Глава 35 СТОЙКОСТЬ ПЕРЕД ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕМ АЛЛАХА ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ ВЕРЫ В НЕГО


РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Смысл аята 11 из суры «Взаимное обманывание».

2. Стойкость перед предопределением Аллаха является составной частью веры в Аллаха.

3. Опорочивание рода является неверием.

4. Суровая угроза тому, кто бьёт себя по щекам и рвёт свою одежду, а также обращается с призывом времён джахилиййи.

5. Указание на то, что Аллах желает добра Своему рабу.

6. Указание на то, что Аллах желает ему также и зла.

7. Указание на то, что Аллах любит Своего раба.

8. Запрещение гнева.

9. Награда за удовлетворённость несчастьем.

Всевышний Аллах сказал:

«Не происходит никакогонесчастья, иначе как с позволения Аллаха. А кто уверовал в Аллаха,наставляет Он сердце его на верный путь...»* (Взаимное обманывание, 11).

*Имам Ахмад сказал: «Всевышний Аллах упомянул терпение в девяноста местах Своей Книги».

Посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует сказал: Терпение — это свет ( Ахмад 5/343, 344, Муслим (223), ат-Тирмизи (3512) от Абу Малика аль-Ашари). Он также сказал: Никто не был одарён более благим даром, чем терпение ( аль-Бухари 3/265, 11/260, Муслим (1053) от Абу Саида аль-Худри).

Умар рассказывал: «Мы почувствовалихорошую жизнь благодаря терпению» (аль-Бухари 11/260. Ахмад привёл егов «аз-Зухде» с достоверным иснадом). Али ибн Абу Талиб сказал: «Верабез терпения — всё равно что тело без головы». Зачем он повысил голос исказал: «Поистине, нет веры у того, у кого нет терпения!»

Ибн Масуд же сказал: «Убеждённость —это вся вера, а терпение — половина веры». Ибн аль-Каййим писал, чтотерпение оберегает душу от озабоченности, язык — от жалоб и гнева, рукии органы — от самобичевания и прочего.

Терпение делится на три вида: терпениев выполнении приказов Аллаха, терпение в избегании того, что запретилАллах, и стойкость перед предопределением Аллаха в бедствии.

Всевышний сказал: «Непроисходит никакого несчастья, иначе как с изволения Аллаха. А ктоуверовал в Аллаха, наставляет Он сердце его на верный путь...» (Взаимное обманывание, 11). Каждый верующий должен знать, что постигшееего несчастье предопределено Аллахом, и поэтому он должен терпеливоотнестись к этому. Ведь Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Мыиспытываем вас страхом, голодом, потерей имущества, жизни и плодов; нообрадуй терпеливых — тех, которые, когда постигает их бедствие,говорят: “Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращаемся!” Это —те, над которыми благословение от их Господа и милость, и они — идущиеверным путём» (Корова, 155—157).

Алкама сказал: «Это сказано в отношениичеловека, который, когда его постигает несчастье, знает, что этопроисходит по воле Аллаха, и поэтому смиряется со случившимся ипокоряется». (Аль-Бухари 8/500 от Алкамы от Ибн Масуда; хадиссогласован. Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани в «Фатх аль-Бари» писал: «Абдар-Раззак привёл его от Ибн Уйайны от аль-А(маша от Абу Зибйана отАлкамы, но не упоминал имени Ибн Масуда»).

В «ас-Сахихе» Муслима приводится хадис Абу Хурайры:

«Посланник Аллаха сказал: Две черты людей являются проявлением неверия — опорочивание рода и оплакивание умершего».* ( Муслим, [67]).

Аль-Бухари и Муслим передали хадис Ибн Масуда о том, что Пророк Да благословит его Аллах и приветствует сказал:

Не из нас тот, кто бьёт себя по щекам, рвёт свою одежду и обращается с зовом времён джахилиййи**. ( Передали Аль-Бухари 3/131 и 132, Муслим [103]).

Анас рассказывал, что Пророк Да благословит его Аллах и приветствует сказал:

Если Аллах хочет добраСвоему рабу, то Он ускоряет его наказание в мирской жизни. Если жеВсевышний желает зла для Своего раба, то Он воздерживается от наказанияза совершённый им грех до наступления дня Воскресения***. Этот хадис передал ат-Тирмизи (2398); достоверный хадис.

Пророк Да благословит его Аллах и приветствует сказал:

Величина награды зависит отвеличины несчастья. Если Всевышний Аллах возлюбил какой-либо народ, тоОн посылает ему несчастье. Тот, кто возрадуется этому, обретает Егоблагосклонность, а тот, кто разгневается, обратит Аллах на него гневСвой****. (Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим. (Ат-Тирмизи (2398), Ибн Маджа [4021]).

*Эти черты, являющиеся проявлениемневерия, остались от эпохи джахилиййи. Они всё время находятся в людях,и освобождается от них только тот, кого избавил от них Всевышний Аллах,одарив знаниями и верой. Однако не всякий, у кого проявляется одначерта неверия, становится абсолютным неверным, как и не всякий, вкотором есть одна черта веры, становится истинным верующим.

Из хадиса видно, что терпение являетсяобязательным религиозным предписанием, а к неверию относится и то, чтоне выводит человека из мусульманской общины.

**Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа сказал овыражении «зов времён джахилиййи»: «Это — оплакивание умершего». Помнению других учёных: «Это зов со словами: “О горе мне! О гибель мне!»Ибн аль-Каййим же сказал: «Зов времён джахилиййи подобен призыву кнационализму и фанатичной приверженности к мазхабам, группировкам,святым, превознесению одних над другими. Их сторонники призывают кэтому, дружат и враждуют ради этого. Всё это относится к зову времёнджахилиййи».

***Ибн Теймийа сказал: «Несчастья — этоблаго, потому что они смывают грехи, призывают к терпению, и за нихвоздаётся награда. Они влекут за собой необходимость положиться наАллаха, почувствовать свою слабость пред Ним, отказаться отпривязанности к творениям и прочие из великих благ. Уже по причинесамого несчастья Аллах прощает грехи и ошибки, что также являетсявеличайшим благом.

Несчастья — это милость и благо Аллахапо отношению ко всем Его творениям, но только если тот, кого онипостигают, не впадает из-за них в большее неповиновение, чем до этого,ибо тогда они становятся для него злом по причине его неповиновения врелигии. Среди людей есть такие, у которых, когда их постигаетбедность, болезнь или боль, появляется лицемерие, беспокойство, болезньдуши, явное неверие, они оставляют часть обязательных предписаний,совершают некоторые запрещённые поступки, а это обязательно наноситвред их вере. В отношении таких людей благополучие лучше, чем результатнесчастья, однако не лучше самого несчастья. А для тех, кого несчастьеобязало к терпению и подчинению, оно явилось благом в вере. Поэтому, всущности, несчастья — это деяния Господа, Всемогущ Он и Велик, и Егомилость по отношению к творениям. И Всевышний Аллах достоин хвалы заэто!

Если же Аллах наградил терпением того,кого постигло несчастье, то это терпение также явилось для него благомв религии. Он получил милость после того, как были отпущены его грехи.Похвалой от его Господа для него стало Его благословение, как сказал обэтом Всевышний: «Это — те, над которыми благословение от их Господа и милость
...» Ему

прощаются грехи и повышается его степень [в Раю. —Ред.]. Это получает каждый, кто проявляет обязательное терпение».

****Данный хадис указывает на то, чтонесчастья служат причиной для прощения грехов и вознаграждения. Ибналь-Каййим считал, что они только смывают грехи. Если же ониспособствуют совершению благих дел, таких как терпение,удовлетворённость, покаяние, просьба о прощении, то человеквознаграждается за то, что было вызвано несчастьем. Поэтому говорят,что смысл хадиса: «великое вознаграждение — при великом несчастье, есличеловек проявил терпение и удовлетворённость».

Саад ибн Абу Ваккас рассказывал: «Однажды Пророка спросили: “Каких людей постигают самые великие несчастья?” Он ответил: Пророков,затем самых достойных для подражания, а затем самых достойных дляподражания после них. Человека постигают несчастья в зависимости от еговеры, и они не покидают раба до тех пор, пока не оставят его шагать поземле безгрешным ( ад-Дарими 2/320, Ибн Маджа (4023), ат-Тирмизи (2400), Ахмад 1/172).

Если раб Аллаха познает, что самыевеликие несчастья постигали пророков и праведников, что вдействительности они являются милостью, что уберечь от них может лишьАллах, и что пророки и праведники не могут принести ни вреда, ни пользыдаже себе, а тем более другим, то он поймёт тщетность обращения к ним сцелью обретения необходимого и избавления от печалей. В том, чтопророков и праведников постигали несчастья, содержится великоемножество тайн, мудростей, благ и счастливых последствий, которых несчесть. И тот, кто возрадуется несчастью, обретёт благосклонностьАллаха, ибо Он сказал: «Воздаяние их у Господа своего — садыЭдема, из-под которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Аллахдоволен ими и они довольны Им...» (Ясное знамение, 8).

Если Всевышний Аллах доволен каким-точеловеком, то он обретает все блага и избавляется от всех зол.Довольство же раба состоит в том, что он отдаётся воле Аллаха и егопереполняют прекрасные мысли о Нём и желание получить Его награду. Ониспытывает спокойствие, довольство, любовь к Аллаху, доверие к Нему,как сказал Ибн Масуд: «Поистине, Аллах по Своей справедливости сделалпокой и радость в убеждённости и довольстве, а беспокойство и печаль —в сомнении и негодовании». Ибн Акиль, опираясь на этот хадис, считал,что довольство несчастьем является обязательным религиознымпредписанием. Аль-Кади, Ибн Теймийа и Ибн аль-Каййим считали это необязательным, а желательным.

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ТРИДЦАТЬ ПЯТОЙ

Для каждого очевидно, что терпение впокорности Аллаху и терпение в избежании грехов являются проявлениямиверы, однако они также являются её составными частями. Вера же целикомпредставляет собой стойкость и терпение в том, что любит Аллах и чтоведёт к Его благосклонности и приближает к Нему, и воздержание отсовершения всего недозволенного.

Религия имеет в своей основе три столпа: утверждение истинности слов Аллаха и Его посланника Да благословит его Аллах и приветствует подчинение повелениям Аллаха и Его посланника Да благословит его Аллах и приветствует избегание всего запрещённого ими.

Сюда же относится стойкость передтяжкими испытаниями, предопределёнными Аллахом, однако этому уделяютособое внимание, поскольку верующим крайне необходимо знать это идействовать соответствующим образом.

Если раб Аллаха знает, что любоенесчастье происходит по воле Аллаха, что Аллах Своей мудростьюпредопределяет это, и что в этом есть великая милость для Его раба,если он с удовлетворением встречает волю Аллаха, покоряется Еговелению, не нарушает Его запретов, стремясь приблизиться к Нему,испрашивая Его награды и боясь Его наказания, обладая наилучшейморалью, то его сердце успокаивается, а его вера и таухид крепнут.




Книга Единобожия

Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика