Заупокойная молитва (салят аль-джаназа)

Заупокойная молитва
(салят аль-джаназа)

Достоинство заупокойной молитвы.


Передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах: «Пророк,мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тому, кто будет сопровождатьпогребальные носилки и совершит заупокойную молитву[1],наградой послужит один карат, а тому, кто останется до погребения,наградой послужит два карата. Сподвижники спросили: «А сколько это двакарата?». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Они подобныдвум большим горам».
(аль-Бухари, 1324; Муслим, 2186)

В другой версии говорится: «Самый маленький карат величиной с гору Ухуд».
(Муслим, 2189)

Покойником (джаназа) называют того, кто находится в погребальных носилках. А сами погребальные носилки называются джиназа. Согласносмыслу, фатха находится над буквой и поэтому это относится к тому, ктона предмете, а кясра располагается под буквой, и поэтому это относитсяк тому, что находится под телом.

Заупокойная молитва состоит из четырёх такбиров, и совершается беззвучно и без поясных и земных поклонов. [2]

Передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах: «После того как стало известно о смерти негуса [3], пророк,мир ему и благословение Аллаха, пришёл на то место где должна быласовершится молитва, построил ряды и совершил молитву состоящую изчетырёх такбиров, без поясных и земных поклонов».
(аль-Бухари, 1333; Муслим, 2201)

Изэтого хадиса можно сделать вывод, что если человек умер на чужбине, ипо нему уже совершили заупокойную молитву, другим людям совершать понему заупокойную молитву нельзя. В противном случае совершать этумолитву обязательно (фард аль-кифайя), если даже погребальныеносилки не сопровождались. Заупокойную молитву желательно совершатьгруппой. Однако следует отметить, что можно совершить заупокойнуюмолитву, даже если покойник уже погребён, встав перед его могилой.

Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал заупокойную молитву по негусу, я находился во втором или третьем ряду».
(аль-Бухари, 3878)

Передаётся от Абдуллы ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Пророк,мир ему и благословение Аллаха, после погребения покойного, всталнапротив могилы и совершил молитву, состоящую из четырёх такбиров (безпоясных и земных поклонов)».
(Муслим, 2208)

Передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах: «(Однажды)умер человек, который служил в мечети пророка, мир ему и благословениеАллаха, и пророк, мир ему и благословение Аллаха, не узнал об этом. Водин из дней пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил об этомчеловеке. Когда сподвижники сообщили ему о смерти этого человека он,мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине вы доставили мнестрадание (не сообщив мне о его смерти)». Затем он, мир ему иблагословение Аллаха, узнав местонахождение его могилы, отправился тудаи совершил по нему заупокойную молитву». (аль-Бухари, 1337)

Когдазаупокойная молитва совершается по покойному мужчине, имам долженрасположится у головы покойного, а если покойная женщина, тогда имамдолжен расположится у середины тела.

Абу Галиб аль-Хаййат рассказывал: «Янаблюдал за тем, как совершает заупокойную молитву Анас бин Малик, дабудет доволен им Аллах. Когда покойный был мужчина, он совершил молитвупо нему стоя у его головы. Затем принесли тело женщины из курайшитовили ансаров и сказали: «Это такая-то дочь такой-то, соверши по нейзаупокойную молитву». Анас расположился у середины её тела и совершилпо ней молитву. Увидев это различие Зайд аль-Адави сказал ему: «О АбуХамза! Разве пророк, мир ему и благословение Аллаха, так совершалмолитву?». Он ответил: «Да». Ибн Зайд повернулся к нам и сказал:«Учитесь».[4]

Этот хадис также служит указанием для совершающих заупокойную молитву, какого пола является покойник.

Сообщается, что Самура бин Джундаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды)я принял участие в молитве по умершей от родов женщине и во время (этоймолитвы), я находился позади пророка, да благословит его Аллах иприветствует, который встал напротив середины её (тела)».

(аль-Бухари, 1331; Муслим, 2234)

Заупокойнаямолитва является фард аль-кифайя для мужчин. А женщинам пророк, мир емуи благословение Аллаха, запретил сопровождать погребальные носилки(сюда относится и заупокойная молитва). [5]

Сообщается, что Умм 'Атыййа, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Нам запрещалось провожать [6] погребальные носилки, но не строго-настрого»

(аль-Бухари, 1278; Муслим, 2164)

Заупокойная молитва не совершается по умершим неверным, многобожникам и лицемерам.

Аллах Всевышний говорит:

«Никогдане совершай намаз по кому-либо из них и не стой над его могилой, ведьони не уверовали в Аллаха и Его Посланника и умерли нечестивцами».
(Покаяние, 84)

Не существует временных ограничений для совершения заупокойной молитвы.




[1] т.е. будет участвовать в омовении и облачении тела в саван.

[2] «аль-Муджам -аль-Уасит» стр: 140; «аш-Шарх-аль-Мумти аля Зад аль-Мустагна» 5/298.

[3] Это титул правителей Эфиопии. Здесь в частности речь идёт о Асхаме.

[4]«Муснад» 3/118; «Сунан Абу Давуд» 3194; «Сунан ат-Тирмизи» 1039; «Сунанибн Маджа» 1494; «Муснад ат-Тайалиси» 776; «Ахкам аль-Джанаиз»стр.138-139.

[5] «Маджму фатауа» 24/245.

[6] Провожать – означает сопровождать покойного до кладбища и принимать участие в погребении.



источник

Способ совершения заупокойной молитвы.

Вовремя заупокойной молитвы после произнесения первого такбира читаетсясура «аль-Фатиха», после второго такбира читается молитва за пророка(салават) [см. Способ совершения молитвы], после третьего такбирачитается мольба за умершего, а после четвёртого такбира намаззавершается произнесением салама в одну или обе стороны.

Мольба, которую следует читать за покойного:

Сообщаетсяот Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах: «Пророк, мир ему иблагословение Аллаха, читал по покойному следующую мольбу: «Аллахумма-гфирлихаййина уа маййитина, уа шахидина уа гаибиня, уа сагырина уа кябирина,уа зякярина уа унсана! Аллахумма ман ахйайтаху минна фа ахйихиаля-л-ислями, уа ман таваффайтаху минна фатаваффаху аля-ль-имани». [1] («ОАллах, прости нашим живым и мёртвым, присутствующим и отсутствующим,малым и старым, мужчинам и женщинам. О Аллах сделай так, что бы те изнас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям ислама, а тех из нас,кого Ты упокоишь, упокой в вере!»).

Ауф ибн Маликаль-Ашджаи, да будет доволен им Аллах рассказывал: «Я слышал какпророк, мир ему и благословение Аллаха, во время заупокойной молитвыпрочитал следующую мольбу: «Аллахум­ма-гфир лаху уар-хамху уаафихи уа'фу анху, уа акрим нузуляху уа васси мудхаляху, вяг-сильхубильмаин уа сяльджин уа барадин, уа наггыхи мина-ль-хатайа кямайунагга-с-саубу-ль-абйа­ду мина-д-данаси, уа абдилху даран хайран миндарихи уа ахлян хайран мин ахлихи уа заужан хайран мин заужихи, уаадхилху-ль-джаннята уа аизху мин азаби-ль-габри уа азаби-н-нар!». (ОАллах прости его и помилуй его, и избавь его, и окажи ему милость, иокажи ему хороший приём, и сделай могилу его просторной. И омой еговодой, снегом и градом, и очисть его от прегрешений, как очищаешь Тыбелую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семьюлучше его семьи и жену лучше его жены [2], и введи его в рай и защити его от мучений могилы и от мук огня!»).

(Муслим, 2231)

Если покойная женщина, тогда мольбу следует читать, изменяя местоимения «ху, хи», на «ха».
Если покойных двое, тогда мольбу читают изменив местоимения «ху, хи» на «хума, хима».
Если имеется два покойника мужского пола, тогда мольбу читают, изменяя местоимения «ху, хи», на «хум, хим».
Если имеется два покойника женского пола, тогда мольбу читают, изменив местоимения «ху, хи», на «хунна, хинна». [3]



[1]«Муснад» 2/368; «Сунан Абу Давуд» 3201; «Сунан ат-Тирмизи» 1024; «Сунанибн Маджа» 1498; «Сахих ибн Хиббан» 757; «Ахкам аль-Джанаиз»стр.157-158.

[2] Это предложение неотрицает возможности нахождения в раю вместе с ним его праведной семьи,это всего лишь пожелания большего для умершего. «аш-Шарх-аль-Мумти аляЗад аль-Мустагна» 5/412.

[3] «аш-Шарх-аль-Мумти аля Зад аль-Мустагна» 5/414

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика