Глава 37 СТРЕМЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА СОВЕРШАТЬ ПРАВЕДНОЕ ДЕЛО РАДИ МИРСКИХ БЛАГ ЯВЛЯЕТСЯ ШИРКОМ

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Желание человека обрести мирские блага за счёт содеянного им для Будущей жизни.

2. Смысл аятов 15—16 из суры «Худ».

3. Именование мусульманина выражениями «раб динара», «раб дирхема», «раб убранства».

4. Разъяснение этого тем, что «он доволен, если даровано ему благо, а если не получает ничего, то сердится».

5. Высказывание Пророка Да благословит его Аллах и приветствует : «Да будет он несчастен и опрокинется с ног на голову!»

6. Его высказывание: «Даже будучи уколотым колючкой, да не извлечёт он её!»

7. Восхваление муджахида, обладающего указанными в этой главе качествами.

Всевышний Аллах сказал:

«Тому, кто желает жизни ближнейи её услад, Мы полностью воздадим в ней за дела их, и не будут ониздесь обделены. Это — те, для которых в Будущей жизни нет ничего, кромеОгня, и тщетно то, что они совершили здесь, и пусто то, что онитворили!»* (Худ, 15—16).

*Совершение религиозных обрядов радидостижения мирских благ является ширком, противоречащим предписанномуАллахом обязательному совершенству таухида, и уничтожает деяния рабаАллаха. Это хуже и опаснее показухи, поскольку стремление к мирскимблагам преобладает во многих делах, а показуха в большинстве случаевпроявляется лишь иногда и не является продолжительным чувством.Истинный верующий должен остерегаться обоих этих деяний.

Катада сказал: «Тому, чьей заботой,предметом желаний и стремлением является мирская жизнь, Аллах воздастза благие дела в этом мире, и в Будущей жизни у него не останетсяблагих дел, за которые он может быть вознаграждён. А верующий получаетвознаграждение за благие дела как в мирской жизни, так и в Будущей» (изтафсира Ибн Джарира ат-Табари).

Салафы упоминали несколько видов дел, относящихся к приведённому выше аяту и которые широко распространены среди людей.

1. Праведные дела — милостыня, Намаз,поддержание родственных связей, благое отношение к людям, отказ отнесправедливости — это совершаемые многими людьми искренне ради Аллахапоступки, но в то же время это делается не ради вознаграждения Аллаха вБудущей жизни, а ради Его награды в этом мире — сохранения иприумножения их имущества, благополучия их семей и детей. Они нестараются попасть в Рай и избежать Огня, и Аллах воздаёт им полностью вэтом мире, однако в Будущей жизни они не имеют никакой доли. О подобныхделах сообщил Ибн Аббас.

2. Человек внешне совершает праведноедело, однако его намерением является только показуха перед людьми. Этотвид хуже и опаснее первого. Такой человек вообще не ищет вознагражденияв Будущей жизни. Об этом виде дел сообщил Муджахид.

3. Праведное дело, совершаемое радиматериальных ценностей, например, большое паломничество с цельюизвлечения прибыли, переселение к мусульманам (Хиджра) ради мирскихблаг или женитьбы, Джихад ради трофеев, изучение науки с цельюполучения выгоды или открытия школы, изучение Священного Корана иприлежание в Намазе ради получения должности в мечети. Это являетсяшироко распространённым явлением.

4. Человек повинуется Аллаху, искреннесовершая дела только ради Него Одного, однако совершает великоеневерие, выводящее его из Ислама. К подобным людям относятся иудеи ихристиане, даже если они поклоняются только Аллаху, дают милостыню исоблюдают пост

только ради Него, желая благ в Будущей жизни, а также мусульмане, еслиони совершают великое неверие или ширк, полностью выводящие их изИслама. Об этом виде сообщил Анас ибн Малик и другие, и салафы оченьбоялись этого. Они говорили: «Если бы я знал, что Аллах принял от меняхотя бы один земной поклон, то пожелал бы смерти, ибо Всевышний Аллахсказал: “Ведь Аллах принимает только от богобоязненных” (Трапеза, 27).

Абу Хурайра сказал: «Я расскажу вамхадис, рассказанный мне посланником Аллаха в этом доме, когда в нём небыло никого, кроме меня и его», и вдруг упал без чувств. Придя в себя,он повторил: «Я расскажу вам хадис, рассказанный мне посланником Аллахав этом доме, когда в нём не было никого, кроме меня и его», — а затемвновь потерял сознание, упав на лицо, словно подкошенный, и этопродолжалось довольно долго. Затем он пришёл в себя и сказал:

«Посланник Аллаха рассказал мне, что вдень Воскресения Всевышний и Благословенный Аллах спустится к Своимрабам для вершения Суда, в то время как все общины будут опущены наколени. И первыми, кого Он позовёт, будут те, кто выучил наизусть весьКоран, кто погиб на пути Аллаха и кто владел большим имуществом.Всевышний и Благословенный Аллах спросит чтеца Корана: “Не научил ли Ятебя тому, что ниспослал Своему посланнику?” Он ответит: “Да, оГосподь!” Он спросит: “Что же ты сделал из того, чему Я тебя научил?”Он ответит: “Я выстаивал Намаз ночью и днём”. И скажет ему Аллах: “Тылжёшь!” И скажут ему ангелы: “Ты лжёшь!” Аллах скажет ему: “Ты хотел,чтобы сказали: (Такой-то чтец Корана(, — и это уже сказано”.

Затем приведут владельца имущества, иАллах спросит его: “Не увеличил ли я твоё богатство, пока не сделалтебя не нуждающимся ни в ком?” Он ответит: “Да, о Господь!” Он спросит:“А что ты сделал из того, что пришло к тебе?” Он ответит: “Яподдерживал родственные связи и делал пожертвования”. И скажет емуАллах: “Ты лжёшь!” И скажут ему ангелы: “Ты лжёшь!” Аллах скажет ему:“Ты хотел, чтобы люди сказали: (Такой-то — щедрый(, — и это ужесказано”.

Затем приведут того, кто погиб на путиАллаха, и Аллах спросит его: “За что ты погиб?” Он ответит: “Мне былоприказано воевать на Твоём пути, и я воевал, пока не погиб”. И скажетему Аллах: “Ты лжёшь!” И скажут ему ангелы: “Ты лжёшь!” Аллах скажетему: “Ты хотел, чтобы о тебе сказали: (Такой-то — смелый(, — и это ужесказано".

После этого посланник Аллаха похлопалменя по колену и сказал: “О Абу Хурайра! Эти трое — первые творенияАллаха, которыми возгорится Огонь в день Воскресения”» (ат-Тирмизи(2383), Ибн Хиббан (4502), аль-Хаким 1/418 и 419. Аль-Хаким назвал егодостоверным, с чем согласился и аз-Захаби).

В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится следующий хадис Абу Хурайры:

Посланник Аллаха сказал: Несчастен рабдинара, несчастен раб дирхема, несчастен раб одежды, несчастен рабубранства! Он доволен, если даровано ему благо, а если не получаетничего, то сердится. Да будет он несчастен и опрокинется с ног наголову! Даже будучи уколотым колючкой, да не извлечёт он её!

Туба* — тому, кто держитсяза узду своего коня на пути Аллаха, с растрёпанными волосами изапылёнными ногами. Если он несёт службу на заставе, то делает этодолжным образом, а если он в арьергарде, то служит по-настоящему. Когдаон испрашивает разрешения, он не получают его, а когда заступается, егозаступничество не принимается**». ( Аль-Бухари 6/61 и, в сокращённой форме, 11/216; Ибн Маджа).

*Туба — это дерево в Раю. Абу Саид аль-Худри рассказывал, что Пророк Да благословит его Аллах и приветствует сказал: Туба — тому, кто видел меня и уверовал. Туба, ещё туба и ещё туба — тому, кто уверовал в меня, не видев меня ( Ахмад и Ибн Хиббан. Аль-Албани назвал этот хадис достоверным в «Сахих аль-Джами( ас-Сагир ва Зийадатух» [3923]).

Абу Хурайра рассказывал, что однажды Пророка Да благословит его Аллах и приветствуетспросили: «Что такое туба?» Он ответил: «Это — дерево в Раю длиною всто лет» (Аль-Бухари 6/233 и 8/481, Муслим (2826)). Этот же хадисрассказывали Сахль ибн Саад, Абу Саид аль-Худри. В рассказе у Муслима(2828) от последнего говорится: «В Раю есть дерево, в тени котороговсадник скачет сто лет, и оно не кончается». Абу ас-Саадат же сказал:«Туба — это одно из названий Рая».

Вахб ибн Мунаббих, да смилостивится надним Аллах, рассказывал: «Поистине, в Раю есть дерево, называемое туба,в тени которого всадник скачет сто лет, и оно не кончается. Цветы его —покрывала, листья — аба, ветви — амбра. Долина, в которой оно растёт, —из яхонта, земля её — камфара, глина же её — мускус. А из-под корнейего вытекают реки — винные, молочные и медовые.

И когда собраны будут обитатели Рая, кним придут ангелы их Господа, ведя за золотые узды породистых лошадей,которые будут подобны источникам света от их красоты, а гривы — подобнышёлку от их нежности. На них будут сёдла из яхонта, бока их — иззолота, а попоны — из тафты и парчи. Когда они остановятся, ангелыскажут обитателям Рая: “Господь ваш послал нас за вами, чтобы вынавестили Его и приветствовали”. Они сядут верхом на лошадей, а лошадите быстрее птиц и удобнее постелей. Рысью, без всякой усталости будетскакать всадник рядом со своим братом, разговаривая с ним и беседуя подушам.

Когда же прибудут они к Милостивому,Милосердному, снимет Он покрывала со Своего Благородного лика, и онипосмотрят на Него. Увидев Его, они скажут: “О Аллах! Ты свободен отвсякого несовершенства и от Тебя исходит мир! Благословен Ты, оОбладатель величия и почёта!” Всевышний и Благословенный Аллах скажетим: “Да, Я свободен от всякого несовершенства, и о Меня исходит мир. Выже заслужили Мою милость и Мою любовь. Добро пожаловать, о Мои рабы,которые боялись Меня, не видя Меня, и подчинились Моему повелению”.Тогда они скажут: “Господь наш! Мы не поклонялись Тебе достойно Тебя,не ценили Тебя достойно Тебя, позволь же нам пасть ниц пред Тобой!”Аллах скажет им: “Поистине, эта обитель не для тяжёлого труда ипоклонения, это — обитель власти и блаженства. Я избавил вас от трудапоклоняться, потому просите Меня о чём пожелаете, и каждый получит то,что восхочет”. И они попросят у Него столько, что пожелавший самоемалое скажет: “О Господь! Обитатели Земли соперничали друг с другом вдостижении мирских благ, однако им всё время казалось мало. О Господь!Дай мне всё то, что было в земном мире с того дня, как Ты сотворил его,вплоть до его конца”. Всевышний Аллах скажет: “Сегодня ты ограничилсвои желания и попросил менее того, чего ты достоин. Тебе от Меня то,что ты возжелал, и Я одарю тебя достойным Меня образом, ибо Мои дары нетягостны Мне и не скупы”. Затем Он скажет: “Покажите Моим рабам то, чтоне объяли их желания и что не пришло им на ум".

И покажут им такие блага, что будутисчерпаны все желания, которые были у них в душе. Среди того, что импокажут, будут аргамаки с ярмами, на каждых из четырёх из которых будетложе из яхонта. Над каждым ложем будет возвышаться шатёр из золота. Вкаждом из шатров — по одному ковру из высоких райских ковров. В каждомиз шатров — по две девушки из черноглазых райских обитательниц. Накаждой девушке — по два покрывала из райских покрывал. И нет в Раюцвета, которого нет на них, и прекрасного запаха, которым бы они неблагоухали. Свет их лиц проникает сквозь толщу шатра, так что смотрящийна них думает, что они вне его. Костный мозг их виден сквозь голеньподобно белой нити внутри рубина. Эти девушки считают, что их супругпревосходит других так же, как солнце превосходит камень, или дажебольше. Он думает о них так же, а затем входит к ним, и тогда теприветствуют его, целуют, обнимают и говорят: “Клянёмся Аллахом, мы недумали, что Аллах создаст подобного тебе”. Затем Всевышний Аллахприказывает ангелам провести их строем по Раю, пока каждый из них недостигнет обители, приготовленной для него» (Ибн Джарир; хадисудивительный (гариб) и очень странный).

**Смысл этих слов: если он просит управителя чего-либо, он не получает на это разрешения, поскольку незанимает особого положения среди его приближённых, да и не

стремится к тому, желая вознаграждения только от Аллаха. Если же онзаступается за кого-либо перед правителем — в том, что любит Аллах, —его ходатайство отклоняется по той же причине.

Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа сказал:«Пророк назвал его рабом динара, рабом дирхема, рабом одежды и рабомубранства и проклял его, сказав: “Да будет он несчастен и опрокинется сног на голову! Даже будучи уколотым колючкой, да не извлечёт он её!” Втакой ситуации находится человек, которого постигает зло, однако он неможет освободиться от него и не может преуспеть, поскольку он несчастени опрокинулся с ног на голову. Он не достигает желаемого и неизбавляется от зла, и именно таково положение поклоняющегося имуществу.“Он доволен, если даровано ему благо, а если не получает ничего, тосердится”. Всевышний сказал: «Среди них есть и такие, чтоклевещут на тебя из-за милостыни. Если им дано что-нибудь из неё, тоони довольны, а если не дано, то они сердятся» (Покаяние,58). Однако доволен он не Аллахом, и даже сердится не на Аллаха: ондоволен, если приобретает это, и гневается, если не приобретает. Онявляется рабом собственных страстей, поскольку рабство вдействительности представляет собой рабство души. Человек являетсярабом того, что поработило его душу».

Ибн Теймийа продолжил далее: «В такомже положении находится и жаждущий имущества. И если это овладело егодушой, то обстоятельства этого можно разделить на два вида:

1) когда человек нуждается в нём также, как он нуждается в еде, питье, женитьбе, жилище и тому подобном,желая и прося его от Аллаха. Человек использует это имущество принеобходимости, как, например, осла, на котором он ездит, или ковёр, накотором он сидит, не становясь при этом его рабом и не жаждая мирскихуслад;

2) когда же раб не нуждается в нём,необходимо, чтобы его сердце не привязывалось к этому. Если же онопривяжется к подобному имуществу, то он может превратиться впорабощённого им, и, возможно, станет поклоняться и полагаться на неговместо Аллаха. Вместе с этим не останется ни подлинного рабства впоклонении Аллаху, ни подлинного упования на Него. Это — один из видовпоклонения не Аллаху и один из видов упования не на Аллаха. Такойчеловек наиболее заслуживает слов: “Несчастен раб динара, несчастен рабдирхема, несчастен раб одежды, несчастен раб убранства!” Он являетсярабом этих обстоятельств, даже если просит их от Аллаха, и если Аллаходаряет его, он доволен этим, а если Он лишает его, он гневается.Однако же истинным рабом Аллаха является только тот, кто любит то, чтолюбят Аллах и Его посланник, ненавидит то, что ненавидят Аллах и Егопосланник, кто дружит с угодниками Аллахами и враждует с врагамиАллаха. Только он усовершенствовал свою веру».

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ТРИДЦАТЬ ШЕСТОЙ И ТРИДЦАТЬ СЕДЬМОЙ

Следует знать, что искренняяпреданность Аллаху (аль-ихлас) является основой религии, духом таухидаи истинным поклонением. Суть этой искренности состоит в том, чточеловек всеми своими действиями стремится к лику Аллаха, Его награде,Его милости. При этом раб Аллаха действует на основе шести столпов верыи пяти основных религиозных положений Ислама. Он руководствуется такжеистинными проявлениями веры, которые воплощаются в очищении веры приисполнении религиозных обязанностей. Он соблюдает права Аллаха и праваЕго рабов, искренне стремясь всем этим к Аллаху и Будущей жизни. Привсем этом раб Аллаха не проявляет двуличия, не стремится кпопулярности, власти или мирским благам, совершенствуя этим свою веру итаухид.

В величайшем противоречии с этимнаходится показуха людей (ар-рийа(), то есть их действия, совершённыеисключительно ради похвалы людей, личного самовозвеличивания илидостижения сугубо мирских благ. Всё это совершенно противоречитискренности веры и дискредитирует принцип таухида.

Суть показухи можно раскрыть следующим образом:

— если человек делает что-либо, чтобы показать себя перед кем-то излюдей и упорствует в этой своей порочной цели, то его деяния обреченына провал: сам он совершает малый ширк, однако существует опасностьперехода его в ширк великий;

— если человек совершает что-нибудь,стремясь к лику Аллаха, но вместе с тем желая показать себя передлюдьми, не избавляясь в последующем от этого, то, как свидетельствуютимеющиеся священные тексты, все его действия также будут безуспешными;

— если же человек делает что-то,побуждаемый исключительно стремлением к довольству Аллаха, однако вовремя совершения этого действия у него возникает желание показать себяперед людьми, то, если он затем прогонит его и восстановит искренностьсвоей веры пред Аллахом, ему не грозит вред. Если же он смирится с этимгрехом и не будет чувствовать беспокойства, то его деяния будутнесовершенными, половинчатыми, а вера и преданность ослабнут настолько,насколько показуха укоренится в его сердце. Показуха будетпрепятствовать действиям человека, направленным к Аллаху, омрачая их.

Показуха является серьёзным недугом,требующим интенсивного лечения, упорного воспитания в душе искренностии стойкости в противостоянии её вредному влиянию и корыстным целям,испрашивая у Аллаха помощи в борьбе с этим пороком. Быть может, Аллахочистит веру Своего раба и вознаградит его таухидом.

Что же касается совершения праведныхдел ради мирских благ, то если раб Аллаха преследует исключительнотакую цель, совершенно не стремясь к Аллаху и Будущей жизни, то небудет ему доли после смерти. Такого рода действия совершенно несвойственны верующему, ибо даже тот, кто имеет слабую веру, стремится кАллаху и блаженству в Будущей жизни.

Если же действия человека в равной илиблизкой степени направлены как к Аллаху, так и на достижение мирскихцелей, то его вера, таухид и искренность несовершенны, даже если онверующий. Соответственно несовершенными и половинчатыми являются и егодеяния, поскольку этот человек не полностью очистил свою веру предАллахом.

Иногда деятельность человека целикомпосвящена только Одному Аллаху, и он полностью искренен в этом, однакоза свою работу он берёт определённую плату, которая используется в егодальнейшей деятельности ради религии. Это сходно с тем, какоплачиваются добрые дела, например, муджахид получает за Джихад трофеиили продовольствие; мечети, школы и деятельность людей на религиозныхдолжностях финансируются вакуфным министерством. Взимание такой платыне наносит ущерба вере раба Аллаха и его таухиду, поскольку подобнаядеятельность не преследует своей целью достижение мирских благ, анаправлена на благо религии и её укрепление. Именно поэтому Аллахузаконил выплату средств из закята, трофеев и других религиозныхдоходов тем, кто занимает религиозные и полезные общественныедолжности, разъяснив подробности этого.

Данное пояснение преследует цельюдоведение до читателя различных аспектов данной важной проблемы, чтобыу него сложилось ясное представление об этом. Хотя Аллаху это ведомолучше.

Книга Единобожия

Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика