Глава 42 — О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл аята 22 из суры «Корова» в отношении приобщения к Аллаху равных.
2. Сподвижники Пророка и да благословит нашего Пророка, толковали этот аят, ниспосланный поповоду великого ширка, в том смысле, что он включает и запрещениемалого ширка.
3. Клятва не Аллахом является ширком.
4. Истинная клятва не Аллахом более греховна, чем ложная клятва Аллахом.
5. Разница между союзом «и» и наречием «затем» в речи.
Сказал Всевышний Аллах:
«...Не придавайте же Аллаху равных, в то время как вы знаете!» (Корова, 22).
В отношении этого аята Ибн Аббассказал: «Придавание Аллаху равных является ширком, который более скрыт,чем муравей, ползущий по чёрному камню в кромешном мраке ночи. Такимширком будет, если ты скажешь кому-либо: “Клянусь Аллахом, твоей жизньюи своей жизнью!” или “Если бы не эта собачка, или если бы не утки водворе, то к нам залезли бы воры”. Иногда один человек говорит другому:“Если пожелает Аллах и ты...” Или могут сказать: “Если бы не Аллах итакой-то, то ты бы не смог сделать этого”. Во всех этих выраженияхприсутствует ширк». Этот хадис передал Ибн Абу Хатим.
Умар ибн аль-Хаттаб рассказывал, что посланник Аллаха сказал: Поклявшийся не Аллахом впал в неверие, или* ширк . Этот хадис передал ат-Тирмизи и назвал его хорошим, а аль-Хаким сказал,что он является достоверным. (Ат-Тирмизи (1535), Ахмад 2/69, 87 и125,аль-Хаким и др., достоверный хадис).
Ибн Масуд сказал: «Я бы предпочёл ложно поклясться Аллахом, чем правдиво поклясться не Аллахом**».
Хузейфа рассказывал, что Пророк сказал:
Не говорите: “Если будет угодно Аллаху и такому-то”. Вам следует говорить: “Если будет угодно Аллаху, а затем такому-то . Достоверный хадис, приведённый Абу Даудом. (Абу Дауд, (4980), Ахмад 5/384).
Ибрахим ан-Нахаи считал недопустимымговорить: «Прибегаю к защите Аллаха и твоей защите», а разрешалговорить: «Прибегаю к защите Аллаха, а затем прошу защиты у тебя».***Он сказал: «Допустимо также говорить: “Если бы не Аллах, а затемтакой-то...”, но не говорите: “Если бы не Аллах и такой-то...”».
*«Или» в данном хадисе можно истолковать двояко:
1) передатчик хадиса (рави) сомневался, какое именно слово употребил посланник Аллаха «неверие» или «ширк». Необходимо сказать, что это сомнение рави ни вкоей мере не влияет на достоверность хадиса, так как его основная сутьв том, что поклявшийся не Аллахом совершил грех;
2) «или» здесь означает «и», чтонередко встречается в арабском языке. В таком случае смысл хадиса будеттаким: «...впал в неверие и ширк».
Следует также отметить, что есликлянущийся не Аллахом убеждён в том, что предмет его клятвы обладаеттой степенью величия, какой обладает Аллах, то он впадает в великийширк. Если же он не убеждён в этом, то в этом случае его клятваявляется малым ширком. Хотя Аллаху это ведомо лучше.
**Ложная клятва Аллахом (аль-йаминаль-гамус) является одним из великих грехов (аль-кабаир), за которыенеобходимо принести покаяние и/или искупить. Однако клятва чем- иликем-либо помимо Аллаха, даже если она является правдивой, представляетсобой ширк, который намного греховнее, чем самые великие грехи, дажеесли грех является малым.
Поэтому становится ясной мудрость в словах Ибн Масуда, которыйпредпочёл бы совершить великий грех, чем совершить даже малый, но ширк,что представляет собой клятва не Аллахом.
***Прибегать за помощью к живомуприсутствующему человеку допустимо, если он способен оказать ту помощь,которая от него требуется. Однако в отношении мёртвых этого делатьнельзя, ибо они не ощущают того, что происходит на Земле, и не всостоянии принести пользу или причинить вред. Коран объясняет это иуказывает, что просить помощи у мёртвых и отсутствующих, обращаться кним со словами или посвящать им какие бы то ни было деяния, как явные,так и скрытые, означает их обожествление, что является грубейшимнарушением таухида Аллаха.
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ СОРОК ВТОРОЙ
В главе тридцать первой «О слове Всевышнего Аллаха»: «Есть среди людей и такие, которые придают Аллаху равных...» — под придаванием Аллаху равных подразумевается великий ширк, когданаряду с Аллахом у людей есть другой предмет поклонения: любви, страха,надежды и других его видов.
В данной же главе речь идёт о маломширке, который проявляется в различных словесных выражениях, например,в клятвах не именем Аллаха, приравнивании к Аллаху Его созданий вофразах типа: «Если бы не Аллах и кто-то...», или: «Клянусь Аллахом итобой...» К этому же относится связывание событий и их происхождения нес Аллахом, например: «Если бы не сторож, то к нам залезли бы воры»,или: «Если бы не такое-то лекарство, то я бы погиб», или: «Если бы несноровка такого-то в чём-то, то это не удалось бы». Все подобныевысказывания противоречат принципу таухида.
Необходимо относить все дела ипроисхождение любых событий, а также степень влияния причин на ихпроисхождение к волеизъявлению Аллаха и, в первую очередь, к СамомуАллаху. При этом следует помнить о месте данной причины в происхождениисобытия и о степени её влияния на его развитие. Человеку следуетговорить: «Если бы не Аллах, а затем то-то...», чтобы была яснойзависимость всех причин от предустановления Аллаха и Егопредопределения.
Раб Аллаха сможет достичь таухида только в том случае, если не будет приобщать к Аллаху равных ни сердцем, ни словом, ни делом.
Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб