Глава 57 О ВЫРАЖЕНИИ «ЕСЛИ БЫ…»

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Смысл аятов 154 и 168 из суры «Семейство Имрана».

2. Явный запрет на произношение выражения «если бы...» в случае какой-либо неприятности.

3. Причиной этого является то, что при употреблении этого выражения открывается возможность для козней Шайтана.

4. Прекрасные слова, которые необходимо произносить в таких случаях.

5. Повеление настойчиво стремиться к полезному, испрашивая при этом помощи у Аллаха.

6. Запрет на то, что противоположно этому, то есть на проявление слабости и бессилия перед трудностями.

Всевышний Аллах сказал:

«Они говорят: “Если бы у нас был хоть какой-то удел в этом деле, мы бы не были убиты здесь”...»* (Семейство Имрана, 154).

Всевышний сказал также:

«Те, которые сказали про братьев своих, сами оставшись дома: “Если бы они послушались нас, то не были бы убиты”...»** (Семейство Имрана, 168).

*Аз-Зубайр рассказывал о причинениспослания этого аята во время битвы у горы Ухуд: «Я был с посланникомАллаха, когда усилился в нас страх, и Аллах послал на нас такой сон,что у каждого из нас подбородок упёрся в грудь. И, клянусь Аллахом, яслышал, как Муаттиб ибн Кушайр сказал: “Если бы у нас был хоть какой-тоудел в этом деле, мы бы не были убиты здесь”. Я услышал это словно восне, и запомнил это от него. По этому поводу было ниспослано: «Они говорят: “Если бы у нас был хоть какой-то удел в этом деле, мы бы не были убиты здесь”...» (Ибн Абу Хатим; достоверный хадис).

**Ибн Касир писал: «Это значит: “Еслибы они послушались нашего совета остаться и не выходить, то не были быубиты вместе с другими”. Однако Всевышний Аллах сказал далее: «Скажи им: “Отведите от самих себя смерть, если вы правдивы!”» (Семейство Имрана, 168). Это значит: “Если уклонение избавляет человекаот гибели и смерти, то вам следовало бы не умирать вообще, однакосмерть непременно настигнет вас, даже если вы спрячетесь в высокойбашне. Поэтому отведите от самих себя смерть, если вы правдивы!”».Муджахид передал слова Джабира ибн Абдуллы: «Этот аят был ниспослан обАбдулле ибн Убаййе [главе лицемеров Медины. — Ред.] и его сторонниках».

В битве при Ухуде Абдулла ибн Убайй отказался воевать и сказал: «Неужели он [посланник Аллаха. — Ред.] оставил как моё мнение, так и своё, и последовал мнению этих подростков?» [его сподвижников. — Ред.]. За ним последовало большое число людей. Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа,упомянув о тех событиях, сказал: «Многие из них до этого не лицемерили,они были мусульманами и имели веру. Это свет, который Аллах привёл впример людям: если бы они умерли до испытания и лицемерия, то умерли бымусульманами. Однако они не были бы истинными верующими, которые,будучи в беде, не колеблются перед испытанием, равно как не были бы иистинными лицемерами, которые отступают от веры, попав в беду. В такомже положении находятся многие мусульмане в наше время или дажебольшинство из них. Если их подвергают испытанию, которое расшатываетверующих, их вера сильно ослабевает и многие из них впадают влицемерие. Часть из них вообще отступается от Ислама, если врагодерживает верх. Их видели и мы, и другие, и в этом — поучительныйурок. Однако при благополучии, либо когда мусульмане помогают импобедить врага, они являются мусульманами, верующими в посланников какв душе, так и внешне. Но их вера колеблется в беде, вследствие чего оничасто оставляют обязательные предписания и 

нарушают запреты. Они относятся к тем, кто говорит: “Мы уверовали!” — но на что им отвечают: «Вы не уверовали; говорите: “Мы покорились”,— ибо ещё не вошла вера в сердца ваши...» (Комнаты, 14), — то есть та абсолютная вера, обладатели которойявляются истинными верующими. Именно эта вера имеется в виду в КнигеВсевышнего Аллаха и ни которую указывает Сунна Его посланника. Вбедствии её обладателей не одолевает сомнение, которое сотрясает веру всердцах других людей».

В «ас-Сахихе» Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха сказал ему:

Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся [ перед трудностями. — Ред.]. Еслиже с тобой что-то случилось, то не говори: «Если бы я сделал то-то, тобыло бы так-то и так-то». Скажи лишь: «Это предопределил Аллах, и Онсделал так, как Ему было угодно»,— поскольку «если бы…» открываетвозможность для козней Шайтана. ( Муслим [2664]).

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ПЯТЬДЕСЯТ СЕДЬМОЙ

Следует уяснить, что использование рабом Аллаха выражения «если бы...» может иметь две разновидности: порицаемую и похвальную.

В порицаемом смысле это употребляетсятогда, когда происходит какая-нибудь неприятность и человек говорит:«Если бы я поступил так-то, то случилось бы так-то». Это и есть козниШайтана, поскольку человек совершает сразу два нарушения:

— во-первых, его охватывают сожаление, гнев и печаль, что недопустимо, так как в этом нет никакой пользы;

— во-вторых, человек проявляетнеучтивость по отношению к Аллаху и Его предопределению, ибо абсолютновсе события, как крупные, так и мелкие, происходят по предустановлениюи предопределению Аллаха. То, что случилось, должно было обязательнослучиться и было совершенно неотвратимо. В словах «если бы было так»или «если бы я сделал так...» проявляется слабость веры впредустановление и предопределение Аллаха и своего рода несогласие сэтим.

Совершенно очевидно, что раб Аллаха сможет обрести истинную веру и совершенный таухид только в случае отказа от этого.

В похвальном же смысле выражение «если бы...» употребляется тогда, когда раб Аллаха желает добра.

Например, Пророк Да благословит его Аллах и приветствует сказал: ...Если бы я знал это раньше, то не подгонял бы хадйа ( дополнительные животные для жертвоприношения непосредственно в Каабе) и совершил бы малое паломничество. Пророк Да благословит его Аллах и приветствует также передал слова человека, желающего доброго дела: Если бы у меня было столько же денег, как у такого-то, то я бы распорядился ими так, как это сделал такой-то.

Другое его высказывание: Если бы мой брат Муса проявил терпение, то Аллах ниспослал бы нам весть о них. Речь идёт о притче с аль-Хидром (см. суру «Пещера», 65—82).

Таким образом, если желающий добраскажет «если бы...», то это похвально, однако если это скажетсожалеющий о чём-то неприятном, то это порицается.

Использование выражения «если бы...»также зависит от конкретной ситуации, в которой находится говорящий.Если это влечёт за собой досаду, печаль, ослабление веры впредустановление и предопределение Аллаха, либо не имеет благихнамерений, то это возбраняется. Приветствуется же использованиевыражения «если бы...» при стремлении к добру, наставлению ипросвещению. Именно поэтому здесь рассматриваются две разновидностииспользования этого выражения.


Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб

Книга Единобожия



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика