Глава 42 — О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА


РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Смысл аята 22 из суры «Корова» в отношении приобщения к Аллаху равных.

2. Сподвижники Пророка Да будет доволен им Аллахи да благословит нашего Пророка, толковали этот аят, ниспосланный поповоду великого ширка, в том смысле, что он включает и запрещениемалого ширка.

3. Клятва не Аллахом является ширком.

4. Истинная клятва не Аллахом более греховна, чем ложная клятва Аллахом.

5. Разница между союзом «и» и наречием «затем» в речи.

Сказал Всевышний Аллах:

«...Не придавайте же Аллаху равных, в то время как вы знаете!» (Корова, 22).

В отношении этого аята Ибн Аббассказал: «Придавание Аллаху равных является ширком, который более скрыт,чем муравей, ползущий по чёрному камню в кромешном мраке ночи. Такимширком будет, если ты скажешь кому-либо: “Клянусь Аллахом, твоей жизньюи своей жизнью!” или “Если бы не эта собачка, или если бы не утки водворе, то к нам залезли бы воры”. Иногда один человек говорит другому:“Если пожелает Аллах и ты...” Или могут сказать: “Если бы не Аллах итакой-то, то ты бы не смог сделать этого”. Во всех этих выраженияхприсутствует ширк». Этот хадис передал Ибн Абу Хатим.

Умар ибн аль-Хаттаб рассказывал, что посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует сказал: Поклявшийся не Аллахом впал в неверие, или* ширк . Этот хадис передал ат-Тирмизи и назвал его хорошим, а аль-Хаким сказал,что он является достоверным. (Ат-Тирмизи (1535), Ахмад 2/69, 87 и125,аль-Хаким и др., достоверный хадис).

Ибн Масуд сказал: «Я бы предпочёл ложно поклясться Аллахом, чем правдиво поклясться не Аллахом**».

Хузейфа рассказывал, что Пророк Да благословит его Аллах и приветствует сказал:

Не говорите: “Если будет угодно Аллаху и такому-то”. Вам следует говорить: “Если будет угодно Аллаху, а затем такому-то . Достоверный хадис, приведённый Абу Даудом. (Абу Дауд, (4980), Ахмад 5/384).

Ибрахим ан-Нахаи считал недопустимымговорить: «Прибегаю к защите Аллаха и твоей защите», а разрешалговорить: «Прибегаю к защите Аллаха, а затем прошу защиты у тебя».***Он сказал: «Допустимо также говорить: “Если бы не Аллах, а затемтакой-то...”, но не говорите: “Если бы не Аллах и такой-то...”».

*«Или» в данном хадисе можно истолковать двояко:

1) передатчик хадиса (рави) сомневался, какое именно слово употребил посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует«неверие» или «ширк». Необходимо сказать, что это сомнение рави ни вкоей мере не влияет на достоверность хадиса, так как его основная сутьв том, что поклявшийся не Аллахом совершил грех;

2) «или» здесь означает «и», чтонередко встречается в арабском языке. В таком случае смысл хадиса будеттаким: «...впал в неверие и ширк».

Следует также отметить, что есликлянущийся не Аллахом убеждён в том, что предмет его клятвы обладаеттой степенью величия, какой обладает Аллах, то он впадает в великийширк. Если же он не убеждён в этом, то в этом случае его клятваявляется малым ширком. Хотя Аллаху это ведомо лучше.

**Ложная клятва Аллахом (аль-йаминаль-гамус) является одним из великих грехов (аль-кабаир), за которыенеобходимо принести покаяние и/или искупить. Однако клятва чем- иликем-либо помимо Аллаха, даже если она является правдивой, представляетсобой ширк, который намного греховнее, чем самые великие грехи, дажеесли грех является малым.

Поэтому становится ясной мудрость в словах Ибн Масуда, которыйпредпочёл бы совершить великий грех, чем совершить даже малый, но ширк,что представляет собой клятва не Аллахом.

***Прибегать за помощью к живомуприсутствующему человеку допустимо, если он способен оказать ту помощь,которая от него требуется. Однако в отношении мёртвых этого делатьнельзя, ибо они не ощущают того, что происходит на Земле, и не всостоянии принести пользу или причинить вред. Коран объясняет это иуказывает, что просить помощи у мёртвых и отсутствующих, обращаться кним со словами или посвящать им какие бы то ни было деяния, как явные,так и скрытые, означает их обожествление, что является грубейшимнарушением таухида Аллаха.

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ СОРОК ВТОРОЙ

В главе тридцать первой «О слове Всевышнего Аллаха»: «Есть среди людей и такие, которые придают Аллаху равных...» — под придаванием Аллаху равных подразумевается великий ширк, когданаряду с Аллахом у людей есть другой предмет поклонения: любви, страха,надежды и других его видов.

В данной же главе речь идёт о маломширке, который проявляется в различных словесных выражениях, например,в клятвах не именем Аллаха, приравнивании к Аллаху Его созданий вофразах типа: «Если бы не Аллах и кто-то...», или: «Клянусь Аллахом итобой...» К этому же относится связывание событий и их происхождения нес Аллахом, например: «Если бы не сторож, то к нам залезли бы воры»,или: «Если бы не такое-то лекарство, то я бы погиб», или: «Если бы несноровка такого-то в чём-то, то это не удалось бы». Все подобныевысказывания противоречат принципу таухида.

Необходимо относить все дела ипроисхождение любых событий, а также степень влияния причин на ихпроисхождение к волеизъявлению Аллаха и, в первую очередь, к СамомуАллаху. При этом следует помнить о месте данной причины в происхождениисобытия и о степени её влияния на его развитие. Человеку следуетговорить: «Если бы не Аллах, а затем то-то...», чтобы была яснойзависимость всех причин от предустановления Аллаха и Егопредопределения.

Раб Аллаха сможет достичь таухида только в том случае, если не будет приобщать к Аллаху равных ни сердцем, ни словом, ни делом.


Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб

Книга Единобожия


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика