Глава 36 О ПОКАЗУХЕ

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Смысл аята 110 из суры «Пещера».

2. Серьёзное предупреждение об отвергании любого праведного деяния, если оно в какой-то степени посвящено не Аллаху.

3. Упоминание причины отвергания этого Аллахом, которая заключается в том, что Он абсолютно ни в чём не нуждается.

4. Другая причина состоит в том, что Он лучше всех тех, кого к Нему приобщают.

5. Опасение Пророка Да благословит его Аллах и приветствует по поводу возможности распространения показухи среди своих сподвижников.

6. Он разъяснил это на примере того,как человек молится Аллаху, однако приукрашивает свой Намаз, когдавидит, что за ним наблюдают другие.

Всевышний Аллах сказал:

«Скажи: “Я ведь — лишь человек,подобный вам: ниспослано мне откровение о том, что Бог ваш — БогЕдиный. И кто надеется встретить своего Господа, пусть творит делоблагое и в поклонении Господу своему не приобщает к Нему никого”» (Пещера, 110).

Абу Хурайра рассказывал со слов Пророка Да благословит его Аллах и приветствует :

Всевышний Аллах сказал: “Яне нуждаюсь в каком бы то ни было сотоварище. Я оставлю любого, ктосвоим действием приобщит ко Мне сотоварища, вместе с его ширком”*. Этот хадис приводится Муслимом. (Муслим (2985), Ибн Маджа [4202]).

Абу Саид передал следующее высказывание Пророка Да благословит его Аллах и приветствует :

Не сообщить ли мне, что для вас является более опасным и страшным, чем аль-Масих ад-Даджжаль ?»** Люди ответили: «Сообщи, о посланник Аллаха!» Он сказал: Это — скрытый ширк: когда человек встаёт на Намаз, специально приукрашивая его, когда видит, что на него кто-то смотрит. Этот хадис приведён Ахмадом. (Ахмад 3/30, Ибн Маджа (4204); хороший хадис).

*Ибн Раджаб в книге «Джами( аль-Улумва-ль-Хукм» сказал: «Знай, что дела, совершённые не ради Аллаха, бываютнескольких видов. Иногда это бывает откровенной показухой, как в случаес лицемерами, о которых сказал Всевышний: «А когда они встают на Намаз, то встают ленивыми, делая вид пред людьми и лишь изредка вспоминая Аллаха» (Женщины, 142). Подобная откровенная показуха почти не встречается уверующих при обязательных Намазах и посте, однако может появиться прираздаче милостыни, совершении обязательного большого паломничества ипрочих открытых обрядах, а также деяний, польза которых передаётсядругим. Искренность при совершении этих деяний очень ценна. Мусульманене сомневаются, что подобное деяние будет иметь плохой результат, и чтосовершивший его заслуживает ненависти Аллаха и наказания...

Иногда деяние совершается ради Аллаха,однако его сопровождает показуха. Если показуха проникла в его основу,то деяние является бесполезным, на что указывают достоверные священныетексты». Далее имам привёл хадисы, указывающие на это и сказал: «Еслиже с намерением вести Джихад смешалось намерение, отличное от показухи,такое как получение вознаграждения за службу, получение части трофеевили торговля, то вознаграждение [от Аллаха. — Ред.] за Джихад уменьшается, но он не становится недействительным полностью».

Имам Ахмад сказал: «Торговец и наёмник получают вознаграждение [у Аллаха. — Ред.] в зависимости от искренности своего намерения в походах, и они не равныс тем, кто ведёт Джихад своей жизнью и имуществом и не смешивает с этимничего иного».

Абдулла ибн Амр сказал: «Если кто-либо из вас выступил в поход, и Аллах вознаградил его за это заработком [т. е. трофеями. — Ред.], то не беда. Но если кто-либо из вас выступает в поход, когда получаетдирхемы, и не выступает, когда не получает их, то в этом нет никакогоблага».

Муджахид, да смилостивится над нимАллах, сказал о Хадже, совершённом погонщиком верблюдов, наёмнымрабочим или же торговцем: «Он совершенный, и вознаграждение за него неуменьшается, ибо главной целью этих людей было совершить Хадж, а незаработать деньги».

Ибн Раджаб также сказал: «Если основадеяния человека была ради Аллаха, однако затем у него неожиданнопоявилось намерение показаться перед людьми, то, если оно быломимолётным, и затем он отбросил его, оно не принсёт ему вреда, в чёмединодушны все учёные. Если же оно было продолжительным, то салафыразошлись во мнении, становится ли деяние недействительным или нет.Имам Ахмад и Ибн Джарир считали, что деяние не становитсянедействительным, и человек будет вознаграждён за основное намерение».Этот вопрос полностью раскрывается в комментарии к хадису Абу Саида.

**Аль-Масих ад-Даджжаль, или Лжемессия,чьё появление является одним из великих признаков наступления Часа,явится величайшим испытанием для человечества. О его пришествиисообщали все пророки Аллаха. Он соберёт вокруг себя большое количествосторонников, затем провозгласит себя пророком, а позднее и самимАллахом. Всевышний наделит его великими возможностями — он сможет дажеостановить Солнце, что заставит многих людей поклоняться ему. Внешностьего будет уродлива, а места для одного глаза у него просто не будет.Перед его искушением смогут устоять только крепкие верующие, в сердцахкоторых утвердился таухид и знание того, что поклонения не достоинникто, кроме Аллаха, Всемогущ Он и Велик, и что Превыше Он того, чтоприобщают к Нему неверные!

***Абу Али аль-Фадиль ибн Ийад сказал:«Деяния не принимаются, если они были искренними, но не былиправильными, или были правильными, но не были искренними, до тех пор,пока они не станут искренними и правильными. Искренним же является то,что совершается ради Аллаха, а правильным — то, что соответствуетСунне».

Верующий должен совершать дела толькоради Аллаха, и желание услышать похвалу от людей не должноприсутствовать в его сердце. Однако если человек совершил благое делоискренне ради Аллаха, и его за это похвалили люди, то в этом нет ничегоплохого, если при этом в душу этого человека не закрались любовь кпохвале и самовосхваление. Абу Зарр рассказывал: «Однажды Пророкаспросили о человеке, совершающем доброе дело, за которое его хвалятлюди. Он сказал: Это — скорая радостная весть для верующего [ Муслим (2642)].


Книга Единобожия

Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика