Глава 32 О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Смысл аята 175 из суры «Семейство Имрана».

2. Смысл аята 18 из суры «Покаяние».

3. Смысл аята 10 из суры «Паук».

4. Убеждённость человека может слабеть и крепнуть.

5. Признаки слабости убеждённости, три из которых содержатся в хадисе Абу Саида.

6. Искренность страха пред Аллахом является одним из обязательных религиозных предписаний.

7. Напоминание о каре, уготованной для того, кто утратил этот страх.

8. Напоминание о награде для тех, кто его испытал.

Всевышний Аллах сказал:

«Это всего лишь Шайтан, которыйпредставляет приверженцев своих страшными; но вы не бойтесь их, абойтесь Меня, если вы верующие!»* (Семейство Имрана, 175).

Всевышний также сказал:

«Оживляет мечети Аллаху тот,кто верует в Аллаха и в Последний день, совершает Намаз, даёт закят ине боится никого, кроме Аллаха, — может быть, такие окажутся идущимиверно!»** (Покаяние, 18).

Он также сказал:

«Есть среди людей такие,которые говорят: “Мы уверовали в Аллаха”, — но когда они пострадают воимя Аллаха, они испытание людское принимают за наказание Аллаха»*** (Паук, 10).

*Страх пред Аллахом — одно извеличайших достоинств религии и её вершина, он объединяет все видыпоклонения, в которых обязательна искренняя преданность ВсевышнемуАллаху. Аллах Всевышний сказал: «...И они от страха пред Ним трепещут» (Пророки, 28). Он также сказал: «Тем же, кто боится сана Господа своего, — два Рая!» (Милосердный, 46).

Страх не пред Аллахом делится на тривида. Первый — это тайный страх мушрика перед идолом или тагутом,который боится, чтобы его не постигло несчастье. Народ Нуха сказалсвоему пророку: «...Мы говорим только, что тебя поразил зломодин из наших богов. Он сказал: “Я призываю в свидетели Аллаха,засвидетельствуйте же и вы, что я непричастен к тому, что вы придаётеЕму в сотоварищи...”» (Худ, 54). Этот страх сидит впоклоняющихся могилам и идолам: они сами боятся их и пугают имиутвердившихся в таухиде, когда те отвергают подобное поклонение ипризывают к обращению поклонения только Одному Аллаху, ибо такой страхпротиворечит таухиду.

Второй — это страх перед некоторымилюдьми, заставляющий отказаться от выполнения обязательных предписанийАллаха. Это запрещено и является одним из видов ширка, противоречащимсовершенству таухида. Аллах сказал: «...Тем, которым говорилилюди: “Люди ополчились против вас, бойтесь их!” — но это толькоувеличило веру в них, и они сказали: “Достаточно нам Аллаха, Он —Прекрасный Хранитель!”» (Семейство Имрана, 173). Пророк Да благословит его Аллах и приветствует сказал: Всевышний Аллахв день Воскресения скажет Своему рабу: “Когда ты увидел прегрешение,что помешало тебе исправить его?” Он скажет: “О Господь! Я боялсялюдей”. Он скажет: “Меня ты должен был бояться прежде всего!” ( Ибн Маджа (4008) от Абу Саида; достоверный хадис).

И третий — естественный страх перед врагом или диким зверем. Такой страх не порицается. Всевышний в истории Мусы сказал: «И ушёл он оттуда со страхом, осматриваясь, и сказал: “Господь мой, спаси меня от людей неправедных!» (Рассказ, 21).

Ибн аль-Каййим сказал: «К козням врага Аллаха [Шайтана. — Ред.] относится то, что он пугает верующих своим войском и приверженцами,чтобы верующие не вели борьбу с ними, не приказывали им совершатьправедное и не запрещали им прегрешения. Всевышний сообщил, что это —из козней Шайтана и его запугиваний, и запретил нам бояться их».

Он продолжил о том, что сказали толкователи Корана о выражении «...представляет приверженцев своих страшными». «Катада сказал: “Он возвеличивает их в груди вашей”. И у каждого раба ссильной верой страх перед приверженцами Шайтана исчезнет из сердца, а укого вера слабая, страх перед ними будет велик. Таким образом, этот аятуказывает на то, что очищение веры пред Аллахом и страх относятся кусловиям веры».

**Всевышний сообщил, что мечети Аллахаоживляют только уверовавшие в Аллаха и в Последний день, которыеуверовали в своих сердцах, совершают благие дела и благоговеют предНим. Они оживляют мечети повиновением и праведными делами. Дела жемушриков не принесут им пользы, как сказал об этом Всевышний: «Делатех, которые не веровали, подобны миражу в пустыне: жаждущий считаетего водой, а когда подойдёт к нему, видит, что это — ничто; и находитон с собой только Аллаха, Который требует с него полного отчёта...» (Свет, 39).

Уверовавшие в Единого Господа не боятсяникого, кроме Него, и благоговеют только пред Ним, возвеличивая Его,поклоняясь и подчиняясь Ему. Они являются идущими верным путём.

Что же касается слов Аллаха «...может быть, такие окажутся идущими верно!», то Ибн Аббас сказал, что выражение «может быть» в Коране означает «обязательно».

***Ибн аль-Каййим сказал: «Когда клюдям посылаются посланники, они оказываются перед дилеммой. Одниговорят: “Мы уверовали”, — а другие не говорят этого и не оставляютплохих дел и неверия. Тех, которые сказали: “Мы уверовали”, — Аллахиспытывает, искушает и прельщает. И прельщение — это искушение иэкзамен для того, чтобы искренне говорящий это отличался от лжеца. Ате, которые не говорят: “Мы уверовали”, — пусть не думают, что они темсамым ослабят Аллаха, избегут или опередят Его.

С тем, кто уверовал в посланников ипоследовал за ними, будут враждовать его враги, причинять ему вред иискушать его доставляемыми мучениями. Тот же, кто не уверовал и непоследовал за ними, будет наказан как в этом мире, так и в Будущейжизни, и получит мучения, которые будут более великими и длительными,чем мучения последовавших за пророками. Эти мучения обязательнопостигнут каждого, независимо от того, уверовал он или чувствовалотвращение к вере. Однако верующий получает их вначале, в этом мире, апотом для него наступает благополучие как в этом мире, так и в Будущейжизни. А тот, кто противится вере, вначале наслаждается, а затемпопадает в вечное страдание.

Человек живёт в обществе, и все людиимеют собственные желания и представления и требуют от верующего, чтобыон согласился с ними. Если он не соглашается, то они причиняют емустрадания и мучения, а если он соглашается с ними, то также получаетнаказание — иногда от них, а иногда от других. Если религиозный,богобоязненный человек, поселившийся среди порочных несправедливыхлюдей, не допускающих в отношении своей порочности и несправедливостиничего, кроме одобрения или молчания, согласится с ними или смолчит, тоизбавится от их зла вначале, однако затем они обрушатся на него, наносяоскорбления и причиняя страдания во много раз превосходящие те, которыхон боялся вначале, если бы порицал их и противился им. И даже если онизбавится от них, то, несомненно, получит оскорбления и наказания отрук других.

А благоразумие... Всё благоразумие — всловах матери правоверных Аиши, обращённых к Муавии: «Кто добьётсядовольства Аллаха, вызвав негодование людей, того Аллах избавит отлюдей; а кто добьётся довольства людей, разгневав Аллаха, того ониничем не избавят от Аллаха» (ат-Тирмизи и Абу Наим в «аль-Хилйа»).Поэтому тот, кого Аллах направит и поведёт по верному пути, вдохновит иубережёт от зла его души, откажется от одобрения запрещённого деяния ибудет стойким по отношению к их [людей. — Ред.] вражде. Он добьётся успеха как в этом мире, так и в ином, подобно пророкам и их последователям.

Затем Всевышний сообщил о положении уверовавших без ясного знания.Когда им причиняют страдания на пути Аллаха, вред людей и причиняемоеими зло становятся искушением для них. Подобные муки непременнопричиняли пророкам и их последователям те, кто противились им. Этоискушение приводят к их бегству от зла и оставлению той причины, покоторой им причиняли страдания. Это подобно наказанию Аллаха, которогоизбегают верующие своей верой.

Верующие, обладающие совершеннымсознанием, убегают от мучений наказания Аллаха к вере и переносятвозникающие при этом кратковременные страдания, с которыми они вскорерасстанутся. Эти же люди из-за недостаточности своего знания убегают отмучений врагов посланников к согласию и следованию за ними, но онибегут от мучений их наказания к мукам наказания Аллаха. Мучения отискушения людей при бегстве от него превращаются в наказание Аллаха.Вот самый великий ущерб — искать спасения от зноя в огне! От мучений начас — в вечных муках! Если же Аллах даёт победу противникам или друзьямтакого человека, он скажет: “Я был с вами”. Но Аллах лучше знает олицемерии, которое таит в себе его сердце».

В этом аяте содержится также ответмурджиитам и карматам, так как в нём утверждается, что только лишьпроизнесение свидетельства языком, без праведных дел, не принесётпользы. Это ещё раз подтверждает то, что вера в Шариате основывается наубеждении в сердце, праведных делах и словах.

Абу Саид рассказывал, что однажды посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует сказал ему следующее:

Слаба будет твояубеждённость, если ты станешь искать благосклонности людей, гневяАллаха, и воздавать им хвалу за пропитание Аллаха, а также порицать ихза то, что Аллах не дал тебе самому. Сильное желание жаждущего непринесёт пропитания Аллаха, а ненависть нежелающего не отвратит его*. ( Аль-Байхаки, «аль-Хилйа» Абу Наима; слабый хадис).

Аиша рассказывала, что посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует сказал:

Кто ищет благосклонностиАллаха, гневя людей, Аллах дарует ему Свою благосклонность иудовлетворение людей. Тот же, кто ищет благосклонности людей, гневяАллаха, то Аллах обрушит на него гнев Свой и вызовет гнев людей противнего . Этот хадис передал Ибн Хиббан в «ас-Сахихе». (Ат-Тирмизи, «аль-Хилйа» Абу Наима; достоверный хадис).

*Ибн Теймийа сказал: «Убеждённость(аль-йакин) состоит из убеждённости в исполнении повелений Аллаха и втом, что обещал Аллах подчинившимся Ему, а также убеждённости впредопределении Аллаха, сотворении Им всех творений и управлении ими.Если ты добиваешься довольства людей, гневя Аллаха, ты не являешьсяубеждённым ни в обещании Аллаха, ни в получении пропитания от Него.

Человека побуждают к этому илистремление к тому, чем владеют люди, и он оставляет исполнениеповелений Аллаха, когда надеется получить это от них, или слабость еговеры в помощь, поддержку и вознаграждение как в этом мире, так и вином, обещанные Аллахом подчинившимся Ему. Если же ты получаешьдовольство Аллаха, то Он поможет тебе, прокормит и избавит от врагов.

Искать довольства людей гневя Аллахачеловек может, лишь боясь их или надеясь на них, а это свидетельствуето слабой убеждённости в вере в Аллаха. Если тебе не суждено что-либо,то не думай, что это они поступили с тобой так, ибо совершение этогозависит от Аллаха, а не от них. Происходит только то, что Он пожелает,а то, чего Он не пожелает, не произойдёт. Если ты бранишь их за то, чтоне было суждено тебе, то это следствие слабости твоей убеждённости. Небойся их, не надейся на них, не брани их из-за себя и своих желаний.Поистине, хвалы достоин тот, кого похвалит Аллах и Его посланник, , а порицания — тот, кого порицаетАллах и Его посланник. Когда один из делегатов от племени бану Тамимсказал Пророку: “О Мухаммад, дай мне! Ибо моя похвала — украшение, амоё порицание — бесславие”, — Пророк ответил: “Таков только Аллах”»(Ахмад 3/488, 6/393, 394 от аль-Акраа ибн Хабиса и ат-Тирмизи (3263) оталь-Бараа ибн Азиба; хороший хадис).

Необходимо отметить, что хадис Абу Саида не противоречит словам Пророка Да благословит его Аллах и приветствует : Тот, кто не благодарит людей, не благодарит Аллаха (ат-Тирмизи и Ибн Хиббан от Абу Хурайры, «Сахих аль-Джами( ас-Сагир»аль-Албани (6601); достоверный хадис). Благодарность человекувыражается в мольбе за него или материальном поощрении, поскольку Аллаходарил Своего раба посредством его. Человек получает все блага отАллаха, Единого, Который предопределяет и доставляет их, и у Которогонет в этом деле соучастника. Когда Он пожелает что-либо, Онустанавливает причины, посредством которых Его воля претворяется вжизнь. Посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует сказал: Если кто-топопросил у вас что-либо именем Аллаха, то дайте ему; если кто-топопросил вас о помощи именем Аллаха, то помогите ему; если кто-топозвал вас, то ответьте ему; если кто-то сделал вам добро, тоотблагодарите его, а если вы не найдёте чем отблагодарить, то прочтитеза него молитву, пока не посчитаете, что вы его отблагодарили ( Абу Дауд (1672), ан-Насаи 5/82, Ахмад 2/68 и 99, Ибн Хиббан (2071), аль-Хаким 1/4126 от Абдуллы ибн Умара; достоверный хадис).

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ТРИДЦАТЬ ВТОРОЙ

Автор, да смилостивится над ним Аллах,посвятил эту главу объяснению необходимости испытывать страх и боязньпред одним только Аллахом и запрета бояться Его творений, а такжеразъяснению того, что достичь полного таухида можно только соблюдаяэто. По этому поводу необходимо дать более подробные пояснения, чтобы вэтом вопросе не осталось никаких сомнений и неясностей.

Известно, что страх и боязнь иногдамогут являться одним из видов поклонения, а в ряде случаев могут носитьестественный характер в силу каких-либо причин и конкретныхобстоятельств.

Если страх и боязнь имеют характеробожествления, поклонения и стремления приблизиться к объекту страхаили ведут к скрытому повиновению ему и затаённой боязни, не допускающимослушания, то связывание такого страха с Аллахом является одной извеличайших обязанностей в вере. Если же человек связывает всё это счем-то помимо Аллаха, то это является великим ширком, который Аллах непрощает, поскольку тем самым он придаёт Аллаху сотоварища в этомпоклонении, а ведь оно является одной из величайших обязанностейсердца. Может даже случиться так, что человек станет бояться кого-либодругого больше, чем самого Аллаха.

Тот, кто боится подобным образом одноготолько Аллаха, является искренним муваххидом, а тот, кто страшитсячего-то помимо Него, придает Аллаху равных в своём страхе так же, как итот, кто придаёт Ему равных в любви. Сюда же относятся и те, кто боитсяобитателей могил, считая, что они могут причинить зло, или,разгневавшись, лишить их благ. Именно так мыслят те, кто поклоняетсямогилам.

Страх может быть и естественным, когдачеловек боится, например, врага, дикого зверя, змеи или чего-либо ещё,опасаясь причинения ему явного вреда. Такой страх не связан споклонением и присущ многим верующим, что не входит в противоречие сверой.

Если подобный страх имеет под собойразумную основу, то он не порицается. Если же он является воображаемым,то есть не имеет под собой никакого основания, либо причина егонесущественна, то это осуждается, а испытывающий такой страхпричисляется к трусливым. Пророк Да благословит его Аллах и приветствуетиспрашивал у Аллаха защиты от трусости, которая является проявлениемпорочной морали. Совершенная вера в Аллаха, упование на Него и мужествозащищают человека от этой разновидности страха. Качества верующих исильнейших из них таковы, что из-за своей крепкой веры их душам неведомы никакие страхи, и они преисполнены уверенности и спокойствия.Они преисполнены мужества в своих сердцах и полностью уповают наАллаха, суть чего раскрывается в следующей главе.



Книга Единобожия

Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика