Глава 44 — О ВЫРАЖЕНИИ «ЕСЛИ ПОЖЕЛАЕТ АЛЛАХ И ТЫ»


РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Знание иудеев о малом ширке.

2. Понимание человеком подобных вопросов [в данном случае: понимание иудеями малого ширка. — Ред.], если у него есть желание.

3. Высказывание Пророка Да благословит его Аллах и приветствует : Ты что, приравниваешь меня к Аллаху? Чего же тогда заслуживает человек, который написал следующие строки: «О благороднейший из людей! [т.е. Пророк Да благословит его Аллах и приветствует . — Ред.]. Не у кого мне искать спасения, кроме как у тебя...»

4. Это выражение не является великим ширком, так как Пророк Да благословит его Аллах и приветствует сказал: ...в силу некоторых обстоятельств я не мог...

5. Праведное сновидение является частью Божественного откровения.

6. Оно служило основанием для некоторых законоположений.

Кутейла рассказывал:

Однажды к Пророку пришёлодин иудей и сказал: “Вы совершаете ширк, так как говорите: 'Еслипожелает Аллах и ты', а также клянётесь Каабой”. После этого Пророкповелел, чтобы, принося клятву, люди говорили: “Клянусь ГосподомКаабы”, а также: “Если пожелает Аллах, а затем ты”». Этот хадис передалан-Насаи и назвал его достоверным*. ( Ан-Насаи 7/6, Ахмад 6/371 и 372; достоверный хадис).

Он же передал хадис Ибн Аббаса:

Один человек сказал Пророку:“Если пожелает Аллах и ты”. В ответ на это Пророк спросил его: Ты что,приравниваешь меня к Аллаху? Если пожелает Один Аллах! ( Передали Ан-Насаи в «Аф(аль аль-Йаум ва-ль-Лейла», Ахмад 1/214, 283, 347 и д.р.).

Ибн Маджа передал хадис Туфейла, брата Аиши по матери:

Однажды во сне я увидел, чтоподошёл к группе иудеев и сказал: “Поистине, вы были бы праведнымнародом, если бы не говорили, что Узейр — сын Аллаха. Они ответили: “Ивы были бы праведным народом, если бы не говорили: “Если пожелает Аллахи Мухаммад”. Затем я подошёл к группе христиан и сказал им: “Поистине,вы были бы праведным народом, если бы не говорили, что Мессия — сынАллаха ”. Они сказали: “И вы были бы праведным народом, если быне говорили: “Если пожелает Аллах и Мухаммад”. Проснувшись утром, ярассказал об этом некоторым людям, а затем пришёл к Пророку и такжерассказал ему о своём сне. Он спросил: “Ты рассказал кому-нибудь обэтом?” Я ответил: “Да”. Тогда Пророк воздал хвалу Аллаху, возблагодарилЕго, а затем сказал: “Итак, Туфейль видел сон, о котором рассказалнекоторым из вас. Вы употребляли выражение, которое в силу некоторыхобстоятельств я не мог запретить вам ранее. Так вот, не говорите более:“Если пожелает Аллах и Мухаммад”,— а говорите: “Если пожелает ОдинАллах”**. ( Передали Ибн Маджа (2118), Ахмад 5/72, ад-Дарими 2/295 и др. от Хузайфы ибн Йамама).

*В этом хадисе содержится объяснениепричины запрета на клятву Каабой, несмотря на то, что она являетсяДомом Аллаха, к которому отправляются для совершения большого и малогопаломничества. Из него становится ясно, что запрет на ширк являетсявсеобщим, и приобщать к Аллаху в господстве, поклонении и обладаниипрекрасными именами и качествами нельзя ни приближённых ангелов, ниизбранных пророков, ни Дом Аллаха Каабу. Тем не менее, многие людиклянутся Каабой и взывают к ней в своих мольбах, прося то, чем владееттолько Аллах, в то время как Кааба не может ни повредить, ни принестипользу. Аллах разрешил совершать обход вокруг неё, совершать поклонениеоколо неё и сделал её Киблой для мусульман, но Он запретил клясться еюи взывать к ней с мольбами.


Что же касается выражения «Если пожелает Аллах и ты», то оно являетсянесостоятельным, ибо на все деяния, совершаемые рабом Аллаха,непременно есть Его воля, и ничего не может произойти против желанияВсевышнего. Он сказал: «Это [Коран] —ведь только напоминание мирам, тем из вас, кто желает идти по прямомупути. Но вы этого не пожелаете, если не пожелает Аллах, Господь миров» (Скручивание, 27—29). Это является убедительным ответом на ложныепредставления кадаритов и мутазилитов, утверждающих, что человексовершает часть дел не по воле Аллаха, а только по собственномужеланию, противоречащему воле Господа.

**Шейх Мухаммад Хамид аль-Факи сказал о высказывании Пророка Да благословит его Аллах и приветствует ...которое в силу некоторых обстоятельств я не мог запретить вам ранее: «Вероятно, ему мешало то, что Аллах не посылал ему по этому поводу откровения, а когда ниспослал, он донёс его...»

В этом хадисе также раскрывается смысл слов посланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует : Праведное сновидение является одной сорок шестой частью пророчества (аль-Бухари 12/331 от Абу Саида аль-Худри, Муслим (2263) от Абу Хурайрыи (2265) от Абдуллы ибн Умара). Шейх Мухаммад Хамид по этому поводусказал: «В этом хадисе Пророк сообщает о тех сновидениях, которые онвидел до пророчества, когда благочестиво уединялся в пещере Хира... Этобыл период, когда Аллах готовил его к получению Откровения. Он длилсяшесть месяцев, что от двадцати трех лет срока пророчества составляетодну сорок шестую часть. Хотя Аллах ведает об этом лучше».

В своём комментарии к этому толкованиюшейх Абд аль-Азиз ибн Баз сказал: «Шейх Хамид, да смилостивится над нимАллах, хотел этим сказать, что высказывание Пророка Да благословит его Аллах и приветствуето праведном сновидении как об одной сорок шестой части пророчествасообщает о том, что произошло и завершилось. Однако дело обстоит нетак, и дошедшие об этом рассказы (ривайи) данного хадиса указывают нато, что Пророк Да благословит его Аллах и приветствуетхотел сообщить об определённой разновидности сна, которая приноситпользу и радостную весть, как в прошлом, так и в будущем. Пользаподобных сновидений в том, что они являются частью пророчества исодержат сообщения о сокровенном. Поэтому тексты рассказов об этомразличаются: в некоторых упоминается одна сорок пятая часть, в других —одна сорок шестая, в третьих — одна семидесятая часть пророчества.Существуют и иные ривайи. Если бы смыслом этого было то, о чём говорилшейх Хамид, то тексты бы не различались. Причина этого различия — хотяАллах это ведает лучше — в том, что праведность подобного сновидения вотношении к видевшему его отличается в зависимости от его собственнойбогобоязненности, а также сопутствующих этому обстоятельств,указывающих на правдивость сновидения. То, о чём мы упомянули, былоизложено многими учёными. Ан-Навави в своём комментарии к “ас-Сахиху”Муслима писал: “Аль-Кади передал, что по мнению ат-Табари этопротиворечие [между ривайами. —Ред.] сводится к различию междувидящими сновидение: сновидение праведного человека является однойсорок шестой частью, а грешника — одной семидесятой. Смысл этогозаключается в том, что одна семидесятая часть незаметна, а одна сорокшестая — явна”. Тем не менее, аль-Хаттаби передавал от некоторых учёныхто, о чём говорил шейх Хамид».

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ СОРОК ЧЕТВЕРТОЙ

Разъяснение главы сорок второй относится и к этой главе.


Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб

Книга Единобожия



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика