

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ТРИДЦАТЬ ПЕРВОЙ

Основой таухида и его духом являетсяискренность любви к Одному Аллаху, что представляет собой также основуобожествления и поклонения Ему, которое становится истинным только вэтом случае. Таухид может быть достигнут лишь тогда, когда слугапреисполнится любви к своему Господу, которая должна быть крепкой инесокрушимой. Все остальные же привязанности человека должны являтьсявторостепенными по отношению к любви к Аллаху и проистекать из неё,благодаря чему он обретёт счастье и успех.

Для того, чтобы любовь к Аллаху быламногосторонней и совершенной, раб обязан любить дела и людей, которыелюбезны Аллаху, ненавидеть дела и людей, которые ненавистны Аллаху,быть другом Его друзей и быть врагом Его врагов. Тем самым раб Аллахасделает совершенными свою веру и свой таухид.

Что же касается воздвигания предметовпоклонения из среды Его творений и любви к ним, как к Аллаху,предпочтения повиновения им повиновению Аллаху, поминания их иобращения мольбы к ним, то это является великим ширком, за что Аллах недарует прощения. Совершающий это вырвал своё сердце из-подпокровительства Всемогущего и Славного и привязался к чему-то помимоего, что не может принести ему никакой пользы. Эта хилая связь мушриковбудет оборвана в день Воскресения, а их любовь и привязанностьпревратятся в ненависть и вражду.

Следует знать, что существуют три разновидности любви:

1) любовь к Аллаху, которая является основой веры и таухида;

2) любовь в Аллахе, то есть любовь кпророкам Аллаха и Его посланникам, а также к их последователям, любовьк деяниям, временам, местам и прочим угодным Аллаху вещам. Этодополняет и совершенствует любовь к Аллаху;

3) любовь наряду с любовью к Аллаху,чем является любовь к божествам и предметам поклонения: деревьям,камням, людям, правителям и т.п., что представляет собой основу ширка.

Наряду с этим существует и четвёртыйвид любви — естественная любовь человека к еде, питью, браку, одежде,родственникам и т.д. Эта любовь разрешается, если она совершенствует идополняет любовь к Аллаху, укрепляет повиновение Ему и является, такимобразом, одним из видов поклонения. Если же такая любовь препятствуетэтому и ведёт к тому, что не угодно Аллаху, то она недопустима.Человеческая любовь прекрасна, когда она не противоречит религии.Аллаху же это ведомо лучше.



Книга Единобожия

Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика