Глава 67 О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА

РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСЫ:

1. Смысл высказывания Всевышнего «...а ведь вся Земля будет всего лишь пригоршней в руке Его...» (Толпы, 67).

2. Эти и подобные им знания ещё сохранялись у иудеев, живших во времена Пророка Да благословит его Аллах и приветствует которые тогда ещё не отрицали этого и не занимались их аллегорическим толкованием.

3. Пророк Да благословит его Аллах и приветствует подтвердил истинность того, что рассказал ему учёный, а Аллах удостоверил это ниспосланным аятом.

4. Пророк Да благословит его Аллах и приветствует рассмеялся, когда услышал то великое знание, которое раскрыл ему учёный.

5. Упоминание о наличии у Аллаха двух рук и размещении Им всех небес в правой руке, а всех земель — в левой.

6. Упоминание о том, что вторая рука называется левой.

7. Упоминание в хадисе о высокомерных и заносчивых людях.

8. Слова Ибн Аббаса: «...подобно горчичному зёрнышку в руке одного из вас».

9. Величие Престола по отношению к небу.

10. Величие Трона по отношению к Престолу.

11. Трон является чем-то отличным от Престола и воды.

12. Расстояние между каждым небом и следующим.

13. Расстояние между седьмым небом и Престолом.

14. Расстояние между Престолом и водой.

15. Трон находится над водой.

16. Аллах находится над Троном.

17. Расстояние между небом и землёй.

18. Каждое из небес простирается на расстояние в пятьсот лет.

19. Глубина моря, находящегося наднебесами, составляет пятьсот лет, хотя Всевышнему и Всемогущему Аллахувсё это ведомо намного лучше.

Всевышний Аллах сказал:

«Не ценили они Аллаха достойнымобразом, а ведь вся Земля будет всего лишь пригоршней в руке Его в деньВоскресения, а небеса скручены Его десницей. Хвала Ему, и Превыше Онтого, что они к Нему приобщают!»*( Толпы, 67).

*Ибн Касир в своём коммментарии к этомуаяту писал: «Мушрики не ценили Аллаха достойным образом и поклонялисьпомимо Него другим божествам. Однако Он — Самый Великий, и нет болеевеликого, чем Он. Он — Всемогущий, Он — Царь всего сущего, и всёнаходится в Его подчинении и под Его могуществом». Мухаммад ибн Ка(бсказал: «Если бы они ценили Его достойным образом, то не отвергали быЕго». Ибн Аббас же сказал: «Неверные не веруют в могущество Аллаха надними. Тот, кто уверовал в то, что Аллах Всемогущ, оценил Его достойнымобразом, а тот, кто не уверовал в это, не оценил Его достойным образом».

Ибн Масуд рассказывал:

«Однажды к посланнику Аллаха пришёл один из иудейских учёных и сказал: “О Мухаммад! Мы считаем, что Аллах [ в день Воскресения. — Ред.] разместитнебеса на одном пальце, земли — на другом, деревья — на третьем, воды —на четвёртом, богатства — на пятом, а все остальные Свои творения — нашестом, и скажет: “Я — Царь”. Пророк рассмеялся, соглашаясь со словамиучёного, а затем прочитал аят: «Не ценили они Аллаха достойным образом, а ведь вся Земля будет всего лишь пригоршней в руке

Его в день Воскресения...» (Аль Бухари 8/423 и 13/397, Муслим (2786), Ахмад 1/457, ат-Тирмизи [3239]).

В ривайе у Муслима говорится: ...а горы и деревья — на седьмом. Он потрясёт ими и скажет: «Я — Царь. Я — Аллах».

В ривайе же, приведённой аль-Бухари, говорится: «...разместит небеса на одном пальце, воды и богатства — на другом, а все остальные Свои творения — на третьем...».

Муслим приводит слова Пророка Да благословит его Аллах и приветствует переданные Ибн Умаром:

В день Воскресения Аллахсвернёт небеса и возьмёт в Свою правую руку, а затем скажет: «Я — Царь.Где же все высокомерные и заносчивые?» Затем Он свернёт все семь земельи возьмёт их в левую руку и скажет: «Я — Царь. Где же все высокомерныеи заносчивые?» ( Муслим [2788]).

Ибн Аббас сказал: «Семь небес и семь земель размещаются в ладони Милосердного подобно горчичному зёрнышку в руке одного из вас».

Ибн Джарир сказал:

Йунус [ибн Абд аль-А(ла. — Ред.] рассказалмне от Ибн Вахба от Ибн Зайда от его отца следующий хадис: “ПосланникАллаха сказал: Семь небес по сравнению с Престолом ( аль-Курси. — Ред.) подобны семи дирхемам, брошенным в щит».

Он же передал хадис Абу Зарра, который сказал:

«Я слышал, как посланник Аллаха сказал: Престол по сравнению с Троном ( аль-Арш. — Ред.) похож на железное колечко, брошенное в бескрайней пустыне». (Ибн Джарир, Ибн Абу Шайба и «аль-Асма( ва-с-Сифат» аль-Байхаки от Абу Зарра аль-Гифари).

Ибн Масуд передал:

Между первым и следующимнебом — пятьсот лет. И далее расстояние от одного неба до другогосоставляет пятьсот лет. Между седьмым небом и Престолом — пятьсот лет,а между Престолом и водой — также пятьсот лет. Трон же находится надводой, а Аллах — над Троном, и ничто не скрыто от Него из деяний ваших *. Этот хадис приводится Ибном Махди от Хаммада ибн Саламы от Асима ибнБахдали от Зирра ибн Хубайша от Абдуллы ибн Масуда. Подобный же хадисприводит и аль-Масуди от Асима от Абу Ваила от Абдуллы. Хафизаз-Захаби, да смилостивится над ним Аллах, сказал, что этот хадис дошёлдо нас через большое количество цепочек.

Аль-Аббас ибн Абд аль-Мутталиб рассказывал:

«Однажды посланник Аллахасказал нам: Известно ли вам, каково расстояние между небом и землёй? Мыответили: “Это ведомо Аллаху и Его посланнику”. Пророк сказал: Междуними расстояние в пятьсот лет, а от каждого неба до следующего — такжепятьсот лет. Каждое же небо также простирается на расстояние в пятьсотлет. Между седьмым небом и Троном лежит море, расстояние от дна доповерхности которого такое же, как между небом и землёй. ВсевышнийАллах же находится над всем этим, и ничто не скрыто от Него из деянийсынов Адама». Этот хадис передали Абу Дауд и другие. (Абу Дауд (4723), (4724), (4725), ат-Тирмизи (3317), Ибн Маджа (193) и Ахмад 1/206 и 207).

*Посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствуетутверждал о высоком положении Аллаха над Троном — выше всех Еготворений. Однако еретики заявляют, что внешний смысл подобных хадисовне отражает их истинного значения и что согласно им Творец, якобы,уподобляется Своим творениям. Если бы их слова были истиной, то Пророк Да благословит его Аллах и приветствует обязательно сообщил бы об этом своей общине. Однако Аллах довёл Свою религию до совершенства уже при жизни посланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует и закончил Свою милость к рабам Своим: Его послание было доведено до людей. Сподвижники Да будет доволен им Аллахи их последователи признавали все имена и качества Всевышнего, которымиОн описал Себя в Коране и которыми описал Его посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует .


Шейх-уль-Ислам Ахмад ибн Теймийа, да смилостивится над ним Аллах,сказал: «Книга Аллаха, от её начала и до конца, Сунна Его пророка,изречения его сподвижников и их последователей, а также изречениядругих имамов буквально наполнены текстами, излагающими иподтверждающими то, что Всевышний Аллах находится выше всех, надТроном, над Небесами, что Он вознёсся на Трон. Ибо Всевышний сказал: «К Нему восходит слово доброе и дело благое, которое Он возвышает...» (Ангелы, 10). Всевышний также сказал: «О Иса! Я возвращу тебя и вознесу к Себе» (Семейство Имрана, 55). Всевышний также сказал: «...Аллах вознёс его к Себе..» (Женщины, 158). Он также сказал: «...От Аллаха, Владыки ступеней: восходят ангелы и Дух к Нему...» (Ступени, 3—4). Аллах также сказал: «Он низводит Своё повеление с Неба на Землю, а потом оно взойдёт к Нему...» (Поклон, 5).

Всевышний также сказал: «Они боятся своего Господа, который над ними...». (Пчелы, 50). Аллах также сказал: «Он — Тот, Который сотворил для вас всё, что на Земле, а потом вознёсся к Небу и устроил его из семи небес...» (Корова, 29). Он сказал: «Поистине,Господь ваш — Аллах, который создал Небеса и Землю в шесть дней, апотом вознёсся на Трон. Он покрывает ночью день, который непрестанно заней движется... И солнце, и луну, и звёзды, подчинённые Его власти.Поистине, Ему принадлежит создание и власть. Благословен Аллах, Господьмиров!» (Преграды, 54). Всевышний также сказал: «Поистине,Господь ваш — Аллах, Который сотворил Небеса и Землю в шесть дней,потом вознёсся на Трон, управляя Своим делом. Нет заступника [пред Ним] иначе, как после Его позволения...» (Йунус, 3). В этом аяте Он упомянул две составляющие таухида [таухид господства и таухид имён и качеств Аллаха. — Ред.].

Всевышний также сказал: «Аллах — Тот, Кто воздвиг небеса без опор, которые бы вы видели, потом утвердился на Троне...» (Гром, 2). Он также сказал: «...ниспосланием от Того, Кто создал Землю и Небеса вышние. Милосердный утвердился на Троне...» (Та Ха, 4—5). Всевышний Аллах также сказал: «Иуповай на Живого, Который не умирает, и возноси Ему хвалу — Ондостаточно знает о грехах рабов Своих — Который сотворил Небеса, Землюи то, что между ними, в шесть дней, а потом утвердился на Троне —Милосердный, спроси о нём сведущего!» (Различение, 58—59). Всевышний также сказал: «АллахТот, Который сотворил Небеса, Землю и то, что между ними, в шесть дней,а потом утвердился на Троне. Нет у вас помимо Него покровителя изаступника. Не размыслите ли вы об этом? Он низводит Своё повеление сНеба на Землю, а потом оно взойдёт к Нему в некий день, протяжениекоторого — тысяча лет по тому, как вы считаете» (Поклон, 4—5). Он также сказал: «Он— Тот, Кто сотворил Небеса и Землю в шесть дней, а потом утвердился наТроне; Он знает, что входит в землю и что выходит из неё, что нисходитс неба и что поднимается в него. Он с вами, где бы вы ни были: Аллахвидит то, что вы делаете!» (Железо, 4). В этом аяте Он сообщил о Своём всеобъемлющем знании, о Своём абсолютном могуществе, о Своём всеведении.

Всевышний также сказал: «Неужеливы не опасаетесь, что Тот, Кто в небе, может велеть земле поглотитьвас, тогда как она уже колеблется? Или не опасаетесь, что Тот, Кто внебе, может наслать на вас вихрь — и тогда вы узнаете, каково Моёувещание?» (Власть, 16—17). Он также сказал: «Не подходит к ней [Книге Аллаха] ложь ни спереди, ни сзади — ниспослание Мудрого, Достохвального» (Разъяснены, 42). Он также сказал: «Ниспослание Книги от Аллаха Всесильного, Мудрого» (Коленопреклоненная, 2). А также:«Сказал Фир(аун: “О Хаман, выстрой мне башню, может быть, я дойду допутей — путей небес и поднимусь к Богу Мусы: я ведь думаю, что онлжец”...» (Верующий, 36).

Хафиз аз-Захаби в своём труде «Китаб аль-(Улу» привёл следующие слова „жены посланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует Умм Саламы об аяте «Милосердный — Он утвердился на Троне» (Та Ха, 5). «Утверждение на Троне известно, но как — не доступно разуму. Признание этого — вера, а отрицание — неверие».

Суфйан ибн Уйайна сказал: «Когда Рабиа ибн Абу Абдуррахмана спросили:«Какова сущность утверждения на Троне», — он ответил: «Утверждениеизвестно, но как — не доступно разуму. От Аллаха — послание, наПосланнике — извещение, а на нас — вера».

Иахйа ибн Иахйа рассказывал, что когдак имаму Малику зашёл один человек и спросил: «О Абу Абдулла!“Милосердный утвердился на Троне”. А как Он утвердился? — Имам сказал:«Утверждение известно, но как — не доступно разуму. Вера в это обязательна, а подобный вопрос — ересь».

Муджахид сказал: «“Утвердился” означает“возвысился на Трон”». Исхак ибн Рахавийа слышал от несколькихтолкователей, что «Милосердный утвердился на Троне» означает «поднялся».

Али ибн Хусейн ибн Шакик рассказывал,что Ибн Мубарак, когда его спросили: «Как нам узнать нашего Господа?»,ответил: «Узнав то, что Он — над седьмым небом, над Троном, отделён отСвоих творений». Абу Умар ат-Талманки в своём труде «Китаб аль-Усуль»писал: «Мусульмане — приверженцы Сунны — единодушны в том, что Аллахутвердился на Троне Своей сущностью». Там же он сказал: «ПриверженцыСунны также единодушны в том, что Всевышний Аллах утвердился на Троне вдействительности, а не метафорически». Далее он привёл слова имамаМалика: «Аллах на Небе, но Его знание — повсюду». Объясняя же значениевысказывания Аллаха: «Он с вами, где бы вы ни были...» и тому подобныхаятов Корана, он сказал: «Это Его знание. Сам же Аллах находится наднебесами Своей сущностью, вознёсся на Свой Трон таким образом, какимпожелал».

Хафиз аз-Захаби сказал: «Впервыевзгляды, отрицающие то, что Аллах находится над Троном, началраспространять аль-Джа(д ибн Дирхам. Вместе с этим он отрицал всекачества [Аллаха. — Ред ]. Его казнил Халид ибн Абдуллааль-Касри, и это хорошо известная история. Взгляды его заимствовал имамджахмитов аль-Джахм ибн Сафван. Он обнародовал их и обосновалсомнительными доводами. Произошло это в конце эпохи последователей(сподвижников посланника Аллаха [(аср ат-таби(ин). — Ред.], иимамы того времени опровергли его взгляды. Среди них — аль-Аузаи, АбуХанифа, Малик, ал-Лейс ибн Саад, ас-Саури, Хаммад ибн Зайд, Хаммад ибнСалама, Ибн Мубарак, а также праведные имамы последующих поколений».

Имам аш-Шафии сказал: «Аллаху присущиимена и качества, и никому не позволительно отвергать их. Ктопродолжает противоречить этому после доведения до него доказательств,является неверным. Если же он настаивает на этом до представления емудоказательств, то у него есть оправдание неведением. Мы подтверждаемэти качества и отвергаем их уподобление [качествам творений. — Ред.], как отверг это от Себя Всевышний, сказав: «Нет ничего, подобного Ему» (Совет, 11)».

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ШЕСТЬДЕСЯТ СЕДЬМОЙ

Данной главой автор, да смилостивится над ним Аллах, завершил свою книгу.

Он указал на тексты, свидетельствующиео величии Великого Господа, Его славе, великолепии и подчинении всехтворений Его могуществу. Такие великие свойства и совершенные качестваявляются наилучшим свидетельством и доказательством того, что толькоОдин Аллах может быть истинным объектом поклонения.

Только Ему, Достойному всей хвалы,следует полностью подчиняться, возвеличивать Его, питать к Немубесконечную любовь и обожествлять только Его. Он Один является Истиной,а всё иное — ложь. В этом состоит сущность таухида, его дух и секретискренней преданности.

Испросим же Аллаха, чтобы Онпреисполнил наши сердца знанием Его, любовью к Нему и раскаянием предНим, ибо Он — Щедрый и Великодушный.

Это — последний краткий комментарий к«Книге таухида», разъясняющий её цели. В этой книге были затронутыочень важные вопросы, касающиеся таухида. Она содержит полезные разделыи подробности, необходимые желающим углубиться в эту сферу,представляющую собой первооснову всех других наук.

Хвала Аллаху — Господу всех миров!

И да благословит Аллах господина нашего

Мухаммада, его семью и всех

его сподвижников!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Арабские теологические термины

Акида — комплекс вероубеждений.

Аллама — выдающийся учёный.

аль-Исра( — ночной перенос посланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует вместе с архангелом Джибрилем из Мекки в Иерусалим.

Арафат — гора в 20километрах от Мекки, посещение которой является одной из основныхсоставляющих Хаджа. День Арафата — день посещения этой горы, девятоечисло месяца зу-ль-хиджжа.

Ахль аль-бейт члены семьи и жёны святого Пророка Да благословит его Аллах и приветствует .

Аят — стих Священного Корана.

Бид(а — ересь, нововведение в религии.

„Джахилиййа эпоха доисламского невежества (язычества).

Джибриль — архангел, отвечающий за сообщение откровения Аллаха пророкам.

Джизья — подушный или земельный налог, взимаемый с немусульман, живущих на территории мусульманского государства.

Джихад — Священнаявойна во имя утверждения Слова Аллаха. Джихад ведётся исходя извозможностей: жизнью, имуществом, словом. Существует несколько видовДжихада: против Шайтана, против души, против неверных, противлицемеров. Джихад является вершиной столпов религии и продлится до дняВоскресения.

Ду(а — мольба, взывание к Аллаху.

Закят — третий столп Ислама: налог, взимаемый раз в году с мусульман, владеющих определённым имуществом.

Иджтихад достижение высшей ступени знаний и получение права самостоятельно решать некоторые вопросы теологическо-правового характера.

Имам — 1. Почётныйтитул крупнейших религиозных авторитетов, основателей мазхабов и т.д.2. Глава мусульманской общины. 3. Руководитель общим Намазом, чащевсего в мечети.

Иман — вера.

Ислам — (от араб.«покорность») — последняя и совершенная религия Аллаха, ниспосланная ИмСвоим рабам через Своего посланника Мухаммада Да благословит его Аллах и приветствует .

Иснад — цепочка учёных (рави), передающих хадис от посланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует последующим поколениям.

Ихлас — искренность, очищение веры пред Аллахом.

Ихсан — высокаястепень веры, позволяющая человеку совершать дела искренне ради Аллахатак, как будто он видит Его. Ибо даже если он не видит Его, он знает,что Аллах видит его.

Кафир — неверный.

Куфр — неверие; бывает двух видов: великое и малое. Великое неверие является причиной вечного пребывания человека в Аду.

Кибла — направление на Дом Аллаха Каабу в Заповедной мечети города Мекки, в сторону которой мусульмане совершают Намаз.

Макрух нежелательное (действие и т.п.).

Мазхаб — (от араб. «доктрина, школа») — религиозноеучение в области мусульманского права, основанное на разработкахвыдающихся имамов. Наиболее распространёнными мазхабами являютсямазхабы имамов Ахмада ибн Ханбаля, аш-Шафии, Абу Ханифы и Малика ибнАнаса.

Мубах — свободное, нейтральное (действие и т.п.).

Муваххид — приверженец таухида.

Муджтахид — учёный, достигший уровня иджтихада.

Мустахабб — (или мандуб) желательное, одобряемое (действие и т.п.)

Муфтий учёный — знаток Шариата, дающий разъяснение его основных положений ипринимающий решения по спорным вопросам в форме особого заключения(фетвы), основываясь на принципах Шариата и прецедентах.

Мухаддис — учёный, глубоко изучивший науку о хадисах.

Мушрик — многобожник; человек, приобщающий к Аллаху равных, совершающий великий ширк.

Рави — учёный, передающий хадис. Рави может быть достойным доверия, слабым и др.

Ривайа — вариант хадиса.

Рийа — показуха, разновидность малого ширка.

Салафы — (илиас-салаф ас-салих) — праведные предки, к которым относятся сподвижникипосланника Аллаха, их последователи (таби(ун) и праведные мусульманскиеучёные.

Салат — то же, что иНамаз, — второй столп Ислама; совершается пять раз в день. Это Намазы:«аль-фаджр» (утренний), «аз-зухр» (полуденный), «аль-(аср»(послеполуденный), «аль-магриб» (вечерний) и аль-(иша (ночной).

Саум — четвёртый столп Ислама: пост, предписанный в месяце Рамадан.

Сахаба — сподвижники посланника Аллаха Да будет доволен им Аллах .

Сунна — мусульманское священное предание, содержащее рассказы (хадисы) о Мухаммаде Да благословит его Аллах и приветствует а также его высказывания; считается дополнением к Корану.

Таби(ун — последователи, ученики сподвижников посланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует .

Таухид — признание Единственности Аллаха в поклонении, господстве и обладании прекрасными именами и качествами.

Умра — малое паломничество.

Факих — 1) учёный в области мусульманского права; 2) чтец Корана.

Фетва — решение муфтия о соответствии того или иного действия, явления Корану и Шариату.

Фикх — мусульманское право.

Хадж пятый столп Ислама: большое паломничество в Мекку в месяце зу-ль-хиджжа.

Хадис — рассказ, содержащий слова посланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствуетили описывающий его жизнь и деяния, переданный через цепочкуучёных-мухаддисов (иснад). Хадисы бывают достоверными, хорошими,слабыми, выдуманными и др. К разрешению юридических вопросов и вопросовакиды принимаются только достоверные и хорошие хадисы.

Халаль — разрешённое, законное (действие и т.п.)

Харам — запрещённое, незаконное (действие и т.п.)

Хафиз — 1)учёный-мухаддис, знающий наизусть 100 000 ривай хадисов вместе сиснадом каждого хадиса; 2) учёный, знающий наизусть весь Коран

Хиджра — вынужденноепереселение мусульман из Мекки в Медину в 622 г. Это явилось новойвехой в истории Ислама, поэтому мусульманское летосчисление начинаетсяс даты переселения самого посланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует (15—16 июля 622 г.).

Хукм — религиозное постановление, положение.

Шариат — (или Шари(ат аль-Ислам) религиозный устав(законоположение), который основывается на Священном Коране идостоверной Сунне посланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует .

Шахада — свидетельство «нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха».

Ширк — приобщение к Аллаху равных.


Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб

Книга Единобожия


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика