Глава 34 О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Смысл аята 99 из суры «Преграды».

2. Смысл аята 56 из суры «Аль-Хиджр».

3. Напоминание о суровом исходе для тех, кто считает себя в безопасности от хитрости Аллаха.

4. Напоминание о суровом исходе для тех, кто отчаялся в милости Аллаха.

Всевышний Аллах сказал:

«Разве они чувствуют себя вбезопасности от хитрости Аллаха? В безопасности от хитрости Аллаха себячувствуют только люди, потерпевшие убыток!»* (Преграды, 99).

Всевышний сказал также:

«Кто же может отчаяться в милости Господа своего, кроме заблудших?» (Аль-Хиджр, 56).

*Всевышний сказал: «А если быобитатели поселений уверовали и убоялись Аллаха, Мы открыли бы им благаНеба и Земли. Но они сочли это ложью, и Мы схватили их за то, что ониприобрели! Разве обитатели поселений были уверены, что их не постигнетНаша ярость ночью, когда они спят? Разве же были уверены обитателипоселений, что их не постигнет Наша ярость утром, когда онизабавляются? Разве они чувствуют себя в безопасности от хитростиАллаха? В безопасности от хитрости Аллаха себя чувствуют только люди,потерпевшие убыток!» (Преграды, 96—99).

Некоторые салафы сказали, что хитростьАллаха заключается в том, что «Аллах обольщает их благами, когда они неповинуются Ему, одаряет их долгой жизнью, а затем взыскивает с нихнаказанием Могущественного, Могучего».

Посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует сказал: Если Аллах одарил Своего раба тем, чего он желает в мирской жизни, несмотря на его грехи, то, поистине, это — обольщение. (Ахмад, Ибн Джарир, Ибн Абу Хатим, ат-Табарани в «аль-Кабире»,аль-Бейхаки в «Шуаб аль-Иман» от Укбы ибн Амира; достоверный хадис).

Ибн Абу Хатим передал, что Исмаил Рафи(сказал: «Чувство безопасности от хитрости Аллаха имеет место, когда рабпродолжает совершать грехи, желая прощения Аллаха».

Ибн Аббас рассказывал, что однажды посланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует спросили о смертных грехах, и он ответил:

Это — приобщение к Аллаху равных, потеря надежды на помощь Аллаха и ощущение безопасности от хитрости Аллаха. (Аль-Хейсами 1/104 сказал, что этот хадис передали аль-Баззар и ат-Табарани, а его передатчики хадисов заслуживают доверия).

Ибн Масуд передал так:

«Самые страшные из смертныхгрехов — это приобщение к Аллаху равных, ощущение безопасности отхитрости Аллаха, отчаяние в милости Аллаха и потеря надежды на помощьот Аллаха».* Это передал Абд ар-Раззак в «Маджму( аз-Заваид» аль Хайсами 1/104.

*В хадисе содержится указание нанеобходимость надежды и страха. Раб, который боится Аллаха, неотчаивается, не теряет надежды и надеется на Его милость. Салафыпредпочитали, чтобы страх был крепким в благоденствии, а надежда — принедуге. Это принцип Абу Сулаймана ад-Дарими и других. Он сказал:«Необходимо чтобы сердцем овладевал страх. Если надежда пересиливаетстрах, то сердце становится порочным. Всевышний сказал: «Поистине, для тех, кто втайне боится своего Господа, — прощение и великая награда» (Власть, 12). Он также сказал: «Они боятся дня, когда перевернутся и сердца, и взоры»

(Свет, 37). Всевышний также сказал: «...икоторые подают в милостыню то, что подают, в то время как сердца ихтрепещут от того, что они к Господу своему возвратятся, — это онистремятся к благам и опередят других на пути к ним» (Верующие, 60—61). Он также сказал: «Разве тот, кто усерден в часы ночи, падая ниц и стоя, остерегается жизни Будущей и надеется на милость своего Господа?..» (Толпы, 9). В этом аяте остережение упоминается перед надеждой [что ещё раз указывает на его необходимость — Ред.]»

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТОЙ

Цель этой главы заключается вобъяснении того, что человек обязан бояться Аллаха, обращаясь к Нему снадеждой и трепетом. Взглянув на свои прегрешения и вспомнив осправедливости Аллаха и суровости Его наказания, он обязанпреисполниться страха и боязни пред Аллахом, а осознав всеобщую ичастную добродетель Аллаха, Его всеобъемлющее милосер-дие — ещё сбольшей надеждой устремиться к Аллаху.

Будучи покорным Ему, он обязаниспрашивать у своего Господа всяческих благ за свою покорность, боясьтого, что она может быть отвергнута из-за её недостаточности. Совершивже грех, человек обязан просить своего Господа принять его покаяние ипростить ему то, что он совершил, испытывая при этом страх бытьнаказанным по причине недостаточной искренности своего покаяния исклонности к греховным деяниям.

Пребывая в благе и довольстве, человекдолжен испрашивать у Аллаха их продолжения и увеличения, стремясьвыразить Ему свою благодарность, при этом он должен бояться, что принедостаточной благодарности Аллах может лишить его этих благ. А в бедеи горе он должен просить у Аллаха избавления от этого и ждать радостиразрешения трудностей. Он также должен испрашивать награды запроявленную стойкость и терпение, боясь при этом одновременноговозникновения двух несчастий: того, что его может миновать желаннаянаграда, и что с ним может случится что-либо плохое, если он не проявитдолжного терпения.

Верующий муваххид в любой ситуацииобязан пребывать в страхе и надежде, что является его долгом и несётпользу, так как посредством этого человек обретает счастье.

Раб Аллаха должен избегать двух вредныхкачеств: чрезмерного страха, приводящего к отчаянию в милости Аллаха иЕго помощи, а также избытка надежды, ибо это ведёт к чувствубезопасности от хитрости Аллаха и Его наказания. Если это происходит счеловеком, то он теряет те необходимые чувства страха и надежды,которые являются одними из важнейших столпов таухида и требований веры.

Отчаяние в милости Аллаха и разочарование в Его помощи имеют в своей основе два порицаемых обстоятельства:

1) раб Аллаха позволяет себечрезмерности, осмеливается совершать прегрешения, упорно продолжая их,отваживается на непослушание Аллаху, прекращает стремиться к милостиАллаха, совершая деяния, исключающие получение такой милости. В концеконцов это становится свойством натуры, привычкой, в чём и состоит цельШайтана. Если человек доходит до такого предела, то обрести добро онсможет только искренним покаянием и решительным отказом от прежнегообраза жизни;

2) раба Аллаха может охватить сильныйстрах за совершенные его руками преступления, что ослабляет егоуверенность в безграничном милосердии Аллаха и возможности прощения. Посвоему невежеству человек полагает, что Аллах не простит его и нениспошлет ему милость, даже в случае его покаяния и раскаяния. Волячеловека слабеет, и он теряет надежду на милосердие Аллаха. Этоотносится к недопустимым и вредным проявлениям, являясь следствиемнедостаточного знания раба Аллаха о своём Господе и о своих правах, атакже следствием малодушия, беспомощности и униженности.

Если бы человек знал своего Господа ине предавался лени, то осознал бы, что даже минимальное усилие с егостороны связывает его с Господом, обеспечивает Его милость, щедрость ивеликодушие.

Чувство же безопасности от хитрости Аллаха также обусловлено двумя губительными причинами:

— первая из них заключается в том, что раб Аллаха отказывается отрелигии и проявляет безразличие к познанию своего Господа и Его прав. Всилу собственной нерадивости он продолжает быть небрежным инеисполнительным в отношении своих обязанностей, погрязает в греховныхдеяниях, в результате чего из его сердца исчезает страх пред Аллахом, ив нем не остаётся веры, так как истинная вера подразумеваетобязательное наличие страха пред Аллахом и Его наказанием как в этом,так и в ином мирах;

— вторая причина состоит в том, чточеловек поклоняется, пребывая в невежестве, восхищаясь самим собой иобольщаясь собственными деяниями. Пребывая в невежестве, человекпозволяет себе вольности в своих делах, не испытывая при этом никакогостраха. При этом он считает, что занимает высокое положение предАллахом и находится в безопасности от Его хитрости, самоуспокоеннополагаясь на свою слабую и низменную душу. В итоге он оказываетсяброшенным на произвол судьбы и лишается любой удачи, поскольку он сампричинил себе зло.

Из данного разъяснения становится ясной несовместимость всего вышеперечисленного с таухидом.





Книга Единобожия

Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика