Глава 40 О ТЕХ, КТО ОТРИЦАЕТ НЕКОТОРЫЕ ИМЕНА И КАЧЕСТВА АЛЛАХА

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Отрицание какого-либо из имён и качеств Аллаха является признаком отсутствия веры.

2. Смысл аята 30 из суры «Гром».

3. Запрещение рассказывать то, чего слушающий не понимает.

4. Причина этого заключается в том, что непонятное ведёт к отвержению Аллаха и Его посланника Да благословит его Аллах и приветствует даже если отрицающий делает это непреднамеренно.

5. Высказывание Ибн Аббаса о том, кто отрицает что-либо из имён и качеств Аллаха, и что это губит его.

Всевышний Аллах сказал:

«...Они не веруют вМилосердного. Скажи: “Он — Господь мой! Нет божества, кроме Него. НаНего я уповаю, и к Нему моё обращение!”»* (Гром, 30).

*Всевышний Аллах так описал Себя в Своей совершенной Книге: «Он— Аллах, Творец, Создатель, Образователь. У Него самые прекрасныеимена. Восхваляет Его всё, что в Небесах и на Земле. Он — Всесильный,Мудрый!» (Собрание, 24).

Верующий в Аллаха должен признавать всеимена и качества Господа, которыми Он описал Себя в Коране и которымиописал Его посланник Да благословит его Аллах и приветствует . Только тогда его вера будет правильной и совершенной.

Вначале имена Всевышнего Аллаха непризнавали только мушрики. Позднее подобные порочные убеждения сталираспространяться и среди неграмотных мусульман. Причиной этого сталораспространение ереси и отклонение от правильного понимания религии,унаследованного от посланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует свойственной его праведным сподвижникам Да будет доволен им Аллах. Один из основоположников мутазилизма Василь ибн Ата (699—748)интерпретировал атрибуты и качества Аллаха в символическом смысле. Так,атрибут «рука Аллаха», он трактовал как «власть, могущество Аллаха».Основоположник джахмизма аль-Джахм ибн Сафван (казнён в 745 г.) и егопоследователи отрицали большинство качеств Аллаха, основываясь наложных убеждениях. Они полагали, что эти качества являются качествами,присущими плоти, и обладающий ими должен иметь плоть. Джахмитыпризнавали только те качества Аллаха, которыми не наделены Еготворения, считали Коран сотворённым, отрицали возможность лицезретьАллаха в Раю, проповедовали безусловное предопределение Аллахом деянийлюдей без возможности выбора. За их порочные убеждения, противоречащиеСвященному Корану и Сунне, многие салафы считали их неверными.

Подобная ересь джахмитов, муаттилитов,муътазилитов, ашаритов и им подобных была опровергнута многими учёными,среди которых — имам Ахмад ибн Ханбаль, Абд аль-Азиз аль-Канани, АбуАбдулла аль-Марузи, Абу Саид ад-Дарими и др.

Приверженцы Сунны утверждают сущностьАллаха, не уподобляя её сущности Его творений, утверждают обладаниеАллахом всеми качествами совершенства, упомянутыми в Коране и Сунне, неуподобляя их качествам Его творений, ибо они полностью уверовали вКнигу Аллаха и Сунну Его посланника Да благословит его Аллах и приветствует . Это — здоровые вероубеждения, с которыми был послан пророк Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует которые распространяли его сподвижники Да будет доволен им Аллах их последовали и праведные мусульманские имамы.

В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится следующий хадис:

Али сказал: “Рассказывайте людям то, что они понимают. Разве хотите вы, чтобы Аллах и Его посланник были отвергнуты?”* ( Аль-Бухари, 1/199).

Абд ар-Раззак передал от Мамара [ибн Рашида. — Ред.] от Ибн Тавуса от его отца о том, что Ибн Аббас рассказывал:

Я видел человека, которыйрезко вздрогнул в знак возмущения, услышав хадис от Пророка по поводукачеств Аллаха. Я спросил: “Что пугает их? Они готовы растрогаться,слыша ясные аяты, однако гибнут от иносказательных?”** ( Абд аль-Кадир аль-Арнаут сказал, что иснад этого хадиса достоверен).

Когда курайшиты услышали упоминание посланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует о Милосердном, они отвергли это. Тогда Аллах ниспослал по их поводу: «...Они не веруют в Милосердного...»*** (Гром, 30).

*Когда вера людей стала ослабевать, азнание религии и её правильное понимание — искажаться, среди мусульманначали распространяться ложные вероубеждения, ересь и множествонедостоверных хадисов, рассказываемых от имени посланника Аллаха.Наибольшую опасность представляли порочные вероубеждения, основанные наложных толкованиях имён и качеств Аллаха, потому что они изменялиправильное представление о Нём, что непосредственно подрывало таухидЕго имён и качеств. Предвидя это, Али ибн Абу Талиб призывалбогобоязненных мусульман до конца прояснять религию для людей, чтобыбыла отвергнута ложь и сохранена чистота религии Аллаха.

**Всевышний Аллах сказал: «Онтот — Тот, Кто ниспослал тебе эту Книгу: в ней есть аяты, ясные посмыслу, они — Матерь Книги; а другие — иносказательные. Те же, всердцах которых уклонение, следуют за тем, что иносказательно,домогаясь смуты и домогаясь толкования этого. Не знает её толкованияникто, кроме Аллаха! Сведующие же в знании говорят: “Мы уверовали вэто; всё — от нашего Господа!” Ведь размышляют только обладателиразума!» (Семейство Имрана, 7).

Вышеприведённые слова Ибн Аббасаозначают, что сердца некоторых людей смягчаются и они начинаютиспытывать страх пред Аллахом, когда слышат ясные по смыслу аятыКорана. Однако они начинают возмущаться, когда слышат аяты или хадисы окачествах Аллаха, которые они не могут понять или постичь разумом, чтов итоге приводит к тому, что они начинают отрицать их. Таким образом,они лишаются той веры, которую Всевышний Аллах обязал иметь Своимрабам, поскольку они не выполнили обязательного предписания Аллаха — неуверовали в те аяты Корана, значения которых они не поняли. Они подобнытем, о ком сказал Всевышний: «Неужели вы уверовали в одну часть Книги,а другую её часть отвергаете?» (Корова, 85). Они не спаслись от неверияи впали в ересь, ибо спастись от него может лишь тот, кто уверует вКнигу Аллаха целиком и не усомнится в её истинности.

***Ибн Джарир передал следующие слова Катады относительно причины ниспосылания аята «...Они не веруют в Милосердного...»: «Пророк Аллаха, заключая мирный договор с курайшитами вХудайбийе, продиктовал: “На этом заключили мир посланник АллахаМухаммад...” Тогда посланник курайшитов — Сухайль ибн Амр — сказал:“Если бы ты действительно был посланником Аллаха и мы, зная это,воевали бы с тобой, то мы были бы несправедливы к тебе. Посему пиши:“На этом заключили мир Мухаммад ибн Абдулла...”. Сподвижники посланникаАллаха обратились к нему: “Позволь нам сравняться с ними! Он сказал:“Нет! Пишите так, как они хотят, ибо я Мухаммад ибн Абдулла”. Когдаписец написал “Именем Аллаха Милостивого, Милосердного”, курайшитысказали: “Мы не знаем никакого Милосердного”. (В эпоху невежестваписали: “Именем Твоим, о Аллах!”). Тогда сподвижники Пророка сновасказали: “Позволь нам сразиться с ними”. Он сказал: “Нет! Пишите так,как они хотят”».

Ибн Аббас рассказывал, что посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствуетвзывал в земном поклоне: «О Милостивый! О Милосердный!» Тогда мушрикисказали: «Он считает, что взывает к одному, однако взывает к двумсразу». И тогда Аллах ниспослал:

«.Взывайте к Аллаху или взывайте к Милосердному; как бы вы ни взвывали, у Него самые прекрасные имена ”» (Перенёс ночью, 110).

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ СОРОКОВОЙ

Основой веры и фундаментом, на которомона зиждется, является вера в Аллаха, Его имена и атрибуты. Чем лучшераб Аллаха знает и верит в это, и поклоняется Аллаху с этой верой, темкрепче его таухид. Если человеку известно, что Аллах Единственен вСвоих качествах совершенства, Несравненен в Своём величии, великолепиии красоте, и нет Ему подобного в Его совершенстве, то он обязательноосознает, что Он есть истинный Бог, а любая другая божественностьложна. Если же кто-то отрицает хоть что-либо из имён Аллаха и Егоатрибутов, он тем самым вступает в противоречие с таухидом, чтоявляется одной из разновидностей неверия.

Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб

Книга Единобожия


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика