Глава 38 ПОДЧИНЯЮЩИЕСЯ УЧЁНЫМ И ПРАВИТЕЛЯМ В ИХ ЗАПРЕЩЕНИИ РАЗРЕШЁННОГО АЛЛАХОМ И РАЗРЕШЕНИИ ЗАПРЕЩЁННОГО ИМ ДЕЛАЮТ ИЗ НИХ ГОСПОД

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Смысл аята 63 из суры «Свет».

2. Смысл аята 31 из суры «Покаяние».

3. Указание на смысл поклонения, которое отрицал Ади ибн Хатим.

4. Приведение Ибн Аббасом в пример Абу Бакра и Умара, а Ахмадом — Суфйана ас-Саури.

5. Изменение истинной религии до такойстепени, что для большинства поклонение монахам стало праведнейшимделом, получившим название святости (аль-вилайа), а поклонениекнижникам стало наукой и знанием. Затем ситуация усугубилась ещё более,и объектом поклонения наряду с Аллахом стали не праведники, аневежественные люди.

Ибн Аббас сказал:

«Боюсь, что вот-вот падут навас камни с небес! Я говорю: “Сказал посланник Аллаха, да благословитего Аллах и ниспошлёт ему мир...”,— вы же говорите: “А Абу Бакр и Умарсказали..”»* ( Ахмад, 1/337).

Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Меняудивляют люди, осведомлённые об иснаде хадиса и его достоверности, новсё же следующие мнению Суфйана** [ас-Саури. — Ред.], несмотря на то, что Всевышний Аллах говорит: «Пусть берегутся те, которые противятся велению его, дабы не постигла их смута или не постигло их наказание мучительное!» (Свет, 63).А знаешь ли ты, что такое смута? Смута — это ширк. Пожалуй,это означает то, что если кто-либо станет отвергать некоторыевысказывания Пророка, то войдёт в его сердце заблуждение, и онпогибнет».

Ади ибн Хатим рассказывал:

«Я слышал, как Пророк прочитал следующий аят: «Они взяли книжников и монахов своих за господ себе, помимо Аллаха...» (Покаяние, 31). Я сказалему: “Ведь мы же не поклоняемся им!” Тогда он спросил: “Разве незапрещают они то, что разрешено Аллахом, и вы считаете это запрещённым,а если они разрешают запрещённое Аллахом, то и вы разрешаете себе это?”Я ответил: “Да, это так”. Он сказал: “В этом и заключается поклонениеим”». Об этом рассказали Ахмад и ат-Тирмизи; последнийназвал этот хадис хорошим. (Ат-Тирмизи (3094), Ибн Джарир (16631),(16632), (1633), «ад-Дурр аль-Мансур» ас-Суйути 3/230 и др. Ат-Тирмизиназвал хадис странным (гариб), так как до него он дошёл только черезАбд ас-Салама ибн Харба и Атифа ибн Айна, не являющихся знатокамихадисов. Однако Абд аль-Кадир аль-Арнаут сказал, что Ибн Джарират-Табари (16634) приводит этот хадис от Хузейфы, который делает хадисАди ибн Хатима более сильным. Ибн Касир же сказал, что этот хадиспередали Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Джарир через несколько цепочек от Адиибн Xатима).

*К Ибн Аббасу пришли некоторые люди исказали, что Абу Бакр и Умар не считают необходимым Хадж ат-Таматту([когда после совершения Умры (малого паломничества), паломник выходитиз священного состояния ихрама до наступления большого паломничества итогда уже совершает его. — Ред.] и отдают предпочтение Хаджу аль-Ифрад [когда большое паломничество совершается самостоятельно. — Ред.]. Причиной этого являлось чрезмерное скопление людей в Мекке, чтозначительно усугубляло проблему их обеспечения продовольствием и т. п.в течение нескольких месяцев, что они проводили в городе, дожидаясьнаступления времени большого паломничества. Сам Ибн Аббас считал первыйвид обязательным и сказал: «Если паломник совершил обход вокруг Дома[Каабы. — Ред.] и семь раз совершил бег между холмами Сафа и Марва, то он освободился от священного состояния

малого паломничества, хотел он этого или нет». Сурака ибн Малик, когда посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствуетприказал им совершить малое паломничество и освободиться от священногосостояния ихрама после обхода Дома и бега между холмами, сказал: «Опосланник Аллаха, это только в этот год или навсегда?» Он сказал: «Нет,навсегда» (аль-Бухари 3/484, 485 и 13/187. Муслим (1216) и (141) отДжабира ибн Абдуллы).

Приводя эти слова Ибн Аббаса, автор стремился показать, что нет оправдания тем людям, которые обращаются к мнениям [мазхабам. — Ред.] учёных и довольствуются их словами, не зная их доказательств [аятов Корана и достоверных хадисов Посланника Да благословит его Аллах и приветствует на которые они опираются. — Ред.], хотя имеют возможность изучить их. Ведь Всевышний сказал: «...Еслиже вы спорите о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику,если вы веруете в Аллаха и в Последний день. Это — самый лучший и самыйпрекрасный способ разрешения!» (Женщины, 59). Мусульманскиеучёные постоянно исследуют и стараются самостоятельно решать некоторыевопросы юридическо-теологического характера. Посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Если судья [учёный. — Ред.] вынес самостоятельное решение и оказался прав, то он получит двойноевознаграждение, а если он ошибся, то только одно» (аль-Бухари 13/268,Муслим (1716) от Амра ибн аль-Аса). Однако когда учёные встречаютдоказательства из Книги Аллаха и Сунны Его посланника Да благословит его Аллах и приветствуетони придерживаются их и отказываются от результатов собственныхумозаключений. В эпоху праведных имамов — Малика, Ахмада, аш-Шафии, АбуХанифы и других, да смилостивится над ними Аллах, учёные по нескольколет разъезжали по различным городам, собирая хадисы посланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует и изречения его сподвижников Да будет доволен им Аллах. Затем они аккуратно упорядочивали их в своих трудах, приводя ихиснады и тексты, доказывая их достоверность или слабость. Правоведыкаждого мазхаба писали свои труды, в которых приводили доводымуджтахидов, что облегчило труд учёным последующих поколений. Каждыйимам, вынося религиозное постановление (хукм), приводил егодоказательства из Корана и Сунны.

Ещё раз возвращаясь к словам ИбнАббаса, мы видим, что каждый, до кого дошли доказательства, но онотказался от них, следуя мнению своего имама, должен быть опровергнут ипредупреждён за противоречие ясным доказательствам. Таково единогласноемнение всех мусульманских учёных-салафов. Имам Ахмад передал и другоевысказывание Ибн Аббаса: «Слова каждого из нас, кроме Пророка, могутбыть приняты или отвергнуты». Следовать же самостоятельным мнениямучёных можно только в вопросах иджтихада, по которым нет достоверныхтекстов из Корана и Сунны.

**Суфйан ас-Саури — имам, аскет,страстно любивший поклонение Аллаху, верный в передаче священныхтекстов, один из величайших правоведов. Его мазхаб хорошо известен иучёные часто упоминают о нём в книгах о мазхабах, таких как «ат-Тахмид»и «аль-Истизкар» Ибн Абд аль-Барра, «Китаб аль-Ашраф (ала Мазахибаль-Ашраф» Ибн аль-Мунзира, «аль-Мухла» Ибн Хазма, «аль-Мугни» АбуМухаммада Абдуллы аль-Ханбали и др.

В приведённых выше словах имама Ахмадасодержится указание на то, что отказ от достоверных текстов ведёт кзаблуждению сердец, которое делает человека неверным. К сожалениюподобный грех стал общим несчастьем, в особенности для людей, связанныхс наукой. Они намеренно воздвигают сети для усложнения изучениядоказательств из Книги и Сунны и следования за посланником Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует. Они говорят: «Опираться на доводы из Книги и Сунны может толькомуджтахид. Или же: «Двери иджтихада уже закрыты». Они также говорят:«Этому мнению следовали те, кто был осведомлённее тебя о хадисах, какотменяющих из них, так и отменённых». Эти люди ошибаются в том, чтодвери иджтихада уже закрыты. Имам Ахмад опроверг их, опираясь на хадисПророка Да благословит его Аллах и приветствует : В моейобщине всё время будет существовать группа людей, которые будутпридерживаться истины и одержат победу, и не причинят им вреда те, ктооставит их без поддержки и кто будет противиться им, пока не придётповеление Всевышнего и Благословенного Аллаха, и даже тогда она

будет на этом пути ( Абу Дауд (4202), Ибн Маджа (3952), Ахмад 5/278 и 284 от Саубана; достоверный хадис).

В результате эти заблуждающиеся люди отказываются следовать за посланником Аллаха Да благословит его Аллах и приветствуеткоторый не говорил по своей прихоти, а говорил одну только истину, ислепо доверяют словам тех, кто может совершить ошибку, кому могутпротиворечить другие учёные и опровергнуть его слова яснымидоказательствами. Ни для кого не секрет, что нет ни одного имама,охватившего своими знаниями весь Ислам. Поэтому каждый, кто несётответственность за свои деяния, если встретит ясное доказательство изКниги Аллаха и Сунны, обязан принять его и выполнять содержащиеся в нейуказания, как сказал Всевышний: «Следуйте за тем, чтониспослано вам от вашего Господа, и не следуйте вместо него за другимипокровителями; мало вы размышляете!» (Преграды, 3).Противоречат же этому только малограмотные подражатели по причине своейнеосведомлённости о Коране и Сунне и отсутствия желания изучить их.Если же они предполагают, что следуют за благочестивыми имамами, то вдействительности они противоречат им и не следуют по их дороге.

Тем не менее, в словах имама Ахмада, дасмилостивится над ним Аллах, имеется указание на то, что следованиесамостоятельному мнению имамов допустимо до получения ясныхдоказательств из двух откровений Аллаха. Каждый, кто ищет знания, когдачитает труды учёных и знакомится с их высказываниями, должен сравниватьих с текстами Корана и Сунны, поскольку каждый муджтахид, егопоследователи и сторонники его мазхаба непременно упоминают своидоводы. Истина по каждому вопросу одна, однако каждый имам получаетвознаграждение за свой иджтихад. Беспристрастный верующий долженознакомиться с мнениями и доводами учёных, хорошо размыслить надвопросом и на основании разума и здравого смысла найти правильный путь.Таким образом можно определить, доводы какого имама сильнее, иследовать им.

Что же касается этих доводов, то они обязательно должны основываться на Книге Аллаха и Сунне Его посланника Да благословит его Аллах и приветствуеткак это видно из следующего широко известного хадиса: «ПосланникАллаха, отправляя Муаза ибн Джабаля в Йемен, спросил его: “Как тыбудешь судить, если тебе придётся выносить решение?” Он сказал: “Я будусудить по Книге Всевышнего Аллаха”. Тогда Пророк спросил: “А если ты ненайдёшь этого в Книге Аллаха?” Он ответил: “Тогда по Сунне посланникаАллаха”. Он спросил: “А если ты не найдёшь ни в Сунне посланникаАллаха, ни в Книге Аллаха?” Муаз ответил: “Я самостоятельно приму своёрешение и не буду небрежным”. Тогда посланник Аллаха похлопал его погруди и сказал: “Хвала Аллаху, который наставил посланника посланникаАллаха на то, чем доволен посланник Аллаха”» (Абу Дауд (3592), (3593),Ахмад 5/236, 242, ат-Тирмизи (1327), ад-Дарими 1/60).

Праведные имамы, да смилостивится надними Аллах, не ограничивались своими объяснениями и запрещали следоватьих мнениям в случае, если выяснятся достоверные хадисы, с которыми ихмнения не совпадают, поскольку они знали, что не могут охватить всезнания целиком. Подобная истина не сокроется от того, кто обратится квысказываниям самих этих учёных.

Абу Ханифа, да смилостивится над нимАллах, сказал: «Если до меня дойдёт хадис посланника Аллаха, даблагословит его Аллах, то я приму его с удовольствием; если дойдётизречение одного из сподвижников Да будет доволен им Аллах то я приму его с удовольствием; если же дойдёт изречение их последователей [ат-таби(ун. — Ред.], то мы — люди, и они люди». Он также сказал: «Если я скажу то, чтопротиворечит Книге Аллаха, то оставьте мои слова и следуйте КнигеАллаха». Его спросили: «А если они противоречат высказыванию посланникаАллаха?» Он сказал: «Оставьте мои слова и следуйте хадису Посланника».Его опять спросили: «А если они противоречат высказываниям егосподвижников?» Он ответил: «Оставьте мои слова и следуйте высказываниямсподвижников».

Ар-Раби( рассказывал, что слышал, какимам аш-Шафии сказал: «Если вы найдёте в моей книге то, чтопротиворечит Сунне посланника Аллаха, то следуйте Сунне посланника

Аллаха и оставьте то, что я сказал». Он также сказал: «Если достоверенхадис о том, что противоречит моим словам, то бросьте мои слова остену».

Имам Малик, да смилостивится над нимАллах, сказал: «Все мы отвергающие и отвергаемые, кроме обитателя этоймогилы [посланника Аллаха. — Ред.], да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир».

Подобных высказываний очень много, ипосле этого нет оправдания тем, кто слепо следует за мнениемкакого-либо учёного, если оно противоречит Корану и Сунне. ВсевышнийАллах сказал, обращаясь к Своему посланнику: «Скажи: “Принесите же от Аллаха какое-либо другое писание, которое было бы руководством лучше их обоих [Корана и Сунны. — Ред.] ия последую за ним, если вы говорите правду!” Если же они не ответяттебе, то знай, что они следуют только за своими страстями. А кто болеесбит с пути, чем тот, кто последовал за своей страстью без руководстваАллаха?» (Рассказ, 49—50).

Подобное заблуждение очень опасно, ибооно является одной из причин появления ереси и разрушает религию. Зийадибн Худайр рассказывал: «Как-то Умар спросил меня: “Знаешь ли ты, чторазрушает Ислам?” Я ответил: “Нет”. Он сказал: “Его разрушают ошибкиучёных, споры лицемеров о Книге [Аллаха. — Ред.] ипостановления вводящих в заблуждение имамов”» («аль-Мукаддима»ад-Дарими 1/71; хороший хадис). Да поведёт нас Аллах по истинному пути!

Книга Единобожия

Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика